г. Хабаровск
30 мая 2011 г. |
N 06АП-1964/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий): представитель не явился;
от федерального бюджетного учреждения - войсковой части 10253: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
на решение от 10 декабря 2010 года
по делу N А73-8511/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
о взыскании с федерального бюджетного учреждения - войсковой части 10253 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 222 187 руб. 60 коп.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее - орган пенсионного фонда, ГУ - УПФР в Амурском районе Хабаровского края) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с федерального бюджетного учреждения - войсковой части 10253 (ОГРН 1032700304394) (далее - ФБУ - войсковая часть 10253) задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, возникшей за 2009 год, в сумме 222 187 руб. 60 коп.
Решением суда от 10.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, орган пенсионного фонда обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, полагая, что судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Войсковой частью 21660 представлена в орган пенсионного фонда ведомость уплаты страховых взносов на 31.12.2009.
Рассмотрев данный документ, ГУ - УПФР в Амурском районе Хабаровского края, с учетом сведений, содержащихся в лицевом счете страхователя, выявило недоимку по взносам в сумме 222 099 руб. (176 991 руб. - на страховую часть, 45 108 руб. - на накопительную часть). В связи с просрочкой уплаты взносов начислена пеня в сумме 88 руб. 60 коп. Требованием от 06.05.2010 N 15 задолженность в общей сумме 222 187 руб. 60 коп. предъявлена к уплате в срок до 22.05.2010.
В связи с неуплатой задолженности в установленный срок, орган пенсионного фонда обратился в суд за ее взысканием с ФБУ - войсковая часть 10253, которое, по его мнению, является юридическим лицом, в состав которого входит войсковая часть 21660.
Отказывая во взыскании задолженности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что войсковая часть 21660 на сегодняшний день является действующим юридическим лицом, доказательства правопреемства войсковой частью 10253 органом пенсионного фонда не представлены, в связи с чем заявленное требование обращено к ненадлежащему лицу.
В своей апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Амурском районе Хабаровского края приводит доводы о том, что войсковая часть 21660 не являлась юридическим лицом, запись об этом внесена в ЕГРЮЛ ошибочно, и именно войсковая часть 10253 является надлежащим ответчиком по делу. Также ссылается на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2011 о прекращении производства по делу N А73-620/2011 по его требованию о взыскании данной задолженности с войсковой части 21660.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене, а заявленные требования - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Согласно части 1 статьи 60 Закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 указанной статьи взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Для целей настоящего закона организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Согласно статье 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из материалов дела, восковая часть 21660 находится по адресу: п. Эльбан Амурский район Хабаровский край. Согласно ее заявлению от 02.04.1998 состоит на учете в ГУ - УПФР по Амурскому району Хабаровского края как лицо, производящее выплаты физическим лицам - своим работникам.
В соответствии с приказом командира войсковой части 10253 от 27.11.2009 N 600 войсковая часть 21660 зачислена на финансовое обеспечение в войсковую часть 45124, являющуюся филиалом войсковой части 10253.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на 10.11.2010, войсковая часть 21660 не является юридическим лицом, ее регистрация признана ошибочной по решению регистрирующего органа, о чем 16.09.2010 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Согласно уведомлению от 30.03.2010 N 411882 Межрайонной ИФНС России N 7 по Хабаровскому краю войсковая часть 21660 снята с налогового учета с 01.01.2010 на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица.
Материалами дела также подтверждается, что войсковая часть 10253 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю по месту нахождения своего обособленного подразделения - войсковая часть 21660 п. Эльбан, а также в Инспекции Федеральной налоговой службы по Комсомольскому району Хабаровского края по месту нахождения обособленного подразделения - войсковая часть 45124 п. Хурба.
Кроме того, суд учитывает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ и Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции министра обороны Российской Федерации, который подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, входящих в состав вооруженных сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений.
При этом, согласно приказу Минобороны России от 12.09.2003 N 324 статусом федеральных государственных учреждений наделены главные командования видов войск и управления военных округов.
Согласно разъяснениям МНС России в методических рекомендациях от 28.06.2002 и письме от 22.09.2003, данные о военных структурах, относящихся к федеральным органам исполнительной власти и подведомственных им организациям, подлежат внесению в реестр при условии, что распорядительный акт об их создании содержит запись об их статусе как юридического лица.
Однако решение о придании войсковой части 21660 статуса юридического лица министром обороны Российской Федерации не принималось, учредительные документы не утверждались и в регистрирующий орган не направлялись. Ошибочная постановка войсковой части на налоговый учет сама по себе не означает наделение ее в установленном порядке статусом юридического лица в форме государственного учреждения.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции в указанной части являются ошибочными, а заявленные органом пенсионного фонда требования обращены к надлежащему лицу и подлежат рассмотрению по существу.
В соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в их пользу в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации", действовавшего до 07.01.2011, в соответствии с нормами которого подлежит исчислению и уплате задолженность, образовавшаяся на 31.12.2010, ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Материалами дела (ведомостью уплаты страховых взносов, данными лицевого счета, реестром поступления платежей, актом совместно сверки расчетов) подтверждается, что войсковая часть 10253, в лице своего структурного подразделения войсковой части 21660, исчислив страховые взносы в сумме 222 099 руб., в установленные сроки их уплаты в бюджет фонда не произвела. Наличие задолженности ответчик подтверждает.
При таких обстоятельствах, ГУ - УПФР в Амурском районе Хабаровского края обоснованно произвело начисление пени в сумме 88 руб. 60 коп. за просрочку уплаты задолженности и заявило в суд требование о взыскании задолженности и пени в общей сумме 222 187 руб. 60 коп.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ГУ - УПФР в Амурской районе Хабаровского края подлежит удовлетворению, а заявленные требований - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 10 декабря 2010 года по делу N А73-8511/2010 отменить.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения - войсковой части 10253 (ОГРН 1032700304394, ИНН 2721047136), находящегося по адресу: 680000 г. Хабаровск, ул. Ленина, 30, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по уплате страховых взносов в сумме 222 099 руб. и пени в сумме 88 руб. 60 коп., а всего 222 187 руб. 60 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8511/2010
Истец: ГУ Управление ПФР в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
Ответчик: ФБУ - войсковая часть 10253, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 10253, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 10253 (по деятельности войсковой части 21660)
Третье лицо: ИФНС РОССИИ по Комсомольскому району, ИФНС РОССИИ по Центральному району г. Хабаровска, Межрайонная ИФНС РОССИИ N7 по Хабаровскому краю, Войсковая часть 45124
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1964/11