г. Санкт-Петербург
30 мая 2011 г. |
Дело N А56-74270/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Есиповой О.И., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайлюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 по делу А56-74270/2010 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новиком"
к Балтийской таможне
об оспаривании бездействия
при участии:
от заявителя: Дроботовой А.Г. по доверенности от 11.01.2011 N 5;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новиком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - таможня), выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10216100/161110/П141888 в период с 19.11.2010 по 24.11.2010.
Решением суда от 10.03.2011 требования общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 10.03.2011 отменить, заявление общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя возразил против удовлетворения апелляционной жалобы таможни, которая о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 16.11.2010 в целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товара - "панель из ПВХ для отделочных работ" по контракту N 643/64293672/00001 от 15.07.2010, заключенному с фирмой "LIRACO. LLP" (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), общество представило в таможню ГТД N 10216100/161110/П141888 с приложением пакета документов.
В ходе проверки заявленных в ГТД сведений таможня направила в адрес общества решение от 17.11.2010 о проведении дополнительной проверки, о предоставлении дополнительных документов в подтверждение заявленной таможенной стоимости, о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей по ГТД N 10216100/161110/П141888 с расчетом размера обеспечения, уведомление от 17.11.2010 о проведении таможенного досмотра.
Товар ГТД N 10216100/161110/П141888 предъявлен таможенному органу 16.11.2010, 17.11.2010 в распоряжение таможенного органа обществом представлены коносаменты.
18.11.2010 общество предоставило в распоряжение таможенного органа заполненный бланк КТС и в письме исх. N 114 от 18.11.2010 в ответ на решение таможни от 17.11.2010 согласилось на выпуск товаров под внесение обеспечения, указав сведения о платежных поручениях для списания таможенных платежей.
Таможенный досмотр произведен таможней 22.11.2010, составлен акт таможенного досмотра 10216100/221110/020505.
Товар выпущен таможней 24.11.2010.
Полагая бездействие таможни, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по ГТД N 10216100/161110/П141888, незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд признал требования заявителя обоснованными и удовлетворил заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
Согласно пункту 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.
Как следует из документов, представленных таможенным органом, декларация на товары была подана обществом на таможенной пост Турухтанный Балтийской таможни 16.11.2010. Выпуск товара был осуществлен таможенным органом 24.11.2010.
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза; в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Действия должностных лиц таможенных органов при его осуществлении и декларировании товаров с момента подачи таможенной декларации до выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом регламентированы в Приказе ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (далее - Приказ N 1356).
Согласно пункту 45 Инструкции, если при проведении документального контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров, уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.
В разделе V Инструкции перечислены действия, которые должно совершить уполномоченное должностное лицо при несоблюдении условий выпуска товаров.
Так, согласно пункту 46 Инструкции при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.
Уведомлений и требований обществу не направлялось, никаких указаний о том, какие действия необходимо совершить для соблюдения условий выпуска товаров, таможенный орган обществу не выдавал.
В настоящем случае таможенный орган не обосновал, обнаружение каких именно сведений или признаков, следующих из каких профилей риска (сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, признаков указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов или ограничений, а также мер валютного контроля, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены), послужило основанием для проведения дополнительной проверки ГТД.
Утверждения таможни о несоблюдении обществом условий выпуска товара не нашли своего документального подтверждения в материалах дела.
Доводы таможни, приведенные в апелляционной жалобе о том, что в настоящем случае таможня воспользовалась установленным ТК ТС правом на продление сроков выпуска товаров для проведения таможенного контроля (таможенного досмотра) не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.
Согласно статье 116 ТК ТС должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны.
Решение о необходимости проведения таможенного досмотра формализуется в поручении на досмотр, в котором уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает цель, степень, объем досмотра, устанавливает срок окончания досмотра.
Однако в представленных таможенным органом документах отсутствует поручение на проведение таможенного досмотра товара, а также письменное разрешение начальника таможенного органа о продлении срока выпуска товара на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля в соответствии с частью 4 статьи 196 ТК ТС.
Таким образом, бездействие таможни, выразившееся в непринятии решения о выпуске товара в период с 19.11.2010 по 24.11.2010, правильно признано судом первой инстанции неправомерным, нарушающим права и законные интересы общества.
Решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 по делу N А56-74270/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74270/2010
Истец: ООО "НОВИКОМ"
Ответчик: Балтийская таможня, ГУ Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7148/11