г. Санкт-Петербург
02 июня 2011 г. |
Дело N А56-63436/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6322/2011) (заявление) Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2011 по делу N А56-63436/2010 (судья Исаева И.А), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сити Сервис"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения N 922/05-11-684д от 24.08.2010 и обязании возвратить НДС в сумме 667 271 руб. 00 коп
при участии:
от истца (заявителя): Слепченок В.О. по доверенности от 19.09.2008
от ответчика (должника): Дзичканец И.А. по довереннсоти от 11.01.2011 N 19-10-03/00005
установил:
открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) от 24.08.2010 N 922/05-11-684д о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также обязании Инспекции возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2009 года в размере 667 271 руб. в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) путем направления суммы в счет уплаты предстоящих налоговых платежей.
Решением от 21.02.2011 суд удовлетворил заявленные требования общества в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, ОАО "Сити Сервис" неправомерно не включало в налогооблагаемую базу по НДС денежные средства, получаемые от бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде компенсации выпадающих доходов. Однако налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленными ресурсоснабжающими организациями, в том числе и по тем услугам, которые направлялись на потребности льготной категории населения, заявлялись в полном объёме. Таким образом, Обществу одновременно производится возмещение НДС на основании норм главы 21 НК РФ и возмещение выпадающих доходов бюджетами субъектов РФ, в которые включен НДС, в связи, с чем у него возникает необоснованная налоговая выгода.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменений.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, в которой Общество предъявило к возмещению из бюджета НДС в размере 6 672 710 руб., уплаченного поставщикам и ресурсоснабжающим организациям при приобретении товаров, работ и услуг.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 13.07.2010 N 6443, возражений налогоплательщика, Инспекцией принято решение от 24.08.2010 N 922/05-11-684д о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ОАО "Сити Сервис" были начислены налог на добавленную стоимость в размере 2 350 965 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 112 684,93 руб., применена ответственность в виде штрафа, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, в размере 470 193 руб.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о неправомерном включении в налоговые вычеты НДС в размере 2 350 965 руб., т.к. у Общества нет операций, подлежащих налогообложению НДС. Поскольку в силу п. 2 ст. 154 НК РФ суммы субсидий и льгот при определении налоговой базы не учитываются, то в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю, подлежат учету в стоимости данных товаров, работ, услуг.
Посчитав, что решение Инспекции 24.082010 N 922/05-11-684д принято с нарушением требований НК РФ, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления НДС, пени и санкций.
Апелляционный суд заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено из материалов дела, ОАО "Сити Сервис" является управляющей компанией, предоставляющей услуги и выполняющая работы по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту домов, эксплуатации инженерных сетей и сетей электроснабжения, коммунальные и иные услуги. Действует на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений, договоров заключенных с ТСЖ, ЖСК организациями и учреждениями, арендующими помещения в домах и зданиях, которые находятся в управлении ОАО "Сити Сервисе".
Указанные услуги предоставляются населению по утвержденным тарифам, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы Общества связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возмещались налогоплательщику из бюджета.
Платежи населения, бюджетные средства поступают на расчетный счет общества, которое расходует их самостоятельно на обеспечение задач по жилищно-коммунальному содержанию жилищного фонда, в том числе и на оплату товаров (работ, услуг), используемых для оказания нанимателям и собственникам жилых помещений услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда.
В целях рациональной организации работы по расчету, сбору и надлежащему перечислению сумм платежей населения и бюджетных средств, выделяемых в целях компенсации выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан Общество заключило договоры с Государственным унитарным предприятием "ВЦКП "Жилищное Хозяйство" N 1031/1-09 от 01.10.2007, N 1002/1-09 от 21.08.2007 на комплексное обслуживание управляющей организации.
Компенсация выпадающих доходов Обществом в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан осуществляется на основании договора N 108 от 20.08.2007, заключенного с Комитетом по социальным вопросам администрации МО "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", договора N 54 о возмещении расходов, договора N 145/08 и договора о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что в 4-м квартале 2009 года сумма выпадающих доходов составила 19 786 211,64 руб.
Сумма НДС, исключенная налоговым органом из суммы налоговых вычетов, была определена последним исходя из суммы выпадающих доходов, подлежащих возмещению в 4-м квартале 2009 года в размере 19 786 212 руб. и расчетной ставки НДС в размере 18/118. По мнению налогового органа, НДС, подлежащий исключению из состава налоговых вычетов, составляет 3 018 236 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10841/10 от 16.11.2010 определение налоговой базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, управляющими компаниями осуществляется в соответствии с положениями статьи 153 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В ходе камеральной проверки установлено, что источниками выручки Общества являются: суммы начисленной платы населения за жилые помещения и коммунальные услуги, рассчитанные по установленным тарифам, бюджетные средства, предназначенные для компенсации доходов, выпадающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, выручка за услуги по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту, оказанные ТСЖ, ЖСК, организациями, учреждениями, арендующими помещения в домах и зданиях, находящихся в управлении налогоплательщика.
Исходя из предоставленных полномочий на Общество возложены обязанности по обеспечению потребителей коммунальными и прочими услугами.
С целью оказания потребителям услуг по теплоэнерговодоснабжению и иных жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями. Услуги предоставлялись в объеме, соответствующем нормативам потребления. Оплата за них (включая налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов) производилась за счет средств, поступающих от населения, бюджетных дотаций, а также денежных средств, поступающих из иных источников.
В соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 НК РФ, управляющая компания уплачивала с реализации названных услуг налог на добавленную стоимость и вправе была предъявить к вычету суммы этого налога, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13419/07, от 01.04.2008 N 12611/07, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и с учетом предоставления льгот, определенных действующим законодательством, получающих в связи с этим дотации, в случае оплаты за коммунальные ресурсы за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Аналогичные рекомендации содержат Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2007 N 19-11/120978, ФНС России от 28.07.2009 N 3-1-11/544@.
Расчет налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг), в ходе судебного разбирательства инспекцией не оспаривался.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о правомерности применения Обществом налоговых вычетов в размере 667 271 руб., уплаченных контрагентам за оказанные последними коммунальных услуг, основан на правильном применении действующего законодательства и сложившейся судебной практике.
Апелляционным судом отклоняется довод налогового органа о том, что операции по реализации услуг льготной категории населения не должны облагаться НДС.
Пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Определенный ст. 149 НК РФ перечень является закрытым, и не содержит указания на то обстоятельство, что операции по реализации услуг льготной категории населения, освобождены от налогообложения НДС.
Ссылка налогового органа на двойное возмещение НДС признается необоснованной.
Право Общества на возмещение НДС установлено ст. 171, 172, 176 НК РФ. Требования действующего законодательства, предъявляемые к документам, необходимым для применения налоговых вычетов, Обществом выполнены.
Основания для отказа в применении налоговых вычетов Налоговый кодекс РФ не содержит.
В связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении вычетов.
Исключение Обществом из состава налоговой базы за 4 квартал 2009 года полученных из бюджета денежных средств не являлось предметом камеральной проверки. Выводы налогового органа о правомерности (неправомерности) исключения из состава налоговой базы бюджетных средств полученных в связи с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, отсутствуют как в акте налоговой проверки, так и в решении.
Кроме того, основанием для доначисления НДС по оспариваемому решению явилось не занижение Обществом налоговой базы в связи с неправомерным применением п. 2 ст. 154 НК РФ, а необоснованность применения Обществом налоговых вычетов.
В связи с указанными обстоятельствами, ссылки на неправомерное одновременное применение Обществом п. 2 ст. 154 НК РФ, предусматривающей, что суммы субсидий, при определении налоговой базы не учитываются, и положений ст. 171, 172 НК РФ признается несостоятельным.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о фактическом возмещении бюджетом НДС путем перечисления денежных средств за льготную часть населения по предоставленным услугам, поскольку возмещение НДС осуществляется в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Иные методы возмещения налога, действующим налоговым законодательством не предусмотрены.
Кроме того, какие-либо доказательства выделения бюджетных денежных средств непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных Обществом контрагентам, в материалах дела отсутствуют.
Данная правовая позиция подтверждается также практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 9591/06 и 9593/06.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Исходя из вышесказанного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2011 по делу N А56-63436/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-63436/2010
Истец: ОАО "Сити Сервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6322/11