г. Томск |
Дело N 07АП-3168/11 |
02 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зинченко Ю.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ермоленко Н.С. по доверенности от 22.10.2010 г.. (на 3 года), Куралова К.С. по доверенности от 29.03.2010 г.. (на 3 года)
от заинтересованного лица: Зяблицева В.А. по доверенности от 24.09.2010 г.. (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Дилекс"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 21 февраля 2011 года по делу N А27-16736/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилекс"
(ОГРН 1074205025300, ИНН 4205145163)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области
о признании незаконным отказа в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, обязании осуществить процедуру предоставления
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Дилекс ", г. Кемерово (далее - ООО "Дилекс", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово (далее - КУГИ) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка, расположенного восточнее транспортной развязки ул. Терешковой и пр. Притомский, с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства автомойки тоннельного типа, выраженному в письме от 12.10.2010 N 10-6-10/1134; обязании осуществить процедуру предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, в соответствии с действующим законодательством (с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований, л.д. 71).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21 февраля 2011 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Дилекс" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям не соответствия выводов суда обстоятельствам дела, неверного истолкования закона; каждая из процедур предоставления земельного участка: с предварительным согласованием (без торгов), без предварительного согласования (с торгов) отличается способом определения правообладателя земельного участка и характеризуется определенными действиями; переход с одной процедуры предоставления земельного участка (по выбору) на другую (с торгов) недопустим, за исключением законодательно установленных случаев; принятие акта органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, не может прекратить начатую процедуру предоставления земельного участка, так как это повлечет изменение способа предоставления земельного участка; суд не применил норму права, подлежащую применению (ст. 13 АПК РФ), пунктами 2 и 3 Постановления N 426 Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах", на которые сослался суд первой инстанции, фактически исключена возможность использования заинтересованными лицами права на приобретение земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и ограничивает права заинтересованных лиц на приобретение ими земельных участков по указанной процедуре, что противоречит положениям статей 30-32 Земельного Кодекса Российской Федерации и свидетельствует о превышении полномочий органом исполнительной власти субъекта РФ, кроме того, Постановление N 426 признано недействующим и не подлежащим применению.
В суде апелляционной инстанции представители ООО "Дилекс" поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, в ней изложенным с учетом дополнений к ней.
Представитель КУГИ доводы апелляционной жалобы не признала по основаниям, приводимым в суде первой инстанции, устно пояснила, что основанием отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, явилось не выполнение условий, предусмотренных в п. 2 Постановления N 426; кроме того, полагает, что хотя и Постановление N 426 признано недействующим, в настоящее время подлежит применению Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.04.2011 г.. N 192 "О предоставлении земельных участков для строительства", который также устанавливает случаи предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, устные возражения КУГИ, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 г.. подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.12.2009 ООО "Дилекс" обратилось в КУГИ в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением об обеспечении выбора земельного участка по адресу: г. Кемерово, восточнее транспортной развязки ул. Терешковой и пр. Притомский, для строительства автомойки тоннельного типа и предварительном согласовании места размещения указанного объекта; которое в порядке пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет 24.12.2009 направил в адрес Администрации г.Кемерово обращение с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства автомойки тоннельного типа с указанием предполагаемого места размещения объекта: г.Кемерово, восточнее транспортной развязки ул. Терешковой и пр. Притомский.
12.10.2010 в связи со вступлением в законную силу Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" КУГИ в адрес ООО "Дилекс" было направлено письмо исх. N 10-6-10/1134 о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, по мотиву предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре городе Кемерово для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Не согласившись с данным отказом в предоставлении земельного участка, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оставляя без удовлетворения требования ООО "Дилекс", суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 1.1 которой (введенным в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010) предоставлено право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах; Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" которым установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), признал отказ КУГИ, не противоречащим действующему в спорный период законодательству.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен в статье 30 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса предшествует, помимо прочего, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статье 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктами 5 и 6 указанной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Статьей 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
В соответствии с Законом Кемеровской области от 04.07.2002 N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений" и распоряжением Администрации Кемеровской области от 26.07.2002 N 506-р "О специальном органе исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющем отдельные полномочия в сфере земельных отношений" КУГИ Кемеровской области является специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Следовательно, судом первой инстанции правильно установлено, что к субъектам, которые принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, относятся органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от того, к какому уровню собственности отнесены те или иные земли.
Перечень оснований для принятия специально уполномоченным органом или органом местного самоуправления решения об отказе в размещении объекта является открытым, а, следовательно, КУГИ при принятии решения в порядке пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации вправе применять иные нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 30 ЗК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 27.12.2009 г.. N 365-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010 г.., органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления оно не применяется к земельным участкам, в отношении которых на момент вступления в силу настоящего постановления выполняется хотя бы одно из следующих условий: 1) принято решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; 2) принято решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства.
Вместе с тем, исходя из положений п. 1.1 статьи 30 ЗК РФ установлению подлежит именно перечень случаев, когда земельные участки предоставляются исключительно на торгах, такие случаи в Постановлении N 426 не определены, кроме того, заявитель обращался в КУГИ в порядке ст. 31 ЗК РФ, которая на момент отказа 12.10.2010 г.. с учетом положений ст. 30 ЗК РФ предусматривала два способа предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: с предварительным согласованием места размещения объекта и без него, невозможность выбора земельного участка по заявлению ООО "Дилекс" от 16.12.2009 г.., то есть до принятия Постановления Коллегии Администрации г.Кемерово от 24.09.2010 г.. в соответствии с положениями Земельного Кодекса Российской Федерации КУГИ не обоснованно, отказ от 12.10.2010 г.. основан только на невыполнении ООО "Дилекс" пункта 2 Постановления N 426.
Учитывая, что КУГИ по заявлению ООО "Дилекс" фактически осуществлена процедура предоставления земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объекта, дано поручение органу местного самоуправления об обеспечении выбора земельного участка с предварительным согласованием, принято распоряжение Администрации города Кемерово N 4175 от 16.09.2010 г.. "Об утверждении схемы расположения земельного участка 400 м северо-восточнее пересечения просп. Притомского и ул. Терешковой получено градостроительное обоснование, заключение по нему, то есть, совершены действия, предшествующие проведению процедуры согласования, на соблюдение которой указано в письме Комитета от 18.12.2009 г.., суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правоотношения по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта возникли до вступления в силу Постановления N 426, в связи с чем, подлежали завершению в соответствии с правилами ранее действовавшего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что нормами действующего земельного законодательства (как федерального, так и Кемеровской области - субъекта РФ) не предоставлено право органу местного самоуправления на отказ в обеспечении выбора земельного участка, а пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ прямо предусмотрено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Также, суд апелляционной инстанции учитывает, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, Постановление N 426 признано недействующим решением Кемеровского областного суда от 16.02.2011 г.., оставленным без изменения Определением Верховного Суда от 27.04.2011 г..
Исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6171/10 (по делу N А71-1890/2009Г14) признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право.
То есть, речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшем место до признания судом этого акта, противоречащим закону. Оспаривание нормативного акта в подобных случаях не имело бы смысла, если бы следствием этого не могли являться восстановление или защита нарушенного права.
Указанное обстоятельство, хотя и неизвестное суду первой инстанции на момент рассмотрения настоящего дела (резолютивная часть решения оглашена 15.02.2011 г..), с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ, а равно установленных судом апелляционной инстанции иных оснований, является основанием для признания обжалуемого судебного акта, несоответствующим фактически установленным обстоятельствам дела и основанным на неправильном применении норм материального права.
Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, направленное в адрес КУГИ Кемеровской области 16.12.2009 г.. на протяжении длительного периода времени фактически остается без разрешения, что с учетом осуществления части процедуры по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, свидетельствует о препятствии для осуществления предпринимательской деятельности, а равно нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с изложенным, заявленные ООО "Дилекс" требования подлежат удовлетворению с возложением на КУГИ Кемеровской области в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов обязанности осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке статей 30, 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Ссылка представителя КУГИ на невозможность соблюдения процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, в связи с принятием Коллегией Администрации Кемеровской области Постановления N 192 от 25.04.2011 г.. "О предоставлении земельных участков для строительства", отклоняется, поскольку для спорных правоотношений рассматриваемых по настоящему делу значения не имеет, как возникших ранее принятия указанного нормативного акта.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ, понесенные ООО "Дилекс" расходы по уплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям подлежат возмещению Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области в размере 3000 руб. (2000 руб. за подачу заявления в суд первой инстанции, 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы); излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в соответствии пп. 3, 12 п.1 ст. 333.21, ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, п.15 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 г.. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации" (в редакции информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139) апелляционная жалоба на судебный акт по заявлению о признании ненормативного акта, решения недействительным (незаконным) облагается государственной пошлиной в размере 1 000 руб.; в размере 1000 руб. возврату ООО "Дилекс".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21 февраля 2011 года по делу N А27-16736/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Дилекс" требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка, расположенного восточнее транспортной развязки ул.Терешковой и просп.Притомский для строительства автомойки тоннельного типа, выраженный в письме от 12.10.2010 г.. N 10-6-10/1134.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Дилекс" путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном статями 30, 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дилекс" понесенные расходы по уплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям в размере 3000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дилекс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей по платежному поручению N 74 от 21.03.2011 г..
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16736/2010
Истец: ООО "Дилекс"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3168/11