От турагента до туроператора
Кардинальные изменения в туристическом законодательстве не могут не влиять на деятельность турагентств. На первый взгляд беспокоиться не о чем - лицензирование отменили, а фингарантии оформлять не нужно. Однако уже сегодня вопросов от турагенств по работе в новых условиях гораздо больше, чем ответов. Причина - неоднозначность отдельных норм Закона N 132-ФЗ, отсутствие утвержденного правительством порядка оказания услуг по реализации туристского продукта и внятных официальных разъяснений.
В этой статье мы постараемся обозначить наиболее острые и актуальные вопросы, возникающие у турагентств. Кроме того, данный материал будет интересен предприятиям, которые опасаются, что после 01.06.2007 их деятельность будет иметь признаки туроператорской со всеми вытекающими отсюда последствиями. Организации, которые не могут (не успевают или не хотят) оформить фингарантию и планируют "маскироваться" под турагентов, тоже смогут почерпнуть много полезного из представленной информации.
Самая злободневная тема для турагентств - это одновременное содействие клиенту в приобретении мест для проживания в гостиницах (отелях, санаториях) и проездных документов. Например - в турагентство приходит клиент и излагает свой заказ, который является индивидуальным, то есть предложить ему готовый турпакет менеджер не может. Однако расставаться с клиентом не хочется, тем более что возможность удовлетворить его заказ у турагентства имеется. Кроме того, у некоторых агентств выручка, полученная от таких клиентов, имеет внушительный удельный вес в составе совокупных доходов. Можно, действуя по поручению клиента, забронировать нужную гостиницу и приобрести у перевозчика проездные документы, а можно приобрести проживание, питание, экскурсии у одного туроператора, а перелет и доставку до гостиницы - у другого и т.д. Однако и в том и в другом случае возникает вопрос: не превращается ли турагент в процессе данных действий в туроператора? Давайте разберемся. Для этого нам необходимо вспомнить основные определения.
Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Туристский продукт (ТП) - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). При этом ТП формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Исходя из этих определений мы имеем следующее:
/----------------------------------\
| Организация |
/------------------------------------------------\
| |
/---------------------------\ /----------------------------------\
|Продвигает и реализует ТП | |Заключает договор с гостиницей и|
| | |перевозчиком |
\---------------------------/ \----------------------------------/
| |
/---------------------------\ /----------------------------------\
| Турагент | | Туроператор |
\---------------------------/ \----------------------------------/
Эта схема условная, и без детального изучения сущности заключаемых сделок может быть подвергнута сомнению. Какова же правовая природа взаимоотношений турагента со своими партнерами?
Итак, готового турпакета нет. Действия турагентства.
Вариант 1. Менеджер бронирует для туриста отель и приобретает проездные документы. Вопрос: что в данном случае делает турфирма - формирует туристский продукт или оказывает клиенту посредническую услугу, которая находится за рамками как туроператорской, так и турагентской деятельности? Если не заглядывать в определения, то можно утверждать, что турфирма организовала клиенту индивидуальную поездку от "А до Я" - одновременно обеспечила ему проезд до места проживания и само проживание (возможно, и питание, и экскурсии), то есть фактически сформировала ТП. С другой стороны, согласно определению ТП - это комплекс услуг по перевозке и размещению, причем оказываемых за общую цену, да еще и по договору о реализации туристского продукта.
Таким образом, если турфирма заключила с клиентом один договор на осуществление перечисленных операций, то фактически она оказала последнему комплекс услуг за общую цену, но не по договору о реализации ТП, а по агентскому. Если турфирма заключила с клиентом несколько, допустим два, договоров - один на бронирование гостиницы, другой на приобретение билетов, то можно предположить, что указанные действия производятся по двум разным договорам (заключенным в разное время, например, с перерывом в несколько дней), однако по заказу одного и того же клиента. Условно говоря, турфирма оказывает клиенту услуги не комплексно, а отдельно, не за общую цену и не по договору о реализации ТП. Кроме того, развитие ситуации возможно и по другому сценарию - фирма по агентскому (субагентскому) договору с перевозчиком обеспечивает своих клиентов проездными билетами и бронирует для некоторых из них места в отеле. Все эти операции осуществляются с некоторым разрывом во времени.
Представители турагентств в большинстве считают, что если организация заключает с туристом на каждую оказываемую ему услугу отдельный договор (или вообще действует по поручению разных лиц), то причин подозревать его в осуществлении туроператорской деятельности у контролеров Роспотребнадзора не будет.
По нашему мнению, рассмотрев эту ситуацию под другим углом, формальные признаки туроператорской деятельности становятся более заметными. Как сказано в новой редакции ст. 9 Закона N 132-ФЗ, туристский продукт формируется, в том числе, и по заданию туриста. В нашем случае наличие такого задания налицо, а то, что необходимые услуги турфирма продает ему не целиком, а по частям, свидетельствует лишь о способе оформления сделки, а не о ее сущности. Причем такому подходу в ст. 170 ГК РФ дано соответствующее определение: притворная - это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую. Согласно пункту 2 указанной статьи притворная сделка ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом ее существа применяются соответствующие правила. В данном случае под правилами подразумевается наличие у турфирмы финансового обеспечения.
Обратите внимание: согласно новой редакции ст. 9 Закона N 132-ФЗ продвижение и реализацию туристского продукта турагент осуществляет на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом, от имени и по поручению туроператора, либо - от своего имени. В контексте нашей ситуации эта формулировка свидетельствует о том, что организация, не имеющая агентского договора с туроператором, вовсе не турагент. Остается два варианта - она либо туроператор, либо юридическое лицо, осуществляющее посреднические операции по поручению клиента, к которому приставка "тур" вообще неприменима. Предположим, что мы выбрали второй случай - организация просто посредник, содействующий туристу в разрозненном приобретении услуг, из которых по обыкновению формируется ТП.
Судебная практика по таким вопросам еще не сформировалась, и поэтому сложно предположить, как будут настроены судьи, и какие аргументы турфирме следует иметь, чтобы "разубедить" инспекторов.
Вариант 2. Предположим, что турагент бронирует туристу номер для проживания и места в самолете не напрямую у гостиницы и перевозчика, а приобретает эти услуги у туроператоров. Например, проживание, питание и экскурсии - у ТО-1, а перелет и доставку до гостиницы - у ТО-2. Как квалифицировать деятельность турфирмы? С одной стороны, уполномоченная туристом турфирма всего лишь продвигает и реализует ему два турпродукта (ТП-1, сформированный ТО-1, и ТП-2, сформированный ТП-2). Однако и здесь есть подвох. Вспомним, что туристский продукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению. Таким образом, размещение без перевозки и, наоборот, перевозка без размещения нельзя назвать полноценным туристским продуктом. Получается, что две половинки одного целого соединяются (если угодно, формируются) только на стадии их реализации турагентом туристу. Поэтому и в данном случае разговор о фактическом ведении турагентом туроператорской деятельности вполне уместен.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что фирмы, которые активно ищут способы, как избавиться от ярлыка туроператора и оформления финансового обеспечения, рано или поздно окажутся в центре внимания контролеров, так как идея дробления туристского продукта на несколько (минимум на две) составляющих очевидна и понятна чиновникам уже сегодня. Более того, на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, где обсуждался, в частности, и этот вопрос, было заявлено, что попытки предпринимателей умышленно делить турпакеты для продажи их в качестве отдельных услуг будут отслеживаться и пресекаться. Представители турагентств пока не принимают всерьез подобные заявления, поскольку считают, что оптимальный и безопасный способ деления ТП есть. Заключается он в оформлении договоров на разных юридических лиц (одно лицо бронирует отель, другое - обеспечивает проезд). Эта схема стара как мир и применяется в различных отраслях, однако дробление бизнеса далеко не всегда является панацеей от всех бед. С другой стороны, бизнесменов расслабляет отсутствие ответственности за осуществление деятельности без финансового обеспечения, поскольку в КоАП и УК РФ формально установлена ответственность за ведение предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований, а лицензирование в туризме отменено.
Более осторожные консультанты все же рекомендуют не рисковать и заранее заключить взаимовыгодное соглашение с "лояльным" туроператором, который при необходимости не только продаст сформированный турпродукт, но и прибавит к нему дополнительную услугу, заказанную вашим клиентом. Например, оплатит перелет из отдаленного уголка страны до Москвы, откуда непосредственно и начинается путешествие.
Кстати, на упомянутом нами заседании был озвучен еще один вопрос, который сегодня беспокоит представителей санаторно-курортных организаций. Деятельность домов отдыха, пансионатов, санаториев, самостоятельно реализующих путевки, не является туроператорской, при условии если перевозку отдыхающих они не осуществляют. Аналогичным образом не могут быть признаны туроператорами фирмы, которые добавляют и доукомплектовывают турпродукт услугами образовательного (изучение иностранных языков), развлекательного (анимационные программы), экскурсионного (посещение музея) характера. Однако, как говорится, доверяй, но проверяй. Иными словами, окончательную точку в этом вопросе можно будет поставить лишь после утверждения Правил оказания услуг по реализации туристского продукта.
Есть еще один неприятный нюанс нового Закона N 132-ФЗ, который для отдельных турагентств чреват оформлением финобеспечений, к ним относятся фирмы, которые сотрудничают с туроператорами ближнего и дальнего зарубежья. Поскольку реализацию туристского продукта, сформированного иностранным партнером, вправе осуществлять только те юридические лица, которые имеют финансовое обеспечение, полученное на общих условиях. Так, на курорты стран СНГ (не говоря уже о странах Европы и Азии) отправить туристов, даже если дополнительные услуги по организации проезда не оказываются, без фингарантий не получится.
М.О. Денисова
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"