г. Владивосток |
Дело |
30 мая 2011 г. |
N А51-18957/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.А. Скрипки
судей: Т.А. Аппаковой, С. Б. Култышева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.А. Хоменко
при участии:
от Департамента здравоохранения Приморского края: Никитина Е.Б. - паспорт, доверенность N 17/5926 от 30.11.2010,
от МУЗ "Городская клиническая больница N 1 г. Владивостока": Личман Е.В. - паспорт, доверенность N 65 от 22.03.2011,,
от ответчика: Шокоров Е.В. - паспорт, доверенность от 25.08.2010,
от Администрации г. Владивостока: Кравцова Ю.В. старший специалист 1 разряда правового управления, удостоверение N 3779 от 12.07.2010,
доверенность от N 1-3/5368 от 20.12.2010,
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Овчинников Э.В. - паспорт, доверенность N 3/11 от 01.02.2011, Быстролетов А.М. - паспорт, доверенность N2/11 от 01.02.2011.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Владивостока, ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
апелляционное производство N 05АП-2878/2011, 05АП-3175/2011
на решение от 25.03.2011
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-18957/2010 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) МУЗ "Городская клиническая больница N 1 г.Владивостока"
к ООО СМО "Госмедстрах"
третьи лица: Администрация г. Владивостока, Департамент здравоохранения Приморского края, Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", ООО "Промышленно-торговая фирма "Корпус-ДВ", ЗАО СГ "Спасские ворота-М" филиал Владивостокский"
об обязании заключить договор
УСТАНОВИЛ:
МУЗ "Городская клиническая больница N 1 г. Владивостока" (далее - МУЗ "ГКБ N 1") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к ООО СМО "Госмедстрах" об обязании заключить договор финансирования муниципального контракта от 17.09.2010 N 76-10-8-РФПМ.
Определением от 29.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация г. Владивостока, Департамент здравоохранения Приморского края, Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", ООО "Промышленно-торговая фирма "Корпус-ДВ", ЗАО СГ "Спасские ворота-М" филиал Владивостокский".
Решением от 25.03.2011 Арбитражный суд Приморского края отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Администрация г. Владивостока, ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" обжаловали данное решение, указав, что суд неправильно применил нормы права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. Заявители полагали, что обязанность заключить договор у ответчика возникла в силу прямого указания закона, а также с учетом утвержденного Плана мероприятий по использованию средств резерва финансирования предупредительных мероприятий на 2010 год.
В судебном заседании представители заявителей доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика доводы апелляционных жалоб опроверг, указал на законность и обоснованность судебного акта.
В судебное заседание не явился представители ООО "Промышленно-торговая фирма "Корпус-ДВ" и ЗАО СГ "Спасские ворота-М" филиал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом в порядке и пределах, установленных статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.09.2010 между МУЗ "Городская клиническая больница N 1 г. Владивостока" и ООО "Промышленно-торговая фирма "Корпус-ДВ" заключен муниципальный контракт N 76-10-8-РФПМ на поставку медицинского оборудования.
Согласно п. 15.3. контракта настоящий контракт составлен в 4 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру - Заказчику, Поставщику, Страховым медицинским организациям (ООО СГ "Спасские ворота-М" филиал Владивостокский" и ООО СМО "Госмедстрах"), осуществляющим перечисление финансовых средств на счет плательщика из средств резервного фонда предупредительных мероприятий страховых медицинских организаций на 2010 год, предусмотренных на указанные цели.
Письмом N 652-10 от 27.09.2010 истец направил ответчику проект договора финансирования, однако письмом от 25.11.2010 N 0984 ответчик отказался оплатить выставленный истцом счет и заключить договор финансирования.
Полагая, что ответчик неправомерно уклоняется от заключения договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не нашла оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из недоказанности истцом того факта, что ответчик в силу ч.4 ст. 445 ГК РФ обязан заключать договор финансирования.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истец нормативно не обосновано, в соответствии с какой нормой права ответчик является лицом, обязанным заключить договор финансирования.
Судебная коллегия отклонила ссылки заявителей на Закон РФ от 26.06.1991 N 1499 "О медицинском страховании граждан в РФ", Правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 03.10.2003 N 3856/30-3/н, Правила организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденные Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.08.2007 N 181, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, данные нормативные акты регулируют отношения между страховыми организациями и медицинскими учреждениями только в части оказания данными учреждениями медицинских услуг застрахованным гражданам, а не вопросы финансирования муниципальных контрактов на поставку медицинского оборудования.
Довод заявителей о том, что обязанность заключить договор у ответчика возникла в связи с согласованием им уточненного плана мероприятий по использованию средств резерва финансирования предупредительных мероприятий на 2010 год, судебной коллегия не принят в связи с несостоятельностью.
Данный план содержит перечень планируемых мероприятий, включая приобретение компьютерного томографа для истца, но не содержит обязательств ответчика по заключению договора финансирования данного мероприятия.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Согласно Правилам организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование, утвержденным Приказом ФФОМС от 31.08.2007 N 181 и действовавшим до 16.03.2011 (далее - Правила), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. Страховая медицинская организация по окончании отчетного периода на основании специального расчета формирует резервы, в том числе резерв финансирования предупредительных мероприятий (пункты 6 и 7 Правил).
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что в резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями.
Пункт 26 Правил в числе таких мероприятий указывает участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе приобретение и ввод в действие современной медицинской техники, приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинской техники.
В силу пункта 4.8.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и, а также пунктам 25, 27 Правил, утвержденных Приказом ФФОМС от 31.08.2007 N 181 порядок использования резерва финансирования предупредительных мероприятий на территории утверждается территориальным фондом обязательного медицинского страхования, регламентирующим конкретные предупредительные мероприятия, порядок их проведения, перечень отчетных документов, порядок их предоставления медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. Согласованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисляемых страховыми медицинскими организациями на расчетные счета медицинских учреждений. Учет расходования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий производится на основании документов, представляемых медицинскими учреждениями и подтверждающих проведение предупредительных мероприятий.
Решением правления ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Правление ТФОМС) от 14.05.2010 было утверждено Положение о порядке и условиях формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование на территории Приморского края (далее - Положение), устанавливающее, в том числе, порядок формирования резерва финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ).
Как следует из п. 2.20 Положения конкретные направления использования РФПМ устанавливаются ТФОМС по согласованию со страховой медицинской организацией (далее - СМО). К таким мероприятиям, в частности могут относиться участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе приобретение и ввод в действие современной медицинской техники.
Согласно п. 2.21 Положения заявки и предложения по проведению предупредительных мероприятий, финансируемых из средств РФПМ направляются медицинскими учреждениями, входящими в систему обязательного медицинского страхования Приморского края, в исполнительную дирекцию Фонда с прилагаемым обоснованием финансовых затрат на мероприятия по обеспечению реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2.23 Положения установлено, что на основании принятых и рассмотренных заявок и предложений медицинских организаций ТФОМС формирует проект Плана РФПМ в разрезе СМО и лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) на соответствующий финансовый год и согласовывает его с органом исполнительной власти Приморского края в сфере здравоохранения и страховыми медицинскими организациями. Орган исполнительной власти в сфере здравоохранения согласовывает проект Плана РФПМ с учетом мероприятий, проводимых в рамках Приоритетного национального проекта "Здоровье" за счет средств Федерального бюджета и за счет средств краевого бюджета. После согласования проекта Плана РФПМ, он утверждается Правлением ТФОМС. По мере необходимости План РФПМ корректируется в том же порядке. Утвержденные Правлением ТФОМС предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисленных СМО на расчетные счета медицинских учреждений.
Выбор поставщиков товаров и услуг на реализацию утвержденного Плана РФПМ производится медицинскими учреждениями в соответствии с действующим законодательством.
Правлением ТФОМС 07.06.2010 утвержден Уточненный план мероприятий по использованию средств РФПМ на 2010 год (далее - План РФПМ).
Данный План согласован Департаментом здравоохранения Администрации Приморского края и подписан в установленном порядке СМО Приморского края, в том числе ответчиком.
Согласно названному Плану ЗАО СГ "Спасские ворота-М" (филиал "Владивостокский") и ООО СМО "Госмедстрах" обязуются оплатить поставленный МУЗ "ГКБ N 1" компьютерный томограф (32 среза).
Таким образом, ООО СМО "Госмедстрах" фактически приняло на себя обязательства оплатить медицинское оборудование за счет средств РФПМ.
В связи с чем, учитывая вышеизложенные нормы, при условии выполнения муниципального контракта N 76-10-8-РФПМ от 17.09.2010 и поставки медицинского оборудования согласно уточненному плану, фактического финансирования резервного фонда, судебная коллегия пришла к выводу о наличии у истца права на получение от ответчика денежных средств из резервного фонда.
При этом указанные обстоятельства и представленные документы не свидетельствуют об обязанности у страховой медицинской организации заключить договор финансирования.
В связи с чем судебная коллегия пришла к выводу, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб являются не обоснованными, обжалуемый судебный акт соответствует нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм процессуального права не установлено, поэтому жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 марта 2011 года по делу N А51-18957/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18957/2010
Истец: МУЗ "Городская клиническая больница N 1 г. Владивостока", МУЗ Городская клиническая больница N1 г. Владивостока
Ответчик: ООО СМО "Госмедстрах"
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края", ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ПК, Департамент здравоохранения ПК, Департамент здравоохранения Приморского края, ЗАО СГ "Спасские ворота-М" филиал Владивостокский", ООО "Промышленно-торговая фирма "Корпус-ДВ"
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4669/11
12.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3543/11
30.05.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2878/11
11.05.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3176/11
25.03.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-18957/10