г. Санкт-Петербург
31 мая 2011 г. |
Дело N А56-71709/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7076/2011) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 по делу N А56-71709/2010 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Лошков А.Л. по доверенности от 30.09.20009 N 09/40; Кузьмичева В.С. по доверенности от 10.02.2011 N 11/21; Ершова Н.М. по доверенности от 10.02.2011 N 11/22; Юрина И.А. по доверенности от 10.02.2011 N 11/20;
от ответчика: Петрова Т.В. по доверенности от 25.01.2011 N 03-16/00277; Руденко М.В. по доверенности от 25.05.2010 N 03-16/01619.
установил:
ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" (далее - заявитель, Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения N 12-15/1-Р от 30.09.2010 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) в части привлечения ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова" к налоговой ответственности и применении административного наказания в виде штрафа за неуплату (не полную уплату) суммы налога на прибыль организаций в результате занижения налоговой базы в сумме 6 031 283 руб., начисления пени по состоянию на 30.09.2010 по налогу на прибыль организаций в общей сумме 11 982 304,30 рублей и по НДФЛ в общей сумме 93 931,38 рублей, уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций в общей сумме 44 291 669, 00 рублей и по НДФЛ в общей сумме 243 579 рублей.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2011 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применении судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда в части признания недействительным решения N 12-15/1-Р от 30.09.2010 по эпизоду предложения ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова уплатить НДФЛ за 2007-2008 год в размере 243 579 руб. и пени в сумме 93 931 руб.38 коп.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители Института отклонили их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционной инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" по вопросу соблюдения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. По результатам проверки составлен акт от 27.08.2010 N 12-15/1-А и принято решение от 30.09.2010 N 12-15/1-Р о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик, в том числе привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 6 031 283 руб., также данным решением доначислены 44 291 669 руб. налога на прибыль 243 579 руб. НДФЛ и соответствующие суммы пени.
Из Решения Инспекции следует, что ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова" имеет обособленное подразделение - базу отдыха "Глубокое". Из сумм выплаченных доходов в пользу работников, состоящих в трудовых отношениях с ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова", налоговый агент исчислил и удержал сумму НДФЛ. Перечисления в бюджет сумм НДФЛ были произведены по месту своего нахождения. Перечисления в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения не производились.
Данное обстоятельство явилось основанием для доначисления 243 579 руб. НДФЛ и 90 413 руб. 71 коп. пени по НДФЛ. Расчет пени приведен в приложении N 4. Также заявителю начислены пени в сумме 3 517 руб. 67 коп. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ в спорный период. Расчет пени приведен в приложении N 3 к решению.
Решением от 22.11.2010 вышестоящего налогового органа, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, решение Инспекции от 30.09.2010 N 12-15/1-Р было изменено.
Институт, считая решение Инспекции от 30.09.2010 N 12-15/1-Р недействительным, в том числе и в части доначисления НДФЛ и соответствующих пеней, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Института, суд первой инстанции исходил из того, что несоблюдение налоговым агентом порядка уплаты НДФЛ (направление средств вместо одного бюджета в другой) не может служить основанием для вывода о неуплате налоговым агентом налога в срок и для начисления пеней. Суд также указал, что положениями статьи 78 НК РФ налоговому органу предоставлено право на самостоятельный зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения имеющейся недоимки.
Апелляционный суд, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании оспариваемого решения недействительным по эпизоду об обязании ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" уплатить налог на доходы физических лиц и пени за 2007 год, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 НК РФ НДФЛ является федеральным налогом.
На основании пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 НК РФ, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять начисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Из материалов дела следует, что в 2007 и 2008 годах Институт удерживал из доходов работников обособленного подразделения - базы отдыха "Глубокое" и перечисляло в бюджет НДФЛ по месту нахождения головного предприятия, то есть с нарушением требований приведенного выше налогового законодательства.
Бюджетным законодательством НДФЛ отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться по установленным нормативам в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Следовательно, обязанность налогового агента по перечислению в местный бюджет НДФЛ, удержанного с доходов лиц, работающих в обособленных подразделениях, считается исполненной при перечислении удержанной суммы налога в бюджет муниципального образования, в котором расположено соответствующее обособленное подразделение.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты - пункт 2 статьи 24 НК РФ) имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву налогоплательщика (налогового агента) корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога считается исполненной в соответствии со статьей 45 НК РФ или после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов. Следует отметить, что за проверенный инспекцией период с 2007 по 2008 год редакции указанных статей Налогового кодекса Российской Федерации изменялись.
При проведении выездной налоговой проверки Инспекция обнаружила не только неуплату Институтом НДФЛ в бюджет города Кингисепп, но и его уплату в том же размере в бюджет города Сосновый бор.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей в 2006 году).
Из анализа положений статьи 78 НК РФ следует, что право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в данный бюджет (бюджет соответствующего уровня) и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Приведенным выше пунктом 5 статьи 78 НК РФ законодатель ограничил возможность зачета излишне уплаченного налога уровнем бюджета, в который этот налог зачислен. Положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат ограничений относительно места уплаты налога, а также того, уплачен этот налог со счета, открытого по месту нахождения структурного подразделения или по месту нахождения головной организации.
За 2007 год Инспекция также правомерно доначислила Институту НДФЛ и пени по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в статью 78 НК РФ были внесены изменения, позволяющие проводить зачет не по уровням бюджетов, а по видам налогов. Однако эти изменения вступили в силу с 01.01.2008.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ), со дня вступления этого Закона в силу и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поэтому суммы НДФЛ, уплаченные Институтом в 2007 году, могут быть зачтены в счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (пункты 2 и 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). То есть до 1 января 2008 года действует тот же порядок, что и в 2006 году.
В 2006 году НДФЛ распределялся по бюджетам следующим образом:
в бюджеты субъектов Российской Федерации - 70%;
в бюджеты поселений - по нормативу 10%;
в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20%.
Принимая во внимание изменившуюся редакцию статьи 45 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ., следует признать, что, исходя из положений этой статьи, НДФЛ за 2007 год следует признать неуплаченным.
За 2008 год общество как налоговый агент также не уплатил налог в соответствии с требованиями статьи 45 НК РФ. Однако с 1 января 2008 года подлежит применению статья 78 НК РФ, изложенная в редакции Закона N 137-ФЗ, то есть начиная с указанной даты зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В 2008 году действовала следующая редакция статьи 78 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном названным пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Из изложенных норм следует, что Инспекция, обнаружив при проведении проверки наличие у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, который является федеральным налогом, должна была провести зачет по итогам налогового периода - 2008 года. Следовательно, за 2008 год Инспекция неправомерно начислила Институту НДФЛ и пени.
Таким образом, решение N 12-15/1-Р от 30.09.2010 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области по эпизоду об обязании ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" уплатить налог на доходы физических лиц и пени за 2007 год является законным.
Довод налогового органа о правомерности начисления пени в сумме 3 517 руб. 67 коп. в связи с несвоевременным перечислением НДФЛ в спорный период (приложение N 3 к решению) не может быть принят, поскольку у заявителя имелась переплата по НДФЛ, что исключает начисление пени.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 по делу N А56-71709/2010 отменить в части признания недействительным решения N 12-15/1-Р от 30.09.2010 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области по эпизоду об обязании ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П. Александрова" уплатить налог на доходы физических лиц и пени за 2007 год.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2011 по делу N А56-71709/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71709/2010
Истец: ФГУП "Научно-исследовательский технологический институт имени А. П. Александрова"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ленинградской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, УФНС РФ по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7076/11