"30" мая 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" мая 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Кропотухиной Т.Е. - представителя по доверенности от 24.12.2010 N 146Н/160; Лазаревой Ю.В. - представителя по доверенности от 17.03.2011 N 126,
от ответчика (инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска): Потылициной О.А. - представителя по доверенности от 11.05.2011; Проводко О.В. - представителя по доверенности от 11.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" февраля 2011 года по делу N А33-1188/2009, принятое судьей Данекиной Л.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество, заявитель, ОГРН ИНН 2460069527) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) о признании недействительным требования N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 392 872 517,45 рублей, в том числе: 251 652 346,75 рублей налогов; 89 850 097,7 рублей пени; 51 370 073 рублей штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее 3-е лицо).
Решением суда от 25 февраля 2011 заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным требование N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 237 647 864,49 рублей налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.02.2011 в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласно, поскольку принятое 07.03.2008 инспекцией решение N 02-1-23/041 не могло учитывать обстоятельства, которые не существовали на дату его принятия, так как камеральные проверки уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2004-2005 годы завершены не были, а переплата за 2004 год в сумме 61 130 771 рублей; за 2005 год - в сумме 30 962 442 рублей была не подтверждена до конца 2008 года; налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 182 338 386 рублей к уплате обществу не предлагался; налоговый орган вправе взыскать задолженность в порядке, установленном статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации в результате неисполнения должником выставленного в его адрес требования об уплате недоимки.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором решение суда первой инстанции в обжалуемой обществом части считает законным и обоснованным
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.02.2011 в части удовлетворения заявленных обществом требований не согласен, поскольку решением управления от 09.02.2011 отменено требование N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить признанные судом необоснованно доначисленными суммы налога на прибыль, соответствующие суммы пени и штрафов, в связи с чем, оспариваемое требование не нарушает прав и законных интересов общества; меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении общества не применялись.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 25.02.2011 в обжалованной инспекцией части считает законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru, представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 г. Москва проведена выездная налоговая проверка ОАО "Красноярскэнерго" (правопреемником является ОАО "МРСК Сибири").
Результаты выездной налоговой проверки отражены в акте от 28.12.2007 N 02-47/175.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и иных материалов проверки налоговым органом принято решение от 07.03.2008 N 02-1-23/041 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу в числе прочих обязательных платежей доначислено:
- 257 387 015 рублей налога на прибыль организаций за 2004 год, из них: 53 622 295 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, 182 315 802 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации; 21 448 918 рублей налога, зачисляемого в местный бюджет;
- 30 972 рублей налога на прибыль организаций за 2005 год, в том числе 8 388 рублей налога, зачисляемого в федеральный бюджет, 22 584 рублей налога, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации
- 6 397 603,9 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;
- 74 668 6236 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации;
- 8 783 868 рублей пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет.
Заявитель указанным решением привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа за неуплату, в том числе налога на прибыль организаций:
- в сумме 10 612 611 рублей за неуплату налога за 2004 год, зачисляемого в федеральный бюджет;
- в сумме 36 463 161 рублей за неуплату налога за 2004 год, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;
- в сумме 4 289 784 рублей за неуплату налога за 2004 год, зачисляемого в местный бюджет;
- в сумме 4 517 рублей за неуплату налога за 2005 год, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с решением от 07.03.2008 N 02-1-23/041, общество обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой на указанное решение.
Федеральная налоговая служба решением от 31.12.2008 N ММ-26-9/238@ изменила решение инспекции путем отмены в резолютивной части решения доначисления единого социального налога в сумме 523 025,17 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа (пункты 4.4. и 4.5 мотивировочной части решения); в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
На основании указанного решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 г. Москва ответчиком выставлено оспариваемое требованием N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009, которое вручено обществу 22.01.2009. Указанным требованием заявителю предложено добровольно в срок до 01.02.2009 уплатить, в том числе:
- 53 630 683 рублей налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и 6 397 603,90 рублей пени;
- 74 668 626 рублей пени за неуплату налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта;
- 21 448 918 рублей налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет и 8 783 868 рублей пени.
В итоговой строке таблицы данного требования (столбец 4) предложено обществу уплатить 273 819 112, 67 рублей, в том числе налог на прибыль в сумме 257 417 987,49 рублей.
ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 в части.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2009 по делу N А40-7199/09-140-24 требования заявителя удовлетворены частично, решение инспекции от 07.03.2008 N02-1-23/041 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 190 578 136 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на прибыль в сумме 47 069 728,49 рублей начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 решение суда первой инстанции от 28.08.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2009 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 отменены в части признания недействительным пункта 1.6 решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 07.03.2008 N 02-1-23/041, связанного с доначислением налога на прибыль в сумме 47 069 728, 49 рублей и в части отказа в удовлетворении требований заявителя по эпизоду, связанному с доначислением налогов, по взаимоотношениям с ООО "ТД "Юкос-М", соответствующих пени, штрафов по этим эпизодам. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 признано недействительным решение инспекции N 02-1-23/041 от 07.03.2008 в части доначисления налога на прибыль в сумме 47 069 728,49 рублей и в части доначисления налогов по взаимоотношениям с ООО "ТД "Юкос-М" и соответствующих сумм пени и штрафа по указанным эпизодам.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 отменено решение суда от 26.08.2010 в части доначисления налога на прибыль в размере 18 982 541 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 13 669 715,89 рублей и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункты 1.3 и 2.2 решения инспекции). Отказано обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 в части доначисления налога на прибыль в размере 18 982 541 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 13 669 715,89 рублей и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункты 1.3 и 2.2 решения инспекции). В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Считая, что требование N 51 от 21.01.2009 в части предложения уплатить 251 652 346,75 рублей налогов, 89 850 097,7 рублей пеней, 51 370 073 рублей штрафов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, ОАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этого требования в указанной части недействительным.
С учетом судебных актов по делу N А40-7199/09-140-24 Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю принято решение 09.02.2011 об отмене требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить:
- налог на прибыль в сумме 237 647 864 рублей, в том числе федеральный бюджет ( далее ФБ) - 49 509 972 строка 1 требования , субъект Российской Федерации -168 333 904 рублей строка 28 требования, местный бюджет-19 803988 рублей строка 14 требования ;
- пени по налогу на прибыль в сумме 81 834 235.9 рублей, в том числе ФБ - 4 728 573,9 рублей строка 2 требования, субъект Российской Федерации - 68 995 434 рублей строка 29 требования, местный бюджет - 8 110 228 рублей строка 15 требования;
- штраф по налогу на прибыль в сумме 47 426 3030 рублей, в том числе ФБ-9 798 724 рублей строка 3 требования, субъект Российской Федерации - 33 666 781 рублей строка 30 требования, местный бюджет - 3 960 798 рублей строка 16 требования.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая недействительным требование инспекции N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 237 647 864,49 рублей налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога, суд первой инстанции сослался на преюдициальность обстоятельств, установленных судебными актами по делу NА40-7199/09-140-24.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, преюдициальной силой обладают факты, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела суд фактически исходил из принципа обязательности судебных актов, установленного статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требование N 51 от 21.01.2009 вынесено на основании решения инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041, измененного решением Федеральной налоговой службы от 31.12.2008 NММ-26-9/238@.
ОАО "МРСК Сибири" обратилось в Арбитражного суда г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 в части доначисления и предложения уплатить: налог на прибыль в размере 256 661 377 рублей, пени приходящиеся на оспариваемые суммы налога на прибыль, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 51 332 275,4 рублей, НДС в размере 15 085 567,76 рублей, пени, приходящиеся на оспариваемые суммы НДС, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 3 017 113,55 рублей, ЕСН в размере 1 680 613,28 рублей, пени и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2009 по делу N А40-7199/09-140-24, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010, требования заявителя удовлетворены частично: решение инспекции от 07.03.2008 N02-1-23/041 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 190 578 136 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на прибыль в сумме 47 069 728,49 рублей начисления соответствующих сумм пени и штрафа.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2009 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2010 отменены в части признания недействительным пункта 1.6 решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N4 от 07.03.2008 N02-1-23/041, связанного с доначислением налога на прибыль в сумме 47 069 728,49 рублей и в части отказа в удовлетворении требований заявителя по эпизоду, связанному с доначислением налогов, по взаимоотношениям с ООО "ТД "Юкос-М", соответствующих пени, штрафов по этим эпизодам. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 признано недействительным решение инспекции N 02-1-23/041 от 07.03.2008 в части доначисления налога на прибыль в сумме 47 069 728,49 рублей и в части доначисления налогов по взаимоотношениям с ООО "ТД "Юкос-М" и соответствующих сумм пени и штрафа по указанным эпизодам.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А40-7199/09-140-24 отменено решение суда от 26.08.2010 в части доначисления налога на прибыль в размере 18 982 541 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 13 669 715,89 рублей и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункты 1.3 и 2.2 решения инспекции). Отказано обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 в части доначисления налога на прибыль в размере 18 982 541 рублей, налога на добавленную стоимость в размере 13 669 715,89 рублей и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункты 1.3 и 2.2 решения инспекции). В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Таким образом, судебными актами по делу N А40-7199/09-140-24 решение инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 признано недействительным в части доначисления 237 647 864,49 рублей налога на прибыль организаций, соответствующих им сумм пеней и штрафов. Следовательно, данный вывод суда является обязательным для сторон и должен быть учтен арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела.
Пунктом 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В силу принципа обязательности судебного акта и с учетом положений статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации требование инспекции об уплате налогов, пени, штрафов N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 237 647 864,49 рублей налога на прибыль организаций, соответствующих им сумм пеней и штрафов обоснованно признано недействительным судом первой инстанции. С учетом изложенного, доводы заявителя об отмене решения суда в связи с неуказанием в резолютивной части конкретного размера пеней и штрафа подлежат отклонению.
Доводы инспекции о том, что решением управления от 09.02.2011 отменено требование N 51 по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить признанные судом необоснованно доначисленными суммы налога на прибыль, соответствующие суммы пени и штрафов, в связи с чем, оспариваемое требование не нарушает прав и законных интересов общества; меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении общества не применялись, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю 09.02.2011 принято решение "О частичной отмене требования об уплате налога от 21.01.2009 N 51", в соответствии с которым отменено требование N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009, выставленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска в части предложения уплатить признанные указанными выше судебными актами необоснованно доначисленными суммы налога на прибыль, соответствующие им суммы пеней и штрафов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Из содержания изложенных норм права, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует, что лицо, которое считает оспариваемый ненормативный акт нарушающим его права и законные интересы на момент его вынесения, вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Частичная отмена требования вышестоящим налоговым органом не является препятствием для признания соответствующего ненормативного правового акта недействительным полностью или частично в судебном порядке.
Ссылка инспекции на то, что меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении общества не применялись (с учетом принятия обеспечительных мер), указанного вывода не изменяет.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество ссылается на то, что принятое 07.03.2008 инспекцией решение N 02-1-23/041 не могло учитывать обстоятельства, которые не существовали на дату его принятия, поскольку камеральные проверки уточненных деклараций по налогу на прибыль за 2004-2005 годы завершены не были, а переплата за 2004 год в сумме 61 130 771 рублей; за 2005 год - в сумме 30 962 442 рублей не подтверждена.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод общества необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления соответствующего решения в силу.
Законодательство о налогах и сборах связывает вынесение решения по результатам налоговой проверки и выставление требования об уплате налога по пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в единую систему действий по осуществлению налогового контроля и обеспечения процедуры взыскания по его итогам. Наличие или отсутствие переплаты по налогам в данном случае должно быть учтено при вынесении решения по результатам налоговой проверки. В случае, если налогоплательщик не согласен с начислением пени и привлечением к налоговой ответственности, в том числе, в связи с наличием переплаты по налогу, решение может быть оспорено в судебном порядке в деле о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности, поскольку в качестве основания для выставления требования об уплате налога является решение налогового органа по результатам налоговой проверки.
Основанием для выставления требования N 51 от 21.01.2009 явилось вступившее в законную силу (31.12.2008) решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N4 от 07.03.2008 N 02-1-23/041 (в редакции решения Федеральной налоговой службы N ММ-26-9/238@ от 31.12.2008), в пункте 3.1 которого обществу предложено уплатить, в том числе соответствующие суммы недоимки по налогу на прибыль. Оспариваемое требование выставлено с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы. Данный факт заявителем не оспаривается.
Учитывая, что требование N 51 об уплате налогов, пени, штрафов по состоянию на 21.01.2009 выставлялось в соответствии с решением, принятым по результатам выездной налоговой проверки, то у ответчика отсутствовали основания для выставления требования с иными суммами налогов, пеней и штрафов.
Решение инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 как в части доначисления и предложения уплатить налоги, так и в части начисления и предложения уплатить пени и штрафы оспорено обществом в судебном порядке. Судебными актами по делу N А40-7199/09-140-24 решение инспекции от 07.03.2008 N 02-1-23/041 признано недействительным в части доначисления 237 647 864,49 рублей налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пеней и штрафов.
Основания для исследования и переоценки обстоятельств, подлежащих установлению и установленных арбитражным судом в рамках дела N А40-7199/09-140-24, у суда первой инстанции при рассмотрении настоящего спора отсутствовали.
Поскольку оспариваемое требование об уплате налога N 51 выставлено в адрес налогоплательщика на основании решения о привлечении к налоговой ответственности от 07.03.2008 N 02-1-23/041, законность которого проверена в рамках дела N А40-7199/09-140-24, где судом исследовались обстоятельства доначисления и предложения уплатить налоги, соответствующие суммы пени и штрафов, то обстоятельства о наличии (отсутствии) переплаты за 2004 год в сумме 61 130 771 рублей; за 2005 год - в сумме 30 962 442 рублей не подлежат исследованию в рамках настоящего дела.
Доводы общества о том, что налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 182 338 386 рублей, к уплате обществу не предлагался; налоговый орган вправе взыскать задолженность в порядке, установленном статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации в результате неисполнения должником выставленного в его адрес требования об уплате недоимки, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Из резолютивной части решения от 07.03.2008 N 02-1-23/041 (пункт 2.2.) следует, что обществу налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, начислен в сумме 182 315 802 рублей. Из пояснений ответчика следует, что данная сумма не нашла свое отражение в оспариваемом требовании в столбце 4 в результате технической ошибки (опечатки). Вместе с тем она включена в итоговую сумму, указанную в этом же столбце, а также указана в пункте 3.1 решения от 07.03.2008 N 02-1-23/041.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неотражение указанной суммы в строках по бюджетам в оспариваемом требовании не влечет правовых последствий, поскольку данная сумма доначислена налоговым органом и указана в решении от 07.03.2008 N 02-1-23/04, оспоренном обществом, в том числе, в части доначисления указанной суммы; включена в итоговую сумму недоимки (столбец 4 требования N 51).
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным требование инспекции N 51 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2009 в части предложения уплатить 237 647 864,49 рублей налога на прибыль, соответствующие суммы пеней и штрафов за неуплату этого налога и отказано в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей согласно платежному поручению от 05.03.2011 N 5641 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" февраля 2011 года по делу N А33-1188/2009 оставить без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1188/2009
Истец: ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири
Ответчик: ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска
Третье лицо: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Межрайонный отдел Судебных приставов по исполению особых исполнительных производств