г. Томск |
Дело N 07АП-2902/11 |
26 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
гаражного кооператива "Оплот"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 17.02.2011 года по делу N А27-15836/2010 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению гаражного кооператива "Оплот"
(ИНН 4205057855, ОГРН 1034205071273)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области"
третьи лица:
Коллегия Администрации Кемеровской области,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Гаражный кооператив "Оплот" (далее - ГК "Оплот", кооператив, апеллянт) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:1038, выразившихся в формировании в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 5187520,22 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6182,98 рублей за 1 кв.м. и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:1038, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, западнее дома N 3 по ул. Коломейцева Центрального района, общей площадью 839 кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.02.2011 по делу N А27-15836/2010 в удовлетворении заявленных требований кооперативу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГК "Оплот" обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на недоказанность Управлением Росреестра надлежащего выполнения обязанностей по проверке достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе - на соответствие рыночной стоимости земельного участка, в результате чего в государственном кадастре недвижимости сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 42:24:0501002:1038.
Подробно доводы кооператива изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с ч.1 ст.266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей по имеющимся материалам.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГК "Оплот" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501002:1038 общей площадью 839 кв.м (далее - земельный участок) по договору аренды от 27.04.2010 г. N 60-04-н/ю.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 18.03.2009 кадастровая стоимость земельного участка установлена из расчета удельного показателя кадастровой стоимости 6182,98 рублей и площади участка и составила 5 187 520,22 рублей.
В связи с тем, что отчетом ООО "Независимая профессиональная оценка" от 30.09.2010 рыночная стоимость земельного участка площадью 839 кв. м определена в размере 818794 рублей, ГК "Оплот", считая действия по формированию сведений о кадастровой стоимости земельного участка неправомерными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств ненадлежащей проверки Управлением Росреестра Отчёта об определении кадастровой стоимости, указав на выбор кооперативом ненадлежащего способа защиты нарушенных прав.
Судом первой инстанции принято правильное по существу решение. Отклоняя доводы апеллянта, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. Избираемый способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В обоснование апелляционной жалобы кооператив указывает, что ненадлежащая проверка Управлением Росреестра Отчета о результатах кадастровой оценки земельного участка привела к внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных о рыночной стоимости принадлежащего апеллянту участка, что, в конечном итоге, повлияло на размер земельного налога.
Апелляционный суд, отклоняя указанные доводы апеллянта как основанные на неправильном применении норм права, считает, что избранный кооперативом способ защиты в виде признания незаконными действий Управления Росреестра не может привести к восстановлению нарушенных, по мнению ГК "Оплот", прав.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Следовательно, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что кадастровый учет, связанный с изменением данных сведений осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Из изложенного следует, что Управление Росреестра уполномочено на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.17.2008 г.. N 519, 520, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Проверка же достоверности кадастровой оценки, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта, находится вне рамок компетенции Управления Росреестра.
Таким образом, действия Управления Росреестра по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, соответствуют приведенному законодательству и не нарушают его права и охраняемые законом интересы.
Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением Росреестра обязанности по проверке правильности Отчета не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку их принятие означало бы необходимость возложения на Управление обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующих действующим нормативным правовым актам - Постановлениям Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.17.2008 г.. N 519, 520.
Доводы кооператива о несоответствии указанных постановлений закону апелляционным судом не могут быть приняты во внимание как не относящиеся к предмету заявленных кооперативом требований.
Кроме того, Кемеровский областной суд в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур. Отчет проверен Роснедвижимостью, которая приняла решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39. После получения положительного заключения Роснедвижимости, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, опубликованным в установленном порядке.
Данные обстоятельства, указанные во вступившем в законную силу решении Кемеровского областного суда от 12.11.2009 по делу N 3-149/09, не подлежат доказыванию в настоящем деле в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба арбитражного управляющего не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Гаражный кооператив "Оплот" при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2 000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1 000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная апеллянтом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.02.2011 по делу N А27-15836/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить гаражному кооперативу "Оплот" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по квитанции от 16.03.2011 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15836/2010
Истец: гаражный кооператив "Оплот"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ"
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-15836/10
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4755/11
26.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2902/11
17.02.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-15836/10