О чем говорят "звезды"
В условиях конкуренции в гостиничном бизнесе многие гостиничные комплексы, чтобы повысить свой рейтинг, проходят сертификацию, несмотря на то, что данная процедура, в соответствии с действующим законодательством, не является обязательной. Поэтому небольшие гостиницы и отели не торопятся с прохождением сертификации, но и они могут получить высокую категорию. Для бизнес-туристов, которые составляют большую часть постояльцев, лишняя "звезда" - это дополнительный стимул остановиться в сертифицированной гостинице.
Каким образом в настоящее время проводится классификация отелей и других средств размещения? В какой орган следует направить соответствующие документы? К чему нужно быть готовым после того, как получен сертификат соответствия категории?
Данная статья заинтересует как несертифицированные гостиницы и отели, так и имеющие "звезды". После истечения срока действия сертификата процедуру классификации последним придется проходить повторно, и некоторые моменты придется вспомнить.
На практике...
...одними из наиболее распространенных в гостиничном бизнесе являются трехзвездочные отели и гостиницы. Для постояльцев они предоставляют все удобства: телефон, телевизор, уютные номера (от одноместных до трехместных), в которых могут быть даже мини-бары. В гостиницах такого ранга могут располагаться рестораны, кафе, бары, конференц-залы, парикмахерские, оздоровительные комплексы.
Путешественникам турфирмы иногда предлагают двухзвездочные отели и гостиницы. В них обстановка проще: необходимая мебель и завтрак. Однозвездночные отели небольшие как по количеству номеров (до десятка комнат), так и по их площади. Минимум комфорта и отсутствие дополнительных услуг, на питание можно не рассчитывать. Все это мало привлекает туристов.
Нельзя обойти вниманием гостиницы и отели с высоким уровнем сервиса. Начнем с четырехзвездочных гостиничных комплексов. Для них характерны удобное расположение и повышенный уровень комфортности в номерах высокой категории. Постояльцам предоставляется множество дополнительных "бесплатных" услуг (как правило, учтенных в цене номера). Можно оставить автомобиль на охраняемой автостоянке и воспользоваться услугами такси, сходить в тренажерный зал, фитнес-клуб, бассейн, обменять валюту. В номерах помимо стандартной бытовой техники (телевизора, холодильника, охранной системы, телефона) могут быть кабельное и спутниковое телевидение, прямые телефонные линии, беспроводной доступ в Интернет, кондиционер, мини-бар. Все это размещается и в стандартных одноместных или двухместных номерах, и в номерах с улучшенной планировкой.
Пятизвездочный отель или гостиницу отличают не только количество "звезд" в названии, но и вся необходимая инфраструктура: несколько ресторанов (включая экзотическую кухню), торговые и бизнес-центры, салоны красоты, бары, ночные клубы, казино, бассейны, спортивно-оздоровительные центры с тренажерными залами, банкоматы.
Роскошь и уровень сервиса пятизвездочных отелей практически не знают границ. Постояльцам предлагаются разные номера высоких категорий, начиная от люксовых и заканчивая многокомнатными апартаментами. Для ведения бизнеса в них предусмотрены многоканальная телефонная связь, средства вычислительной и оргтехники, цифровой сейф, комната для переговоров. В таких отелях можно жить месяцами, не выходя на улицу, но стоит это, конечно, недешево.
Классификация гостиниц и отелей, которые не прошли сертификацию, носит во многом субъективный характер, эксперты и туристы часто дают разную оценку одному и тому же комплексу. Напротив, когда гостиница сертифицирована и имеет "звезды", то уровень сервиса в них соответствует присвоенной категории. Это может подтвердить специальная комиссия, которая проводит периодический и внеплановый контроль соблюдения требований, установленных сертифицированной гостинице или отелю. Такая оценка гостиничных комплексов является объективной, и в большей степени ей доверяют туристы и бизнес-клиенты, останавливая свой выбор на гостиницах с тремя, четырьмя и пятью "звездами". Попробуем разобраться в системе классификации гостиниц, а начнем с законодательной базы.
Нормативная база из одного документа
Главным отраслевым документом, регулирующим данный вопрос, является Система классификации гостиниц*(1), которая заменила ранее применявшийся ГОСТ Р 50645-94 "Туристко-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц"*(2). В более позднем документе, который применяется с 2005 года, определены:
- цели классификации гостиниц и отелей;
- проверяемые на соответствие установленным требованиям объекты;
- порядок проведения работ по классификации;
- документальное оформление и применение знака категории;
- порядок рассмотрения апелляций;
- правила применения знака категории гостиницы и средств размещения.
В Системе классификации гостиниц указанная последовательность вопросов взаимосвязана, тем не менее мы не будем досконально разбирать все возможные нюансы и особенности. Выделим главное, обратив внимание читателя на то, без чего нельзя составить представление о всем процессе классификации гостиниц.
Для чего проводится классификация гостиниц?
Классификация гостиниц проводится в различных целях. Во-первых, она способствует соблюдению современных стандартов обслуживания и качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг. Во-вторых, критерии классификации гостиниц и других средств размещения*(3) способствуют единству требований в РФ и существующей зарубежной практики гостиничного бизнеса. В-третьих, дифференциация гостиниц и отелей позволяет определиться туристу с ассортиментом и качеством предоставляемых услуг и выбрать нужное место для проведения отдыха. Это можно сделать опять же на основе достоверной информации о том, что категория гостиницы и средств размещения подтверждена результатами классификации и соответствует установленным критериям. Нельзя обойти вниманием конкурентоспособность гостиниц, чему также содействует их сертификация. В ее проведении задействован не один эксперт или соответствующий орган, а целая система.
Какая она - система?
Представим организационную структуру классификации гостиниц и других средств размещения в виде схемы.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма - Федеральное агентство по туризму |
центральный орган системы |
аттестационная комиссия |
комиссия по апелляциям |
органы по классификации средств размещения |
заявители на проведение классификации |
Как видим, в осуществлении деятельности по классификации гостиниц и других средств размещения задействовано несколько уполномоченных органов. Между ними распределены этапы процесса классификации гостиниц. Взаимодействие этих органов лучше рассмотреть непосредственно на порядке проведения классификации гостиниц. Обратим внимание на центральный орган системы (ЦОС), который уполномочен Федеральным агентством по туризму в решении следующих задач:
- формирование аттестационной комиссии и утверждение документов в системе классификации;
- прием заявок на проведение оценки соответствия категории гостиниц и других средств размещения;
- разработка методических документов;
- взаимодействие с аттестационной комиссией, органами по классификации и комиссией по апелляциям;
- ведение учета выданных сертификатов категории;
- проведение экспертизы документов и другие вопросы.
Как видим, у ЦОС достаточно полномочий по координации действий всех органов системы классификации и осуществления общего контроля. Каким образом ЦОС выполняет возложенные на него задачи и проводит классификацию гостиниц?
Порядок классификации
Классификация гостиниц и других средств размещений проводится в три этапа:
- экспертная оценка;
- аттестация;
- экспертный контроль классифицированных гостиниц и средств размещений.
На первом этапе заявитель направляет в ЦОС заявку на классификацию с приложением анкеты, содержащей сведения о номерном фонде и его структуре. После получения заявки ЦОС заключает договор с заявителем и поручает экспертную оценку органу по классификации. Последний формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия гостиницы и других средств размещений. В нее могут быть привлечены специалисты в области туризма и представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере.
Экспертная оценка проводится в отношении гостиницы и средств размещения в целом, а также его номеров. Рассмотрим эти две составляющие общей экспертной оценки отдельно.
Оценка соответствия гостиниц и средств размещения
Оценка соответствия гостиниц проводится в три этапа. Такой порядок обусловлен тем, что оценка гостиниц и средств размещения производится по двум направлениям. Первое - выполнение обязательных требований, второе - балльная оценка, которая зависит от оборудования гостиницы и оказываемых ею дополнительных услуг.
Выполнение обязательных требований к соответствующей категории гостиницы проверяется на первом этапе предварительной оценки. К гостиницам и отелям предъявляются определенные условия в отношении:
- зданий и прилегающих к ним территорий;
- технического оборудования;
- номерного фонда;
- технического оснащения;
- санитарных объектов общего пользования;
- общественных помещений и для предоставления услуг питания;
- оказываемых постояльцам услуг.
По результатам составляется протокол, в котором указывается информация о соответствии средств размещения одной из категорий.
Балльная оценка по установленным критериям проводится на втором этапе, по результатам которого также составляется протокол с указанием суммарного количества баллов. Системой классификации установлены разные интервалы набранных баллов для трех групп: гостиницы и мотели с количеством номеров более 50, те же объекты с количеством номеров менее 50, а также дома отдыха, пансионаты и другие аналогичные средства размещения. Рейтинг последней группы самый высокий. При этом в отношении каждой категории устанавливаются отдельные требования по суммарному количеству баллов в отношении наличия определенного оборудования и оказываемых услуг.
На заключительном этапе сравниваются результаты проведенных оценок. Учитывается та, которая свидетельствует о более низкой категории. Поэтому если оценка соблюдения обязательных требований категории гостиницы не совпадает с балльной оценкой, то возможны следующие решения. Средству размещения присваивается:
- более низкая категория по отношению к предварительной оценке в случае, если суммарное значение баллов ниже установленного для категории;
- категория, соответствующая предварительной оценке, если количество баллов выше значений, установленных для данной категории.
Например, в результате предварительной оценки гостиница отвечает требованиям категории "четыре звезды", но сумма набранных баллов на втором этапе - не выше "трех звезд". Тогда гостинице будет присвоена категория "три звезды". И наоборот, если количество набранных баллов позволяет присвоить гостинице "пять звезд", но результат предварительной оценки "четыре звезды", то выше оценку гостиница уже вряд ли получит.
Оценка соответствия номеров
Методика оценки номеров гостиниц в целом аналогична, но имеет ряд особенностей. Для номеров предусмотрены более широкая классификация и ряд обязательных требований по техническому и санитарно-гигиеническому оснащению, оборудование мебелью и необходимым инвентарем.
Отдельно выделяются номера с I по V категорию и номера высшей категории (сюит, апартамент, люкс, студия). В отношении поименованного перечня проводятся предварительная оценка на выполнение обязательных требований и балльная оценка. У номеров высшей категории эти оценки не должны приводить к разным результатам. Номера I-V категорий по суммарному значению баллов могут не соответствовать категории, установленной при предварительной оценке. Тогда если суммарное количество баллов ниже, то номеру I категории присваивается более низкая категория - вторая, а номера II-V категорий в этой ситуации выводятся из жилого фонда гостиницы для ремонта.
Результаты работы комиссии по экспертной оценке гостиниц, средств размещения и номеров оформляются актом, к которому прилагаются все протоколы. Эти документы направляются в орган по классификации. На этом этап проведения экспертной оценки можно считать завершенным и переходить к следующей процедуре сертификации гостиниц и средств размещения.
Аттестация гостиниц
Орган по классификации анализирует представленные экспертной комиссией документы и направляет их в ЦОС для заключения и передачи в аттестационную комиссию. Она принимает решение о присвоении гостинице и другому средству размещения категории, которую подтверждает выданный сертификат. Срок выдачи сертификата категории не может превышать пяти лет. По окончании срока его действия проводится повторная классификация.
По всем вопросам, связанным с присвоением гостинице категории, заявитель вправе обратиться в комиссию по апелляциям. Она рассматривает материалы, поданные в письменном виде в течение месяца после получения заявителем документов. В случае необходимости комиссия может запрашивать у организации дополнительные материалы, что увеличивает срок рассмотрения апелляции. По окончании комиссия по апелляции принимает решение и направляет его вместе с материалами в ЦОС. Принятое решение является обязательным к исполнению всеми участниками системы классификации.
Следует учесть, что, после того как гостиница будет сертифицирована, перечень и качество предоставляемых услуг должны соответствовать требованиям присвоенной ей категории. Об этом говорится в Правилах предоставления гостиничных услуг в РФ*(4). В этих целях проводится следующая процедура, которая заключается в проверке соблюдения установленных сертификационных требований для гостиниц, имеющих категорию.
Экспертный контроль
Порядку проведения контроля в Системе классификации гостиниц уделено не много внимания. Контроль осуществляется в виде очередных и внеочередных проверок, которые проводятся в течение всего периода действия сертификата категории. В ходе проверки эксперты выявляют несоответствия установленным категорией требованиям и контролируют устранение недостатков, обнаруженных в ходе предыдущих проверок. По результатам контроля орган по классификации составляет акт экспертной проверки и направляет его в аттестационную комиссию, которая принимает решение о подтверждении сертификата категории.
Гостиницам и отелям следует быть готовыми не только к очередным проверкам, процедура проведения которых определяется аттестационной комиссией, но и к внеочередным проверкам. Они назначаются в случаях поступления в Федеральное агентство по туризму либо органы исполнительной власти в этой сфере претензий к гостинице или другому средству размещения, когда в организационной структуре и кадровом составе гостиницы и другого средства размещения произошли существенные изменения, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг.
В случае отрицательных результатов экспертного контроля аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Избежать такого неблагоприятного исхода поможет выполнение гостиницей всех установленных к данной категории требований и норм.
Знак категории гостиницы
Как и любой другой отличительный знак, "звезды" являются формой доведения до потребителей и других заинтересованных сторон информации об аттестации гостиницы и другого средства размещения на соответствие определенной категории. "Звезды" могут использоваться как в оформлении документов, так и в различных рекламных целях. Этот знак можно применять после получения сертификата гостиницей и иными средствами размещения, но не более установленного срока их действия. Сертификат категории нужен не только для того, чтобы получить "звезды". Он, как следует из Закона о техническом регулировании*(5), подтверждает соответствие объектов нормам технических регламентов, положениям стандартов и иным обязательным требованиям к продукции (работам, услугам).
В процессе сертификации гостиниц и отелей неизбежны расходы по оплате работ экспертных и других комиссий. Порядок их отражения в учете несложен, поэтому мы напомним лишь основные моменты.
Об учете и налогообложении расходов на получение "звезд"
Расходы на проведение сертификации гостиниц и средств размещения связаны с осуществлением гостиничного бизнеса, поэтому их можно учесть в составе затрат по обычным видам деятельности. Такие расходы, как правило, имеют долгосрочный характер, поэтому они могут быть учтены равномерно либо единовременно в составе текущих расходов. Выбор одного из этих вариантов зависит от того, насколько существенны расходы, связанные с сертификацией гостиниц и средств размещения.
Безусловно, рациональность и простота расчета говорят в пользу учета расходов по сертификации единовременно в текущем отчетном периоде. Это можно сделать при условии, если в сертификате указан небольшой срок действия или суммы по сертификации незначительны и не искажают представления о финансовых результатах гостиничной деятельности. Последнее условие определяется принятым организацией уровнем существенности и нередко профессиональным суждением бухгалтера.
Сертификаты соответствия категории выдаются на определенный срок, и суммы, уплачиваемые за это, могут быть значительными. Поэтому расходы на получение сертификатов соответствия гостиницы определенной категории логично учитывать равномерно в течение определенного органами сертификации срока.
Для расчетов по сертификации гостиничный комплекс, исходя из рекомендаций Плана счетов *(6), может использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по сертификации". На нем предварительно обобщается информация о подлежащих перечислению сертификационных сборах и иных расходах.
После того как сертификат соответствия категории получен и в нем указан срок действия, организация может отразить осуществленные затраты в составе расходов будущих периодов (Дебет 97 Кредит 76). Затем в течение срока действия сертификата расходы списываются на счета учета производственных или общехозяйственных затрат (Дебет 20, 26 Кредит 97).
Заметим, в состав расходов будущих периодов включаются все фактические затраты, связанные с получением сертификата: оплата услуг органа сертификации и иные расходы, в том числе по оформлению копий необходимых документов. Такой порядок соответствует учету расходов при налогообложении прибыли, рекомендованному Минфином в Письме от 02.11.2006 N 03-03-02/268. В нем чиновники обращают внимание на нормы Закона о техническом регулировании, в котором говорится, что добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам является одной из форм сертификации в РФ. Такой формой является классификация гостиниц и средств размещения. На этом основании чиновники справедливо считают экономически обоснованными расходы на классификацию гостиниц, так как они необходимы для ведения и развития гостиничного бизнеса.
Помимо того, что такие затраты являются обоснованными, они поименованы в пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В данной статье Налогового кодекса преимущественно поименованы косвенные расходы, поэтому логично учитывать расходы на классификацию гостиниц как косвенные в текущем отчетном периоде. Но чиновники считают иначе: уменьшать полученные доходы нужно равномерно в течение периода действия сертификата гостиницы.
Данный подход исключает расхождения между бухгалтерским учетом и налогообложением и позволяет избежать начисления отложенных налогов и дальнейшего их списания, а значит, применения ПБУ 18/02 *(7). Если организацию это не смущает и она готова к разногласиям с налоговиками, то можно применить единовременный учет для целей налогообложения расходов на сертификацию, считая их косвенными.
Без налоговых рисков так могут поступить организации гостиничного бизнеса - "упрощенцы". Им достаточно того, что расходы на классификацию являются экономически обоснованными для гостиниц, получающих сертификат, и соответствуют расходам, поименованным в пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Налогоплательщик, применяющий УСНО, может учесть в уменьшение полученных доходов расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
В отличие от организаций, находящихся на традиционной системе налогообложения, "упрощенцы" применяют кассовый метод признания доходов и расходов, если для последних не установлен особый порядок. В отношении расходов на сертификацию особого признания расходов при уменьшении единого налога не предусмотрено, поэтому они учитываются единовременно в периоде оплаты выполненных работ и оказанных услуг.
Не стоит забывать о небольших отелях и гостиницах, пользующихся преимуществами "вмененки". Они могут воспользоваться рекомендациями по бухгалтерскому учету расходов на классификацию гостиниц и средств размещения. При этом предъявленные по сертификации и иным услугам суммы НДС в учете можно отдельно не выделять, а сразу включать в состав расходов гостиниц и отелей, уплачивающих ЕНВД по основному виду деятельности.
Расходы на проведение экспертного контроля (очередного и внепланового) соответствия гостиницы и средств размещения присвоенной им квалификации заключаются в оплате услуг органов по аттестации, с которыми заключен договор. Такие затраты связаны с гостиничным бизнесом, поэтому они учитываются в аналогичном порядке в составе расходов по обычным видам деятельности гостиницы или отеля (п. 5 ПБУ 10/99*(8)). Их можно считать текущими затратами и отражать в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, на счете 20 или 26 независимо от фактической выплаты денежных средств. В качестве подтверждающего расходы документа организация может выбрать подписанный сторонами акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), имеющий все реквизиты первичного документа. На основании этого же документа организация может учесть расходы на проведение экспертного контроля при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Как видим, классификация гостиниц и средств размещения вызывает вопросы не столько в учете и налогообложении, сколько в порядке проведения самого процесса классификации гостиниц. Надеемся, что данная статья поможет читателю в них разобраться.
С.В. Булаев
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Система классификации гостиниц и других средств размещения, утв. Приказом Федерального агентства по туризму от 21.07.2005 N 86.
*(2) ГОСТ Р 50645-94, утв. Постановлением Государственного комитета по стандартизации и метрологии от 26.06.2001 N 82.
*(3) Напомним, к средствам размещения относятся помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов.
*(4) Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490.
*(5) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
*(6) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению".
*(7) Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
*(8) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"