г. Пермь
30 мая 2011 г. |
Дело N А71-12947/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Гареева Р. Ф. (ОГРНИП 304183232900084, ИНН 183200068527): не явились,
от заинтересованного лица Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803): не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 марта 2011 года по делу N А71-12947/2010,
принятое судьей Валиевой З.Ш.
по заявлению индивидуального предпринимателя Гареева Р. Ф.
к Государственному учреждению Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
о признании действий незаконными,
установил:
индивидуальный предприниматель Гареев Р.Ф. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (далее - Учреждение) по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда, обязании Учреждения возвратить незаконно взысканные денежные средства в размере 17 619 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований Учреждение ссылается на то, что является уполномоченным органом на осуществление весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также транспортных средств, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, установленные предприятием-изготовителем. При этом Учреждение не согласно с выводом суда о том, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" взвешивание принадлежащего предпринимателю транспортного средства осуществлялось на посту передвижного весового контроля. По мнению Учреждения, вопрос о том, каким способом собственник дороги имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности, названным постановлением не регулируется.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.10.2010 сотрудниками передвижного поста весового контроля ППВК-1 Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" и ГИБДД МВД Удмуртской Республики на 30-м километре дороги Ижевск-Сарапул в ходе проверки веса грузовых автомобилей установлен факт превышения полной массы и осевых нагрузок на транспортном средстве марки FAW, государственный номерной знак А674КН/18, принадлежащем ИП Гарееву Р.Ф. и управляемом водителем Хлобыстовым В.Л.
По факту нарушения составлен акт от 28.10.2010 N 542 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому размер вреда, нанесенного в результате указанного нарушения, составил 17 619 руб.
Указанные денежные средства уплачены предпринимателем 28.10.2010, о чем выдан фискальный чек (л.д. 7).
Полагая, что действия по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий Учреждения по организации передвижных пунктов весового контроля, проведению взвешивания грузовых транспортных средств на передвижных пунктах весового контроля, а также по взысканию с предпринимателя суммы ущерба в размере 17 619 руб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 11, п. 13 ст. 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 62 Закона N 257-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 257-ФЗ и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал указанное постановление не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Во исполнение указанных норм прав Правительством Удмуртской Республики издано постановление от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения", которым предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Согласно Уставу ГУ УР "Безопасность дорожного движения", утвержденному приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" от 14.05.2010 N 77, одной из функций учреждения является осуществление весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также транспортных средств, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, установленные предприятием-изготовителем, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики и искусственным сооружениям на них в соответствии с категорией дорог.
Кроме того, Учреждение организует осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, Учреждение является уполномоченным на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении указанных автомобильных дорог, то есть организацией, наделенной публичными полномочиями, действия которой могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд находит ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Учреждения правовых оснований для организации передвижных постов весового контроля и проведения на них весового контроля со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.199 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", в п. 1 которого указано, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из содержания указанного Закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств.
Вопрос, каким способом собственник дороги имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности, постановлением Правительства от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" не регулируется. Указанное постановление не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля. О том, что контроль за осуществлением автомобильных перевозок может осуществляться с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов, свидетельствует постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных перевозок", в редакции Постановления Правительства РФ от 02.02.2000 N 100.
Следовательно, использование Учреждением при осуществлении весового контроля транспортных средств передвижных постов весового контроля не противоречит действующему законодательству.
Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.08.2003 N 87-Г03-5.
Согласно п. 1, 3 ст. 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Из материалов дела следует, что 28.10.2010 Учреждением выявлен факт превышения полной массы и осевых нагрузок на транспортном средстве марки FAW, государственный номерной знак А674КН/18, принадлежащем предпринимателю Гарееву Р.Ф. и управляемом водителем Хлобыстовым В.Л.
Данное обстоятельство подтверждается актом от 28.10.2010 N 542 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось размер вреда, нанесенного в результате указанного нарушения.
Учреждением произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, взимаемой в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, в сумме 17 619 руб.
Указанная сумма оплачена в тот же день, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 7).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что выводы суда о том, что сотрудники Учреждения воспрепятствовали дальнейшему следованию транспортного средства и потребовали произвести наличный расчет на месте составления акта от 28.10.2010 N 542, не подтверждены соответствующими доказательствами. Доказательств задержания транспортного средства до оплаты суммы ущерба на месте составления акта материалы дела не содержат.
Не содержатся в материалах дела и доказательств, свидетельствующих о принудительном взимания с предпринимателя суммы ущерба, наносимого автомобильным дорогам, в размере 17 619 руб.
Факт несоставления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц Учреждения, поскольку составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, относится к полномочиям органов ГИБДД.
На момент составления акта от 28.10.2010 N 542 замечаний от водителя транспортного средства относительно информации, зафиксированной в данном акте, не поступало, первый экземпляр акта работником предпринимателя получен. В акте от 28.10.2010 N 542 содержатся сведения о номерах весов, датах их поверки, номера выданных на эти весы свидетельств.
Учитывая законодательно установленную обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, оснований для возврата уплаченных предпринимателем денежных средств в сумме 17 619 руб. не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с предпринимателя в пользу Учреждения подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и(или) постановления арбитражного суда размер государственной пошлины составляет 1000 руб.
Поскольку Учреждением при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению от 01.04.2011 N 81 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 марта 2011 года по делу N А71-12947/2010 отменить, в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Гареевым Равилем Флюровичем отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гареева Равиля Флюровича (13.04.1956 года рождения, проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Богдана Хмельницкого, 84) в пользу Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить Государственному учреждению Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 01.04.2011 N 81 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12947/2010
Истец: Гареев Равиль Флюрович
Ответчик: ГУ "Безопасность дорожного движения по УР"
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4019/11