г. Пермь
16 сентября 2009 г. |
Дело N А60-7426/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Мещеряковой Т.И., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя ООО Юридическая фирма "Пионер": не явились
от заинтересованных лиц Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск", начальника Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" Коноваловой Р.В., главы муниципального образования "город Алапаевск": не явились
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Свердловской области, Муниципального образования "город Алапаевск", Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "город Алапаевск" - не явились
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" (заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2009 года
по делу N А60-7426/2009,
принятое судьей Ефимовым Д.В.
по заявлению ООО Юридическая фирма "Пионер"
к заинтересованным лицам: Финансовому управлению в муниципальном образовании "город Алапаевск", начальнику Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" Коноваловой Р.В., Главе муниципального образования "город Алапаевск"
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Свердловской области, Муниципальное образование "город Алапаевск", Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "город Алапаевск"
о признании незаконным бездействия организации, исполняющей требования судебных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма "Пионер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации в муниципальном образовании "город Алапаевск" по исполнению требований решения Арбитражного суда Свердловской области от 9.04.2007 г.. по делу N А60-276/2007 по исполнительному листу N 204492 на взыскание с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны расходов по уплате государственной пошлины в сумме 47 120руб.41коп.
Заявитель просит также суд обязать начальника Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" Коновалову Р.В. и Главу муниципального образования "город Алапаевск" изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г.Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 9.04.2007 г.. по делу А60-276/2007 г..
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2009 г.. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" (заинтересованное лицо), не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что по тому же спору и между теми же лицами имеется судебный акт, вступивший в законную силу - по делу N А60-7341/2008. Полагает, что финансовое управление при исполнении исполнительного листа N 204492 действовала в соответствии с требованиями статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, факт неправомерного бездействия материалами дела не доказан; требование суда обязать финансовое управление внести изменения в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете не исполнимо, так как не имеется оснований, предусмотренных в статье 217 Бюджетного кодекса РФ, для внесения таких изменений. Кроме того такие изменения возможны только при перераспределении внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы, того же рода, определенные одной целью; согласно Уставу муниципального образования "город Алапаевск" утверждение бюджета и внесение изменений и дополнений в местный бюджет относится к исключительной компетенции Думы муниципального образования "город Алапаевск".
Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило.
ООО Юридическая фирма "Пионер" (заявитель по делу), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя. Указывает на тот факт, что решение суда от 9.04.2007 г.. в части оплаты государственной пошлины в размере 47 120руб.41коп. финансовым управлением исполнено в полном объеме 27 августа 2009 г..
Заинтересованные лица: Начальник Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" Коноваловой Р.В., Глава муниципального образования "город Алапаевск", а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Свердловской области, Муниципальное образование "город Алапаевск", Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "город Алапаевск", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, письменные отзывы не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 9.04.2007 г.. по делу N А60-276/2007 в пользу ООО Юридическая фирма "Пионер" с муниципального образования "город Алапаевск" в субсидиарном порядке взыскан долг муниципального учреждения "Служба единого заказчика", муниципального образования "город Алапаевск" в сумме 7 124 082руб.54коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 47 120руб.41коп.
Во исполнение решения от 9.04.2007 г.. по делу N А60-276/2007 Арбитражный суд Свердловской области от 30.05.2007 г.. выдал ООО Юридическая фирма "Пионер" исполнительный лист N 204492 на взыскание с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 47 120руб.41коп.
В Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" исполнительный лист от 30.05.2007 г.. N 204492 поступил 8.02.2008 г..
11.08.2008 г.. ООО "Юридическая фирма "Пионер" представило в Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" определение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007 г.. по делу А60-276/2007, подтверждающее право требования ООО Юридическая фирма "Пионер" по взысканию с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны расходов по уплате государственной пошлины в сумме 47 120руб.41коп.
Учитывая, что финансовое управление отказалось от получения данного заявления и определения, заявитель 11.11.2008 г.. повторно обратился с требованием об исполнении исполнительного листа от 30.05.2007 г.. N 204492, представив также определение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2007 г.. по делу NА60-276/2007 об исправлении опечатки. Данное заявление получено Финансовым управлением в муниципальном образовании "город Алапаевск" 05.12.2008 г..
Поскольку в нарушение трехмесячного срока, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов, требования исполнительного документа Финансовое управление не исполнило, ООО Юридическая фирма "Пионер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из неправомерного бездействия финансового управления по исполнению исполнительного листа от 30.05.2007 г.. N 204492 в течение трехмесячного срока с момента его поступления 5.12.2008 г..
Указанный вывод суда является правильным, соответствует действующему бюджетному законодательству и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
Исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию производится в порядке, предусмотренном статьей 242.2 БК РФ,
В пункте 4 статьи 242.2 БК РФ установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 БК РФ).
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск" является органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Исполнительный лист от 30.05.2007 г.. N 204492 с определением арбитражного суда от 12.11.2007 г.. об исправлении опечатки указанный финансовый орган получил 5.12.2008 г.. Однако доказательств, подтверждающих совершение в течение трехмесячного срока каких-либо действий по исполнению данного исполнительного листа в порядке, предусмотренном в статье 242.2 Бюджетного кодекса РФ, финансовый орган не представил. В связи с чем, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о неправомерном бездействии финансового органа по исполнению решения суда и обязал финансовый орган и главу муниципального образования принять меры к его исполнению.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда, указывает на то, что финансовое управление не допускало неправомерного бездействия, так как в силу положений статьи 242.2 БК РФ, на управление возложена обязанность только по ведению учета и хранению исполнительных документов в процессе их исполнения. Указывает на то, что к исполнению предъявлен исполнительный лист в объеме, превышающем бюджетные ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете, в связи с чем, требуется внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи. Между тем, статьей 217 БК РФ установлен ограниченный перечень оснований, на основании которых руководитель финансового органа вправе в ходе исполнения бюджета изменить показатели сводной бюджетной росписи, без внесения изменений в закон о бюджете. Согласно Уставу муниципального образования "город Алапаевск" утверждение бюджета и внесение изменений и дополнений в местный бюджет относится к исключительной компетенции Думы муниципального образования "город Алапаевск".
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 г.. N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силу положений статьи 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В пунктах 3 и 4 статьи 217 БК РФ предусмотрены основания, при наличии которых в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Во всех иных случаях для изменения показателей сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета требуется внесение изменений и дополнений в местный бюджет.
В соответствии со статьями 34 и 46 Устава муниципального образования "город Алапаевск", принятым Решением Думы муниципального образования "город Алапаевск" от 4.07.1996 г.. N 43, к полномочиям Главы муниципального образования относится организация разработки проекта бюджета муниципального образования "город Алапаевск", организация исполнения бюджета, представление на утверждение Думы проекта бюджета муниципального образования "город Алапаевск" и отчета об его исполнении; Глава является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "город Алапаевск". К полномочиям финансового органа относятся: непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год, организация исполнения бюджета, подготовка отчета об исполнении бюджета, контроль за исполнением бюджета муниципального образования "город Алапаевск".
Из анализа норм бюджетного законодательства и Устава муниципального образования "город Алапаевск" следует, что если показатели сводной бюджетной росписи не могут изменены без внесения изменений в закон о бюджете, то полномочиями по организации разработки проекта решения о внесении изменений и дополнений в местный бюджет и представления его на утверждение Думы обладает Глава муниципального образования "город Алапаевск", а к полномочиям финансового управления относится непосредственное составление такого проекта решения.
Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом необходимых и достаточных мер для исполнения исполнительного документа. При этом, финансовый орган обязан в трехмесячный срок с момента получения исполнительного листа при исполнении судебного акта в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, внести соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В случае, если для изменения показателей сводной бюджетной росписи необходимо внесение изменений в решение о бюджете муниципального образования, Глава муниципального образования "город Алапаевск" должен проявить соответствующую инициативу по организации разработки проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и представлению его на утверждение Думы, а финансовый орган - непосредственно подготовить проект такого решения, то есть, совершить действия, направленные на исполнение судебного акта в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что ООО Юридическая фирма "Пионер" обращалось в Финансовое управление в муниципальном образовании "город Алапаевск", Администрацию муниципального образования "город Алапаевск", Министерство финансов Свердловской области с заявлениями от 22.09.2008 г.. о включении в проект бюджета муниципального образования "город Алапаевск" на 2009 год бюджетных ассигнований на исполнение действующего расходного обязательства, состав и объем которого обусловлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 9.04.2007 г.. по делу N А60-276/2007, не предлагаемым к изменению к текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившим силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году.
Данное заявление получено Финансовым управлением в муниципальном образовании "город Алапаевск" и главой муниципального образования "город Алапаевск" 30.09.2008 г..
В связи с тем, что указанное заявление было оставлено без исполнения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества о возложении на главу муниципальное образование "город Алапаевск" и начальника финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" Коновалову Р.В. обязанности изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете г.Алапаевска на 2009 год в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения арбитражного суда Свердловской области от 9.04.2007 г.. по делу А60-276/2007.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что взыскатель не лишен возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа путем предъявления его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", является правильным. Однако наличие такого права у взыскателя не отменяет обязанности финансового органа и главы муниципального образования своевременно и в полном объеме исполнить судебный акт в порядке и в сроки, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебные акты, принятые по делу N А60-7341/2008, отклоняется, так как предметом спора по делу N А60-7341/2008 являлось бездействие финансового органа по исполнению исполнительного листа N 002031 от 2.08.2007 г.. о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 11 332руб.97коп., а по настоящему делу предметом спора является - оспаривание бездействия финансового органа по исполнению исполнительного листа N 204492 о взыскании с муниципального образования "город Алапаевск" за счет казны расходов по уплате государственной пошлины в сумме 47 120руб.41коп.
При указанных обстоятельствах решение суда от 5 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2009 года по делу N А60-7426/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Финансового управления в муниципальном образовании "г. Алапаевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7426/2009
Истец: ООО Юридическая фирма "Пионер", Юридическая фирма "Пионер"
Ответчик: Глава МО "г. Алапаевск", Финансовое управление в МО "г. Алапаевск", Финансовое управление в Муниципальном образовании "город Алапаевск"
Третье лицо: Глава администрации МО "город Алапаевск", Министерство финансов Свердловской области, МО "город Алапаевск" в лице Администрации Муниципального образования "город Алапаевск", МУ "Служба единого заказчика "МО "Город Алапаевск"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5465/09
28.07.2009 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5465/09
20.07.2009 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5465/09
05.05.2009 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-7426/09