Не прячьте ваши денежки по банкам...
Уважаемые читатели, вы получили этот номер журнала, когда час "икс" для турбизнеса (1 июня) уже наступил, однако подготовка его материалов проходила в самый разгар оформления финансовых гарантий и приема документов на регистрацию в едином реестре туроператоров. С одной стороны, практические рекомендации по оформлению гарантий уже не уместны, с другой - оставлять без внимания знаковые события в туристической индустрии не в наших правилах. Поэтому совместим приятное с полезным. Сегодня в нашем распоряжении имеются примерные формы банковской гарантии и договора страхования, а также стандартные правила страхования туроператоров (далее - Правила страхования)*(1) и экономическое обоснование базовых страховых тарифов, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков (ВСС). Рассмотрим эти документы подробнее.
Какое обеспечение предпочитают туроператоры?
По данным Ростуризма, предварительная правовая экспертиза заявлений, прием которых начат 2 апреля 2007 года, и документов юридических лиц для внесения сведений в единый федеральный реестр туроператоров показала, что на 2 мая 2007 года всего 55 компаний страны соответствовали требованиям Закона N 12-ФЗ*(2). Экспертная оценка такова: столь незначительное число заявивших о себе туроператоров свидетельствует о том, что наибольшая их часть предпочла страховую гарантию банковской и ждала утверждения типовых правил страхования в туристической сфере. С Федеральной службой страхового надзора они были согласованы только 16 апреля 2007 года. Очевидно, что туроператоры, не сумевшие или не пожелавшие обратиться в банк, с большим нетерпением ожидали утверждения этих правил, так как уже за период с 3 по 8 мая указанный перечень увеличился еще на 120 турфирм. Маловероятно, что все они успели детально изучить новые правила игры, однако лучше сделать это поздно, чем никогда.
Основные понятия
Мы не будем останавливаться на общих положениях Правил страхования, которые согласуются с нормами Закона N 132-ФЗ*(3) и Гражданского кодекса, оценка которых была дана во втором выпуске журнала за 2007 год*(4), поговорим лишь о том, что впервые озвучено на официальном уровне. Итак, финансовое обеспечение, в том числе страховка, гарантирует туристу:
- возврат денежных средств за оплаченные, но не оказанные туроператором (третьими лицами) услуги;
- возмещение реального ущерба.
В Законе N 132-ФЗ не дано определение реального ущерба, однако оно есть в Правилах страхования.
Реальный ущерб (туриста) - расходы по эвакуации, иные расходы, которые он произвел или должен будет произвести для восстановления своего права, нарушенного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (включая утрату или повреждение имущества туриста).
Расходы по эвакуации - не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а также иные расходы, понесенные туристом в связи с его непредвиденным выездом из страны (места) временного пребывания.
Объектом страхования считаются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения его ответственности перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Страховым случаем является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств произошло в течение срока действия договора страхования.
Обратите внимание: случай признается страховым, если причинение туристу реального ущерба находится в прямой причинно-следственной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором своих обязательств.
Какой ущерб не будет возмещен?
В Правилах страхования определено, что не подлежит страховому возмещению. Перечислять весь список исключений не будем (среди них назван ущерб, понесенный туристом в результате военных действий, ядерного взрыва и т.д.), отметим лишь некоторые из них. Это ущерб, причиненный туроператором, прямо или косвенно обусловленный:
- незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, в том числе в результате издания ими документов, не соответствующих законам или другим правовым актам;
- умышленными действиями туриста, направленными на наступление страхового случая, в том числе сговором между туроператором и туристом.
Обратите внимание: согласно ст. 17.6 Закона N 132-ФЗ страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.
Таким образом, страховой компанией не возмещается ущерб, возникший только вследствие умысла туриста или его сговора с туроператором. Наличие умысла у туроператора не может повлиять на выплату страхового возмещения.
Кроме того, страховая компания не возместит туристу:
- штрафы, пени, неустойки, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и подобные платежи;
- упущенную выгоду;
- моральный вред;
- расходы туриста, связанные с неявкой, опозданием и (или) незаселением по его вине, в сроки, указанные в проездных документах, турпутевке, договоре о реализации туристского продукта;
- затраты, возникшие в результате утери документов, необходимых для поездки и отдыха, если эти документы не были похищены;
- расходы, связанные с отменой поездки по не зависящим от туриста и туроператора обстоятельствам (болезнь туриста, неполучение визы и др.).
Обратите внимание: в договоре страхования могут быть предусмотрены и другие исключения, не противоречащие законодательству РФ.
Расчет тарифов и страховой премии
Подробнее хотелось бы рассмотреть раздел Правил страхования, посвященный страховой сумме. Напомним, что страховой суммой является определенная договором страхования денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страховой премии и страховой выплаты. Иными словами, страховая сумма в данном случае зависит от суммы финансового обеспечения, предусмотренного Законом N 132-ФЗ, для определенной категории туроператоров. В Правилах страхования отдельно указано на то, что страховая сумма по договору не может быть менее размера финансового обеспечения, при этом установлена возможность ее изменения (путем подписания дополнительного соглашения к договору) в зависимости от определенных Законом N 132-ФЗ требований к ее размеру. Уместно напомнить, что п. 3 ст. 2 Закона N 12-ФЗ на период с 01.06.2007 по 01.06.2008 утверждены следующие размеры финансового обеспечения:
- для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, а также работающих одновременно в сфере внутреннего и международного туризма, - 5 млн. руб.;
- для туроператоров, занимающихся только внутренним туризмом, - 500 тыс. руб.
Увеличение суммы финансового обеспечения до 10 млн. руб. с 01.06.2008 ожидает только представителей первой группы туроператоров (п. 2 ст. 2 Закона N 12-ФЗ).
Теперь обратимся к двум приложениям к Правилам страхования: таблице страховых тарифов и их экономическому обоснованию. Произведение страховой суммы и утвержденного и обоснованного тарифа - это сумма страховой премии, которую туроператор уплачивает страховой компании.
Тарифы в процентах от страховой суммы установлены в размере:
- 2,4025 - для туроператоров сферы международного или международного и внутреннего туризма (у которых до 01.06.2008 сумма финансового обеспечения равна 5 млн. руб.);
- 2,0530 - для туроператоров сферы внутреннего туризма (финансовое обеспечение - 500 тыс. руб.)
К сведению: согласно приложению "Расчет и экономическое обоснование базовых страховых тарифов" в формулу расчета приведенных тарифов заложены средние страховые суммы. Они составляют 10 млн. руб. и 500 тыс. руб. соответственно, то есть уже равны максимальным величинам финансовых обеспечений, установленным Законом N 132-ФЗ.
Таким образом, путем умножения суммы необходимого финансового обеспечения на установленный тариф мы получим величину страховой премии по договору:
- 120 125 руб. (5 000 000 руб. х 2,4025%) - для туроператоров сферы международного или международного и внутреннего туризма;
- 10 265 руб. (500 000 руб. х 2,0530%) - для туроператоров сферы внутреннего туризма.
Однако это далеко не предел. Величина страховой премии может быть снижена максимум на 60% (что маловероятно), а также увеличена до пятикратного размера (над этим стоит задуматься). Следовательно, "страховая вилка" для туроператоров сферы международного или международного и внутреннего туризма колеблется от 48 050 до 600 625 руб., для внутренних туроператоров - от 4 106 до 51 325 руб. Однако крупные игроки на рынке страхования уже заявили в СМИ, что не собираются применять минимальные ставки при страховании туроператоров, а предложения отдельных фирм застраховаться по минимуму считают в лучшем случае некомпетентностью, а в худшем - мошенничеством.
Коэффициенты, как повышающие, так и понижающие, применяются страховой компанией исходя из сроков осуществления туроператором соответствующей деятельности, ее объемов, направлений (стран), наличия в прошлые периоды претензий туристов или иных заказчиков, влияющих на степень риска*(5).
Кроме того, не следует забывать о том, что страхование ответственности туроператора имеет свои особенности. Так, после наступления страхового случая и выплаты страховой компанией туристу соответствующего возмещения, туроператор обязан пополнить размер финансового обеспечения, иными словами, восстановить размер страховой суммы путем уплаты дополнительной страховой премии (о правомерности данного подхода мы уже говорили в прошлом номере журнала*(6)). Так вот, при ее расчете страховая компания также вправе применить к базовому тарифу повышающий коэффициент от 1,1 до 2.
Согласно Правилам страхования туроператор уплачивает страховую премию единовременно, однако договором может быть предусмотрен и другой порядок.
Правила страхования о договоре
Во-первых, следует отметить, что для туроператора условия, содержащиеся в Правилах страхования, но не включенные в текст договора, обязательны, только когда в договоре прямо указано на их применение и отмечено, что они переданы клиенту. В этом случае Правила страхования должны быть приложены к договору.
Во-вторых, туроператор и страховая компания при заключении договора вправе договориться об изменении, дополнении или исключении отдельных положений Правил страхования, если, конечно, это не противоречит законодательству РФ. В этом случае преимущественную силу будут иметь положения договора, а не Правил страхования.
Если договором страхования не предусмотрено иное, то согласно Правилам страхования он вступает в силу с 00 часов дня, следующего за днем поступления страховой премии на расчетный счет (в кассу) страховой компании (ее представителя).
Определение даты вступления договора в силу весьма важно для туроператора, поскольку для осуществления деятельности необходимо непрерывное наличие финансового обеспечения. В связи с этим напомним, что в соответствии со ст. 942 ГК РФ соглашение между сторонами о сроке действия договора имущественного страхования является его существенным условием. Таким образом, в договоре страхования туроператора всегда должны присутствовать слова "настоящий договор вступает в силу с... и действует по...". С другой стороны, следует учесть, что согласно ст. 17.3 Закона N 132-ФЗ срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования ответственности туроператора. Финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения.
Заключенный на новый срок договор страхования вступает в силу со дня, следующего за днем истечения срока действия предыдущего договора финансового обеспечения, но при одном условии - плата должна быть перечислена в срок, предусмотренный договором страхования. Таким образом, туроператору, досрочно заключающему договор страхования, нужно обратить особое внимание на дату вступления его в силу, поскольку положения Закона N 132-ФЗ в данном случае имеют приоритет.
Туроператор, турагент, турист - от перемены мест слагаемых...
С точки зрения работы механизма финансового обеспечения наиболее понятны такие схемы взаимодействия турфирм и туристов, как заказ туристского продукта туристом непосредственно у туроператора или у турагента, действующего в интересах туроператора. Для таких случаев в Законе N 132-ФЗ, проекте Порядка оказания услуг по реализации туристского продукта*(7) и Правилах страхования определены информация об участниках сделки, которая должна указываться в договоре, а также документы, необходимые для обращения туриста в страховую компанию.
Так, ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ предусмотрено, что при обращении в страховую компанию турист должен составить требование, указав в нем, в том числе:
- реквизиты документа о наличии у туроператора финансового обеспечения - договора страхования, дату его выдачи, срок действия и др.;
- номер и дату договора о реализации туристского продукта;
- наименование туроператора;
- наименование турагента (если договор заключался между туристом и турагентом, действующим по поручению туроператора, но от своего имени).
К требованию прилагается, в частности, копия договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала).
Данные положения полностью совпадают с процедурой, описанной в Правилах страхования. При этом в проекте Порядка оказания услуг по реализации турпродукта предварительно было установлено, что в договоре с туристом:
- туроператор указывает информацию, в том числе о действующем договоре страхования его ответственности;
- турагент, действующий от имени и за счет туроператора, сообщает о своих полномочиях совершать данную сделку;
- турагент, действующий от своего имени и за счет туроператора, сообщает, что ответственным по сделке является туроператор.
Однако законодатели не предусматривают, что турагент в договоре о реализации турпродукта может быть представителем туриста, а не туроператора. Это возможно, когда турист поручает турагенту приобрести для него некий турпродукт. Взаимоотношения также оформляются по схеме агентирования, но только между туристом и турагентом. По договору последний обязуется заключить договор с туроператором о реализации турпродукта либо от имени туриста, либо от своего имени. Оформление договоров при таком варианте приобретения туристом турпродукта законодательно не регламентируется, хотя это необходимо для прозрачности взаимоотношений всех заинтересованных сторон, в частности страховых компаний. Так, при предъявлении требования о выплате страхового возмещения туристу понадобятся копия и оригинал договора о реализации туристского продукта, которого у него может и не быть.
К сведению: согласно ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала (в нашем случае туриста), приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В то же время туристский продукт может распространяться через субагентов, таким образом, количество звеньев в цепочке (туроператор - турагент - турист) увеличивается. Конечно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, однако четко установленный порядок оформления субагентских договоров мог бы стать неплохим подспорьем.
Случай наступил
Положения о правах и обязанностях сторон по договору страхования, а также об их действиях при наступлении события, имеющего признаки страхового случая, детально прописаны в Правилах страхования. Мы остановимся лишь на основных моментах.
При наступлении обстоятельств, которые могут повлечь предъявление туристом требований о возмещении причиненных убытков, все заинтересованные лица должны действовать согласованно, иначе страховая компания может отказать в страховой выплате. Туроператор оформляет и сохраняет, а также предоставляет страховщику возможность изучать, копировать, фотографировать все документы, связанные с фактом причинения ущерба. В срок не более трех рабочих дней с момента, когда туроператору стало известно о произошедшем событии, он сообщает (по телефону, телефонограммой, телеграммой или факсом) страховой компании краткие сведения о событии и характере (размере) причиненного ущерба. В такой же срок после получения письменного требования от туриста о возмещении ущерба туроператор уведомляет страховщика об этом и о начале действий компетентных органов по факту причинения ущерба (расследование, вызов в суд и т.д.), информирует его о ходе расследования, судебного разбирательства и т.п. Кроме того, туроператор должен выполнять указания страховой компании, связанные с предпринимаемыми действиями, и предоставлять ей возможность участвовать в них, в том числе путем выдачи указанным лицам доверенности для защиты интересов сторон договора страхования. При наличии других лиц, ответственных за причинение туристу реального ущерба, туроператор сообщает об этом в страховую компанию и т.д.
Все документы, представляемые в страховую компанию, должны быть составлены на русском языке. Если они оформлены на иностранном языке, то туроператор (турист) обязан предъявить их нотариально удостоверенный перевод на русский язык. Перевод документов может взять на себя и страховая компания, но в таком случае она вправе вычесть расходы на него из суммы страховой выплаты.
Туристу может быть отказано в возмещении ущерба по причине следующих действий туроператора:
- неуведомление страховщика (или его представителя) о наступлении события, имеющего признаки страхового случая;
- создание препятствий в определении обстоятельств, характера и размера причиненного ущерба;
- неоформление и (или) непредставление запрошенных страховщиком документов и сведений или подача заведомо ложных документов и сведений.
Если споры и разногласия между туроператором, туристом и страховой компанией по поводу наступления страхового случая и размера страховой выплаты не возникли, то возмещение производится в досудебном порядке путем заключения трехстороннего соглашения. В обратном случае размер реального ущерба и страховой выплаты определяется в суде.
Обратите внимание: если ущерб туристу возмещается не только страхователем и страховщиком, но и другими лицами, то страховая компания оплачивает лишь разницу между суммой возмещения и суммой, компенсируемой другими лицами.
М.О. Денисова
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта.
*(2) Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в РФ".
*(3) Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ".
*(4) Статья М.О. Денисовой "Закон о туристической деятельности", стр. 14.
*(5) Например, туроператор должен представить в соответствующем заявлении информацию о претензиях, находящихся в стадии разбирательства на момент оформления страховки.
*(6) М.О. Денисова "Закон о туристической деятельности", стр. 34.
*(7) Несмотря на то, что Закон N 132-ФЗ вступает в силу с 01.06.2007, Порядок оказания услуг по реализации турпродукта еще не утвержден. Он согласован с Минздравсоцразвития РФ, подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, направлению в Минюст РФ, а затем в Правительство РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"