город Ростов-на-Дону |
дело N А32-9663/2009 |
30 мая 2011 г. |
15АП-3804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2011 по делу N А32-9663/2009 (судья Бондаренко И.Н.) по заявлению Государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю при участии третьих лиц Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю о признании незаконными действий, об обязании исключить из реестра федерального имущества
при участии:
от заявителя: представитель Соколянская Н.В.(доверенность б/н от 21.06.2010), конкурсный управляющий Ростовцева О.В. ;
от заинтересованного лица: представитель Цуканова Н.С. (доверенность N 14/01 от 11.01.2011); от третьих лиц: представители не явились, извещены (уведомления N 499535, N 499542), ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие;
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский" (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Ростовцевой О.В. обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий управления по включению в реестр федерального имущества предприятия (реестровый номер 023001579) и обязании управления исключить из реестра федерального имущества предприятие Темрюкского района, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия управления по включению в реестр федерального имущества предприятия (реестровый номер 023001579) и обязал управление исключить предприятие из реестра федерального имущества. Решение мотивировано тем, что ГППР "Краснооктябрьский" является государственным предприятием краевого уровня собственности, поскольку его учредителем выступает Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2010 решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием с учетом выводов, содержащихся в судебных актах по делу N А32-16703/2005, выяснить, на каком земельном участке располагаются объекты недвижимого имущества ГППР "Краснооктябрьский" (6347 га земельного участка выделены из участка площадью 13 605 218 кв. м, относящегося к федеральной собственности), дать оценку письмам Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 08.04.2009 и 14.07.2009, определить полномочия Департамента сельского хозяйства и продовольствия по вопросу утверждения устава предприятия на декабрь 1992 года, приобщить к материалам дела судебный акт о признании предприятия банкротом.
Решением суда от 22.02.2011 восстановлен срок на обращение в суд, в заявлении отказано. Суд пришел к выводу, что рисоводческие предприятия, каким является ГППР "Краснооктябрьский", в силу пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" до момента определения соответствующего собственника относятся к федеральной собственности. Судебными актами по делу N А32-16703/2005 подтвержден федеральный уровень собственности земельного участка площадью 13 605 218 кв. м с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия. Предприятию присвоен код формы собственности (КФС) - 12 (федеральная собственность), согласно информационному письму Темрюкского межрайонного отдела государственной статистики от 14.03.2000 N 1-936 о присвоении кодов общероссийских классификаторов. Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края превысил свои полномочия, включив предприятие в реестр краевой собственности.
Предприятие обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный акт отменить
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Арбитражный суд нарушил нормы процессуального права, не учел положения ч.5 ст.200 АПК и неправильно перенес обязанности по доказыванию на истца. Не выполнены указания ФАС СКО о выяснении, на каком земельном участке располагаются объекты недвижимого имущества ГППР "Краснооктябрьский", не дана оценка письмам Департамента сельского хозяйства. Решение по делу N А32-16703/2005 не имеет преюдициального значения по отношению к рассматриваемому спору. Суд не учел, что предприятие создано в порядке реорганизации из совхоза, поэтому законным основанием включения имущества ГППР в федеральный реестр являлось бы прямое указание на отнесение подобного рода предприятий (рисоводческих) к объектам, относящимся к федеральной собственности. Представленные в материалы дела формы бухгалтерской отчетности являются следствием, а не основанием внесения имущества ГППР в реестр федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения в связи со следующим. В силу закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество госпредприятий, являются собственностью РСФСР. Разгосударствление и приватизация госпредприятий осуществляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР. Поскольку предприятие образовано на базе совхоза и является его правопреемником, не включено в перечень государственных предприятий, принадлежащих Краснодарскому краю, имущество его правомерно включено в реестр федеральной собственности. Доводы апелляционной жалобы необоснованы.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва.
Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприятие создано в порядке реорганизации совхоза "Краснооктябрьский" в соответствии с законом "О собственности" от 24.12.1990 N 443-1 и законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25.12.1990 N 445-1, зарегистрировано постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края от 18.02.1992 N 2763 (т. 1 л. д. 16).
Протоколом от 26.11.1992 N 1 собрания трудового коллектива решено перерегистрировать государственное предприятие рисоводческий совхоз "Краснооктябрьский" в государственное предприятие по производству риса совхоза "Краснооктябрьский" (т.1 л.д.17).
Согласно пункту 1.1 устава предприятие образовано на базе совхоза и является его правопреемником и утверждено Департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края. В уставе предприятия не содержится указаний на то, что его учредителем является Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края (т.1 л.д.19-23).
08.12.1992 первым заместителем генерального директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края утвержден устав предприятия.
Письмами от 08.04.2009 и 14.07.2009 Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности сообщает о том, что приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 мая 2005 г. N 555 "О ведомственной (отраслевой) принадлежности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйствующих обществ, акции (доли) которых принадлежат Краснодарскому краю" ГППР "Краснооктябрьский" Темрюкского района не включен в перечень государственных предприятий, принадлежащих Краснодарскому краю. Данное предприятие является объектом государственной собственности Российской Федерации (т.1 л.д.29, 60).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 11.07.2006 N 03-08/5808 управление включило имущество предприятия в реестр федеральной собственности за номером 02301579.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2004 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
Полагая, что имущество предприятия неправомерно включено в реестр федеральной собственности, конкурсный управляющий обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пояснений конкурсного управляющего в суде апелляционной инстанции следует, что в состав конкурсной массы в настоящее время включены все объекты недвижимости, принадлежащие предприятию, за исключением рисовой системы.
Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действия управления по включению имущества предприятия в реестр федеральной собственности были правомерным и соответствовали положениям Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР".
В силу пунктов 7, 17 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 и действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, на территориальный орган Минимущества России возлагалась обязанность осуществлять учет федерального имущества. При этом сам порядок внесения имущества в реестр носил заявительный характер.
Основанием внесения записи в реестр послужило заявление руководителя предприятия. Оснований для отказа во внесении соответствующей записи у управления не имелось.
Выписка из реестра носит правоподтверждающий характер. По-сути заявитель оспаривает право собственности Российской Федерации на имущество предприятия.
Из материалов дела усматривается, что спор между Российской Федерацией и субъектом РФ - Краснодарским краем относительно имущества предприятия отсутствует.
Апелляционной суд отмечает, что заявителем используется ненадлежащий способ защиты права. В соответствии со статьей 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом имущество. Спорным имуществом, по мнению заявителя, является рисовая оросительная система.
В силу пункта 2.1.10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Согласно статье 10 Закона о мелиорации земель мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В силу статьи 11 Закона о мелиорации земель к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных данным законом. Государственные мелиоративные системы и находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, объекты и другое имущество организаций по эксплуатации мелиоративных систем и надзору за мелиоративным состоянием земель не могут быть переданы в собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что судебные акты по делу N А32-16073/2005 не являются преюдициальными для настоящего спора, поскольку в нем участвовали другие лица, не обоснован. По названному делу удовлетворен иск управления к администрации Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействительным зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок площадью 13 605 218 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах предприятия с кадастровым номером 23:30:13 03 000:0020, на том основании, что земельный участок является федеральной собственностью, так как предоставлен предприятию, имущество которого относится к федеральной собственности.
Иные доводы апелляционной жалобы представляют собой основания заявленных требований, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом предоставленной определением суда отсрочки уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе с заявителя жалобы следует взыскать 1000 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.02.2011 по делу N А32-9663/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9663/2009
Истец: Государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский", ГППР "Краснооктябрьский"
Ответчик: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТУ Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края