г. Саратов |
Дело N А12-24486/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.
судей Антоновой О.И., Тимаева Ф.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сопрун Е.С.,
лица, участвующие в деле - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2011 года по делу N А12-24486/2010, (судья Зотова Н.П.)
по иску заместителя прокурора Волгоградской области
к Администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" в лице Волгоградского филиала
третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
о признании недействительным договора и применения последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился заместитель прокурора Волгоградской области с иском к Администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее Администрация Завязенского сельского поселения), обществу с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее ООО "Росгосстрах", ответчик), третье лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, третье лицо), о признании недействительным (ничтожным) договора N 19 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного 01.11.2010 г.. между Администрацией Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и ООО "Росгосстрах"; и применении последствий недействительности (ничтожности) сделки, обязав ООО "Росгосстрах" возвратить страховые платежи в сумме 2180, 25 руб. Администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области.
При обращении в суд первой инстанции свои требования заявитель обосновал тем, что договор страхования, заключенный между ответчиками по делу, подлежит признанию недействительным, поскольку он не соответствует закону, в нарушение норм ст. 18 ФЗ "О защите конкуренции" конкурсные процедуры по отбору финансовой организации не проводились.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25 февраля 2011 года договор N 19 от 01.11.2010 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенный между Администрацией Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и ООО "Росгосстрах" признан недействительным, применены последствия недействительности (ничтожности) сделки, ООО "Росгосстрах" обязывалось возвратить Администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области страховую премию в сумме 2180, 25 руб.
Не согласившись с данным решением, ООО "Росгосстрах" обжаловало его в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств проведения конкурса и заключения соответствующего договора ответчиками.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, договор N 19 от 01.11.2010 г. обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключенный между Администрацией Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и ООО "Росгосстрах" был заключен на основании муниципального контракта.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела 01.11.2010 г. между ООО "Росгосстрах" (Страховщик) и Администрацией Завязенского сельского поселения (Страхователь) заключен договор N 19 на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Данный договор заключен на основании "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263, и Федерального закона от 25.04.2002 г.. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Объектом обязательного страхования по условиям договора являются имущественные интересы Страхователя, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 2. 1. договора).
В соответствии с пунктом 4. 4. договора сумма страховых взносов по договору страхования составляет 2180, 25 руб., которая была уплачена Страхователем по платежному поручению N 593 от 09.11.2010 г.
Из материалов дела, а так же из материалов дела, представленных в суд ООО "Росгосстрах" и Прокуратурой Волгоградской области, следует, что договор N 19 от 01.11.2010 г.. был заключен Администрацией сельского поселения на основании Муниципального контракта от 25.09.2008 г., заключенного по итогам проведения открытого совместного конкурса на право заключения муниципального контракта, договоров на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд бюджетных организаций и
учреждений Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (далее Муниципальный контракт), между Администрацией Киквидзенского муниципального района и ООО "Росгосстрах-Юг" (правопредшественник ответчика ООО "Росгосстрах").
31.07.2008 г. для заключения указанного Муниципального контракта между Администрацией Киквидзенского муниципального района и Администрацией Завязенского сельского поселения (заказчик) заключено Соглашение о проведении совместных торгов.
Согласно условия Соглашения от 31.07.2008 г., стороны определили основы взаимоотношений по организации и проведению совместных торгов: "По выбору страховой организации для заключения контрактов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) муниципальных учреждений Киквидзенского муниципального района" (п. 1.1.).
В рамках настоящего соглашения Заказчик делегировал Администрации Киквидзенского муниципального района полномочия по проведению совместных торгов (открытым конкурсом) по выбору страховой организации от имени заказчика для заключения контрактов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) муниципальных учреждений Киквидзенского муниципального района, представлять интересы Заказчика, утверждать Конкурсную документацию, подписывать протоколы Конкурсной комиссии. (п. 1.2.).
На основании Распоряжения N 142-р от 04.08.2008 г.. Глава Киквидзенского муниципального района, упомянутого соглашения и иных соглашений с иными администрациями сельских поселений и муниципальных учреждений Киквидзенского района Администрации Киквидзенского муниципального района подготовила конкурсную документацию, разместило публикации в газете и на официальном сайте и провела открытый совместный конкурс на право заключения муниципального контракта и договоров.
Конкурсной документацией на проведение открытого совместного конкурса на право заключения муниципальных контрактов, договоров на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района Волгоградской области был предусмотрен проект муниципального контракта со сроком действия 3 года.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 22 от 12.09.2008 г.. государственный заказчик заключает государственный контракт с единственным участником размещения заказа (ООО "Росгосстрах-Юг", Волгоградский филиал), который подал заявку на участие в конкурсе, и был признан участником конкурса, на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции") страховая услуга относится к финансовым услугам.
Согласно ст. 18 Закона "О защите конкуренции" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг.
Положения ст. 18 Закона "О защите конкуренции" носят отсылочный характер на Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальный нужд" (далее - Закон "О размещении заказов").
Пунктом 2 статьи 1 Закона "О размещении заказов" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Под государственным или муниципальным контрактом в соответствии со ст. 9 Закона "О размещении заказов" понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании проведенного конкурса.
На основании Закона "О размещении заказов" размещение заказов может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на товарных биржах).
Статьей 10 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ установлены способы размещения заказа.
Пунктом 1 статьи 18 ФЗ РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен способ размещения заказа при отборе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами и субъектами естественных монополий финансовых организаций, для оказания, в том числе и финансовых услуг по страхованию ответственности - путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
Статья 18 ФЗ "О защите конкуренции" обязывает субъекты, указанные в ней, заключать договоры на оказание финансовых услуг, перечисленных в пунктах 1 -11 части 1 данной статьи, в том числе страхование ответственности, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона вне зависимости от каких-либо факторов, в том числе от суммы, на которую будут оказываться услуги.
Из анализа вышеуказанных норм права, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что для оказания любых видов финансовых услуг (кредит, страхование) для муниципальных нужд органы местного самоуправления обязаны проводить конкурс.
Представленный ответчиком - ООО "Росгосстрах" муниципальный контракт по итогам проведения открытого совместного конкурса на право заключения муниципального контракта, договоров на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд бюджетных организаций и учреждений Киквидзенского муниципального района от 25.09.2008 г.., заключенный между Администрацией Киквидзенского муниципального района (Заказчик) и ООО "Росгосстрах-Юг" (Организация), не может свидетельствовать о том, что договор на оказание услуг страхования заключен ответчиками по делу по результатам конкурса.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что муниципальный контракт от 25.09.2008 г., является действующим, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Согласно позиции ООО "Росгосстрах" следует, что в соответствии со ст.72 Федерального закона от 09.07.1999 г.. N 159-ФЗ "Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. (п. 1.). Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п.2.).
Пунктом 3 указанной статьи предусматривалось, в том числе, что, если предметами муниципального контракта являются оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года - в случае решения о местном бюджете на очередной финансовый год, такие муниципальные контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) в соответствии с решениями местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 34 БК РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств).
В пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г.. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей 34 Кодекса, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В письме Минфина от 26 октября 2008 г.. N 02-03-0/3290 согласно которому "начиная с 2008 года, на основании статьи 169 Кодекса федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон) утверждается сроком на три года, в целях реализации Закона бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 72 и статьи 219 Кодекса для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами (далее - госконтракт (договор)) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств
по ранее заключенным госконтрактам (договорам) получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.
Согласно представленных Администрацией Киквидзенского муниципального района и Администрацией сельского поселения сведений объем принятых обязательств по Муниципальному контракту и Договору N 19 от 01.11.2010 г. не выходит за пределы лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в 2008-2010 г.г.
В связи с чем, по мнению заявителя апелляционной жалобы, муниципальный контракт от 25.09.2008 г. и договор N 19 от 01.11.2010 г. на оказание услуг по страхованию обязательной гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются действующими.
Однако, ООО "Росгосстрах" не учел следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
Из справки администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 17.03.2011 N 247 следует, что лимиты бюджетных обязательств утверждались Завязенскому сельскому поселению отдельно на 2008, 2009 и 2010 год.
Материалы дела не содержат доказательство того, что лимиты бюджетных обязательств доводились администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области на текущий год и плановый период, и позволяли администрации заключать муниципальные контракты на 3 года.
Аналогичная позиция выражена ФАС ПО в постановлении от 17.06.2010 по делу N А57-75/2010.
Как обоснованно указывает истец и следует из материалов дела, предметом открытого конкурса, проведенного администрацией Киквидзенского муниципального района в 2008 году, являлись услуги по страхованию 63 автотранспортных средств на сумму 131 670 рублей, цена муниципального контракта от 25.09.2008 по итогам проведенного конкурса составила 99 735 рублей (п. 1.3 данного контракта).
Согласно п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Доводы Прокуратуры Волгоградской области о том, что финансовые обязательства в размере 99 735 рублей по данному контракту были исполнены в 2008-2009 г.г., что послужило основанием для участия администрации Киквидзенского муниципального района, в том числе от имени администрации Завязенского сельского поселения, в открытом конкурсе по выбору страхователя на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Волгоградской области по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2010 год, проведенном Комитетом экономики администрации Волгоградской области, иными участниками процесса не опровергнуты.
Из представленных документов следует, что 14.10.2009 между администрациями Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение об участии в совместных торгах по выбору страхователя на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2010 год.
Пунктом 2.2.1 данного соглашения предусмотрено, что по итогам проведения открытых торгов администрация Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района обязуется заключить муниципальный контракт на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2010 год с победителем открытого конкурса.
14.10.2009 администрация Киквидзенского муниципального района обратилась в Комитет экономики администрации Волгоградской области с заявлением о размещении отдельным лотом в объединенном открытом конкурсе по выбору страхователя на оказание услуг учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Волгоградской области по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2010 год заказа для муниципальных учреждений Киквидзенского района.
Извещение о проведении открытого конкурса, объявленного Комитетом экономики администрации Волгоградской области, на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств учреждениям, организациям и структурным подразделениям администрации Волгоградской области на 2010 год опубликовано в газете "Волгоградская правда" от 11.11.2009 N 211 и размещено на официальном сайте www.gz-volga.ru в сети Интернет.
Предметом данного конкурса по лоту N 20 являлось оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области (объем услуги - те же 63 автотранспортных средства, начальная цена контракта - 157 848, 90 рублей, срок оказания услуг - один год), в том числе по страхованию автомобиля ГАЗ-322132 для администрации Завязенского сельского поселения.
Согласно Выписке из протокола N 1К от 27.01.2010 победителем конкурса по лоту N 20 признано ОАО "ВСК" Волгоградский филиал.
В соответствии с ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Между тем, в нарушение положений ст. 447 ГК РФ, ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" договор N 07 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, от 29.07.2010 г.., заключен администрацией Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области с ООО "Росгосстрах", занявшим по итогам конкурса 4 место (по мере выгодности предлагаемых условий контракта).
Указанная информация также подтверждается объяснениями главы Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района от 10.12.2010 г.
Участником данного конкурса являлось, в том числе и Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", конкурс не признан недействительным, доказательств того, что победитель конкурса отказался от заключения договора не имеется.
Согласно ст. 168, Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В связи с чем, заключение договора N 19 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенный 01.11.2010 г. между администрацией Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области и ООО "Росгосстрах" противоречит ч.1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Также, как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, фактических доказательств проведения конкурса и заключения соответствующего договора ответчиками в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2011 года по делу N А12-24486/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.И.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24486/2010
Истец: Заместитель прокурора Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области, ООО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах" в лице филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области, ООО "Росгосстрах" в лице Филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, УФАС по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2995/11