г. Москва
02 июня 2011 г. |
Дело N А41-42641/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Друк Л.В. на основании решения N 4 от 03.11.2010, Митусовой Н.А. по доверенности от 10.02.2011 N б/н, Самусенко С.Н. по доверенности от 08.12.2010 N б/н,
от заинтересованного лица: Туканова А.В. по доверенности от 19.05.2011 N 03-14/710, Ботайкина С.В. по доверенности 17.01.2011 N 03-14/00473,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани" (ИНН: 5028026270, ОГРН: 1075028001509) на решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2011 по делу N А41-42641/10, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани" о признании незаконным и отмене постановления Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 02.11.2010 N 10404000-541/2010 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани (далее - заявитель, общество, ООО "ВиК Лайн Компани", таможенный брокер) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 02.11.2010 N 10404000-541/2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 755 537, 56 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое при неправильном применении норм материального права, при неполном выяснении фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора. При этом ссылается на то, что описание товаров в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) таможенным брокером заявлено верно и полно, в необходимом и достаточном виде для присвоения кода ТН ВЭД РФ, код ТН ВЭД РФ определен в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации (основными правилами интерпретации ТН ВЭД России), с учетом соглашения на поставку, товаросопроводительных документов, описания товара, представленного производителем, вина ООО "ВиК Лайн Компани" в совершении вменяемого правонарушения не доказана.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель таможенного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, подготовленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО "ВиК Лайн Компани" осуществляет брокерскую деятельность, оказание разносторонних таможенных услуг, оформление таможенных грузов (п. 3.3 Устава, т. 1, л.д. 30-41).
ООО "ВиК Лайн Компани" включено в Реестр таможенных брокеров, что следует из свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) N 004414 0508/01 от 30.07.2008 (т. 2, л.д. 58)
01.10.2008 между ООО "ВиК Лайн Компани" и ООО "СОЛЛЕРС - ЕЛАБУГА" заключен договор N 01/10-08 на оказание услуг таможенного брокера, в соответствии с которым таможенный брокер совершает от имени и по поручению заказчика за вознаграждение операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств Заказчика (т. 2, л.д. 65-75).
Таможенный брокер ООО "ВиК Лайн Компани" 22.12.2009 заявило в Елабужский таможенный пост путем подачи ГТД N 10404090/221209/0000687 в таможенном режиме "Выпуск для внутреннего потребления" сведения о 103 товарах, в том числе о товаре N 71 (т. 2, л.д. 20-23).
Для оформления товара N 71 в графе 31 ГТД заявлены следующие сведения: "жгут проводов кат.01362570080Е", "жгут проводов задний левый кат.01341885080Е".
В графе 33 ГТД вышеуказанный товар таможенным брокером был классифицирован под кодом 8544 30 000 1 ТН ВЭД как провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них - комплекты проводов для свечей зажигания и комплекты прочие, используемые в моторных транспортных средствах, самолетах или судах - для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705.
Ставка ввозной пошлины в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации по данному коду составляет 3%.
На ГТД N 10404090/221209/0000687 проставлен 29.12.2009 оттиск штампа Татарстанской таможни "Выпуск разрешен".
Татарстанской таможней принято решение от 17.02.2010 N 10404000-38-17/43 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, согласно которому товар N 71, заявленный в ГТД N 10404090/221209/0000687 представляет собой проводники с изоляцией (провода), объединенные в жгут (провода изолированы изолентой или тканой изоляционной лентой из синтетических нитей и/или помещены в пластиковые гофрированные и не гофрированные трубки), снабженные пластиковыми разъемами (наконечниками) и/или металлическими клеммами для подключения к потребителям или источникам электрической энергии. Проводам соответствует номинальное напряжение 12 В, используется при сборке автомобиля ФИАТ Дукато тип 244, необходимо классифицировать в соответствии с ТН ВЭД в товарной подсубпозиции 8544 42 900 8 (т. 2, л.д. 143) как "провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них: - проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: - оснащенные соединительными приспособлениями: - прочие: - на напряжение не более 80 В: - прочие" (т. 2, л.д. 88-93).
Ставка ввозной пошлины в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации по данному коду составляет 20%.
Согласно расчету таможенных платежей, проведенному ОТП Татарстанской таможни, заявление таможенным брокером ООО "ВиК Лайн Компани" недостоверных сведений о товаре в ГТД N 10404090/221209/0000687 привело к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин на сумму 1 501 075 рублей 13 копеек.
По данному факту 22.09.2010 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенной инспекции Татарстанской таможни вынесено определение о возбуждении в отношение ООО "Вик Лайн Компани" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ (т. 2, л.д. 5-13).
Уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Набережночелнинского таможенного поста составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2010 N 10404000-541/2010, в котором указано, что ООО "Вик Лайн Компани" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (т. 2, л.д. 162-173).
Временно исполняющим обязанности начальника Татарстанской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.11.2010 N 10404000-541/2010, которым ООО "Вик Лайн Компани" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 750 537 рублей 56 копеек (т. 2, л.д. 182-192).
Не согласившись с постановлением таможенного органа от 02.11.2010 N 10404000-541/2010, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие состава административного правонарушения доказано таможенным органом и документально подтверждено, заявителем не опровергнуто.
Выслушав в судебном заседании представителей общества и представителей таможенного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует недостоверное декларирование - заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, описании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Из положений приведенной нормы следует, что одним из признаков объективной стороны данного правонарушения является характер заявленных сведений, влияющих на классификацию декларируемого товара.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, при изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247 и 391 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно подпунктам 4, 5 части 3 статьи 124 ТК РФ в таможенной декларации указываются таможенная стоимость товара, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, а также сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
- транспортные (перевозочные) документы;
- разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
- документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 названного Кодекса;
- платежные и расчетные документы;
- документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 названного Кодекса.
В статье 323 ТК РФ определено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В силу пункта 2 статьи 139 ТК РФ таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с названным Кодексом.
Права, обязанности и ответственность таможенного брокера установлены статьями 143, 144 ТК РФ.
Указанные выше нормы подтверждают наличие обязанности у заявителя как у таможенного брокера задекларировать товар при перемещении его через таможенную границу и указать в таможенной декларации достоверные сведения, необходимые для целей исчисления и взимания таможенных платежей.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 39 и 44 ТК РФ таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Таможенного кодекса РФ Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли РФ.
Ответственность наступает за недостоверное заявление не всех перечисленных в пункте 3 статьи 124 ТК РФ сведений о декларируемых товарах, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей.
Как указано в пунктами. 1 - 3 статьи 40 ТК РФ, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Таким образом, несогласие таможни с кодом товара, заявленным декларантом или таможенным брокером в таможенной декларации, не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, поскольку и декларант, и таможенный орган действуют в соответствии с таможенным законодательством. Указание в ГТД неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
При заявлении декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего им кода ТН ВЭД таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных статьями 367 и 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить таможенное оформление товара на основании такой декларации либо принять меры после выпуска товара по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины.
Согласно части 3 статьи 40 ТК РФ, в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товара.
В силу пункта 1 статьи 41 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (страны происхождения товара).
По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 главы 6 ТК РФ (ст. 40 ТК РФ).
Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в таможенный орган соответствующий письменный запрос, который должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения, к которому должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы (пункт 1 статьи 42 ТК РФ).
Обществом направлен запрос в Федеральную таможенную службу о принятии предварительного решения о классификации N 34/10 от 12.11.2010: выдаче предварительного решения о классификации в соответствии с ТН ВЭД товара, аналогичного товару N 40. К запросу прилагались техническое описание, Соглашение и поставке оригинальных комплектующих для DUCATO (платформа Х2.44) N 2/25.06 и дополнительное соглашение к нему (том 2 л.д. 71-72).
Выводы суда первой инстанции о том, что находящихся в материалах дела предварительные решения первого заместителя начальника управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 09.03.2011 N 06-13/9975 не могут служить доказательствами отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения не обоснованы, поскольку в предварительном решении по классификации товара по ТН ВЭД ТС (графа 7 решения) перечислены сведения о товаре, необходимые для классификации: жгут из изолированных медных проводов является комплектом медных проводов для электросети автомобиля на напряжение 12 В, силой тока 3-5 А, оснащенных соединительными приспособлениями, используются для подачи электропитания. Электрические проводники представляют собой набор медных многожильных разноцветных проводников с собственной изоляцией по всей длине, с соединительными элементами на концах, оснащенных крепежными пластиковыми зажимами и частично собранных между собой в пучки с помощью липкой ленты и пластмассовой гофрированной трубки. Конструктивные особенности комплекса электрических проводов соответствуют требованиям установки его в кузове автомобиля.
Довод таможенного органа о том, что предварительные решения о классификации товаров от 09.03.2011 N 06-13/9975 приняты в отношении иного товара, который не представляется возможным соотнести по характеристикам с товаром по спорной накладной, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку как видно из предварительного решения о классификации RU/10000/11/0306 от 09.03.2011 (т. 4, л.д. 42) в графе 5 "наименование товара" предметом решения являлся товар "жгут из 8 изолированных медных проводников_, артикул 1341779080", соответствующий артикулу одного из вида товаров, декларируемого в спорной ГТД (т. 2, л.д. 22).
Кроме того, в запросе (графа 5 предварительных решений) о принятии предварительного решения о классификации ООО "ВиК Лайн Компани" не указало, что товар предназначен для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, поэтому в предварительном решении о классификации товара по ТН ВЭД ТС Федеральной таможенной службы комплекты проводов не могли быть классифицированы как для промышленной сборки по коду 8544 30 000 1, а классифицировались как прочие по коду 8544 30 000 8 ТН ВЭД.
Согласно Приказу ФТС РФ от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" в графе 31 в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД, а также сведения о грузовых местах, в частности, необходимо указать наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товаров с добавлением сведений о производителе, обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, а также сведений о количественном и качественном составе декларируемых товаров.
В оспариваемом постановлении указано, что заполненная таможенным брокером графа 31 в ГТД N 10404090/221209/0000687 по товару N 71 не содержит информации, позволяющей однозначно отнести товар к конкретной подсубпозиции ТН ВЭД. Заявление недостоверных сведений о коде ТН ВЭД в графе 33 ГТД в данном случае связано с заявлением при описании товара в графе 31 указанной ГТД неполных сведений о характеристиках товара (тип кабеля, его исполнение и внешнее описание, максимальное напряжение, на которое рассчитан товар, наличие соединительных приспособлений), влияющие на его идентификацию по коду ТН ВЭД и повлекшее занижение размера таможенных пошлин, налогов.
Таможенный орган ссылается на заключение эксперта от 28.01.2010 г.. N 1059-2009, который провел исследование образцов аналогичного товара (один и тот же производитель, отправитель, контракт, тип "жгут проводов задний правый кат. 01341876080Е для промышленной сборки а/м Фиат Дукато, тип 244"). Кроме этого, в распоряжении эксперта были следующие документы: соглашение о поставке комплектующих CRD для DUCATO (платформа Х2.44) N 2/25.06, техническое описание комплекта проводов.
Согласно выводам эксперта:
1. Возможная область применения и назначения исследуемого товара - сборка автомобилей Фиат.
2. Проводам соответствует номинальное напряжение 12 В.
3. Исследуемый товар является законченным электротехническим изделием (жгутом проводов) и не является комплектом проводов (том 2 л.д. 94-98).
На основании заключения эксперта Татарстанская таможня пришла к выводу о том, что жгут проводов представляет собой сложное, многокомпонентное изделие, которое невозможно разделить на отдельные провода без нарушения целостности изоляции и соединительных приспособлений и, следовательно, его нельзя рассматривать как комплект проводов и, на основании ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД, надлежит классифицировать в товарной субпозиции 8544 42 900 8 как проводники электрические на напряжение не более 1000 В, оснащенные соединительными приспособлениями, на напряжение не более 80 В прочие.
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 соглашения от 25.12.2006, заключенного между Министерством экономического развития и ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА", указанное соглашение является основанием для классификации ввозимых ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА" автокомпонентов в позициях ТН ВЭД "Для промышленной сборки".
Соглашение устанавливает совокупность условий, при соблюдении которых автокомпоненты, ввозимые ООО "Северстальавто-ЕЛАБУГА" на территорию Российской Федерации, будут классифицироваться для целей таможенного оформления как используемые для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8702-8704 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов (том 3 л.д.22-32).
В соответствии с Перечнем "количество и стоимость (указанная в валюте поставочного контракта) автокомпонентов на условиях "склад продавца", классифицируемых кодами ТН ВЭД России "для промышленной сборки" (Приложение N 1 к Соглашению) комплекты проводов для свечей зажигания и комплекты проводов прочие, используемые в моторных транспортных средствах для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 соответствуют коду ТН ВЭД 8544 30 000 1 (том 3, л.д. 54).
В графе 31 ГТД N 10404090/221209/0000687 ООО "ВиК Лайн Компани" указало, что товар предназначен для промышленной сборки а/м Фиат Дукато тип 244 позиций 8703 и 8702, следовательно, товар должен быть классифицирован по коду 8544 30 000 1 ТН ВЭД.
Довод таможенного органа о том, что по спорному товару Татарстанской таможней принято Решение о классификации товара от 09.09.2010 г.. (т.2, л.д.88), которое в соответствии с п. 5 ст. 40 ТК РФ является обязательным, не принимается апелляционным судом, поскольку суд не может основывать свои выводы на ненормативном правовом акте, принятом с нарушением закона.
Таким образом, неполное указание заявителем в графе 31 ГТД описания товаров N 71, не привело к неправильному указанию в графе 33 ГТД кода ТН ВЭД и занижению таможенных платежей. Отсутствие занижения таможенных платежей не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Кроме того, по решению таможенного органа о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей от 08.09.2010 N 143, в доначисленные таможенные платежи уплачены (том 2 л.д. 139).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Апелляционным судом установлено, что поскольку указанные обществом сведения о товаре соответствуют товаро-сопроводительной документации, оснований сомневаться в недостаточности или недостоверности сведений у общества не имелось, в действиях заявителя отсутствует вина.
При названных условиях отсутствие доказательств вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что исключает возможность привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что обществом предприняты все возможные меры для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, по проверке достоверности представленных к таможенному оформлению документов и для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, апелляционный суд признает постановление Татарстанской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 31.03.2010 N 10404000-17/2010 о привлечении к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.
В силу пункта 1 части 1 статьи 270 решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2011 N А41-42641/10 подлежит отмене, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "ВиК Лайн Компани" удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2011 г. по делу N А41-42641/10 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Татарстанской таможни по делу об административном правонарушении от 02.11.2010 N 10404000-541/2010, вынесенное в отношении ООО "Вик-Лайн Компани" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42641/2010
Истец: ООО "Вик Лайн Компани"
Ответчик: Татарстанская таможня ФТС РФ
Третье лицо: Татарстанская таможня