г. Чита |
Дело N А19-6003/2010 |
"06" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей С.И. Юдина, Л.В. Капустиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульзутуевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Агентства лесного хозяйства Иркутской области, ООО "ЛПХ Сосновые Родники" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2010 года по делу N А19-6003/2010 по иску Закрытого акционерного общества Фрунзенский лестранхоз к Агентству лесного хозяйства Иркутской области, Обществу с ограниченной ответственностью "ЛПХ Сосновые Родники", территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству о признании недействительными лесного конкурса и договоров аренды участков лесного фонда (суд первой инстанции: С.Н. Антонова);
при участии в судебном заседании;
от истца ЗАО Фрунзенский ЛТХ (адрес: 660020, Красноярский край, Красноярск г, Дудинская ул, д. 1, офис 101; ОГРН 1023802806280, ИНН 3844004952): Лукив И.В. - представитель (доверенность от 01.04.2009);
от ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области (адрес: 664003, Иркутская обл, Иркутск г, Горького ул, д. 31; ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859): Командовский Е.К. - представитель (доверенность от 11.01.2011);
от ответчика ООО "ЛПХ Сосновые Родники" (адрес: 665541, Иркутская обл, Чунский р-н, Октябрьский п, Горького пер, д. 90; ОГРН 1053815004748, ИНН 3815008222): Полевода С.Г. - представитель (доверенность от 20.04.2011);
от ответчика ТУ агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (адрес: 665541, Иркутская обл, Чунский р-н, Октябрьский рп, Горького ул, д. 29; ОГРН 1083815000059, ИНН 3815013007): не явился, извещен;
от Рослесхоза (адрес: 113184, Москва г, Пятницкая ул, д. 59/19; ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840): Командовский Е.К. - представитель (доверенность ВМ-03-28/3369 от 15 апреля 2011 года);
от прокурора Иркутской области (адрес: 664011, Иркутская обл, Иркутский р-н, Иркутск г, Володарского ул, д. 5; ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899): не явился, извещен;
установил:
Закрытое акционерное общество Фрунзенский лестранхоз (далее - истец, ЗАО Фрунзенский ЛТХ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании недействительным лесного конкурса, проведенного 21 декабря 2005 года Агентством лесного хозяйства Иркутской области на право заключения договоров аренды в отношении участков лесного фонда, расположенных на территории Чунского района Иркутской области (кварталы номер 3-6, 11-13, 33, 34 Верхне-Барминского лесничества, кварталы номер 42, 43, 63, 64, 81 Захаровского лесничества) и признании недействительными заключенного ФГУ "Баерский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Иркутской области Федерального Агентства лесного хозяйства с ООО "ЛПХ Сосновые Родники" по его результатам договора N 5 от 11 января 2006 года аренды участков лесного фонда и договора N40/08 от 10 декабря 2008 года аренды лесного участка, заключенного территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству с ООО "ЛПХ Сосновые Родники", в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Исковые требования обоснованы тем, что лесной конкурс был проведен с нарушением установленного порядка (статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Порядка проведения лесных конкурсов, утвержденного Приказом от 21.04.2005 г.. N103 Министерства природных ресурсов Российской Федерации), что нарушило его права как потенциального участника конкурса и потенциального арендатора: извещение о конкурсе и его результатах не было опубликовано в официальном издании органа государственной власти Российской Федерации и Иркутской области; извещение в газете "Прибайкальский край" N 2 от 21 ноября 2005 года содержит иные сведения о предмете лесного конкурса, чем указанные в протоколе результатов лесного конкурса от 22 декабря 2005 года N 8 (о возможном ежегодном отпуске, в том числе хвойному хозяйству, о стартовом размере арендной платы за год); протокол о результатах торгов был подписан не в день проведения конкурса, а на следующий день; ранее он арендовал заявленные на конкурсе лесные участки, располагал производственными мощностями для ведения лесозаготовок, транспортной сетью для вывоза древесины и был заинтересован в дальнейшем их освоении. С 2005 года по настоящее время он с целью получения права освоения спорных участков: подавал документы на участие в конкурсе, назначенном на 25 марта 2005 года, от проведения которого организатор отказался; обращался в 2008 и 2009 года в Агентство лесного хозяйства Иркутской области по вопросу их аренды, а 27 августа 2009 года ему стало известно, что спорные лесные участки предоставлены в аренду по результатам лесного конкурса, проведенного 21 декабря 2005 года.
Определением от 19 августа 2010 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Общество с ограниченной ответственностью "ЛПХ Сосновые Родники" (далее - ООО "ЛПХ Сосновые родники").
Определением от 28 октября 2010 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчика территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству (далее - Чунское лесничество).
Определением от 17 ноября 2010 года к участию в деле допущен прокурор Иркутской области.
Решением от 28 декабря 2010 года Арбитражного суда Иркутской области иск удовлетворен. Основанием для удовлетворения требования о признании лесного конкурса и заключенных по его результатам договоров недействительными послужил вывод суда о нарушении организатором торгов пунктов 10, 12, 13 Порядка проведения лесных конкурсов, утвержденного Приказом от 21.04.2005 г.. N 103 Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Порядок N 103) - отсутствие в деле решения о проведение конкурса, отсутствие в информационном сообщении о проведении лесного конкурса, опубликованном в газете "Прибайкальский край" от 21.11.2005 г.. N2, сведений о порядке определения победителя лесного конкурса; указание в информационном сообщении о проведении лесного конкурса иного объема возможного ежегодного отпуска, чем в протоколе N8 результатов лесного конкурса от 22.12.2005 г.. При этом суд пришел к выводу, что истцом не пропущен срок исковой давности по требованию о признании торгов недействительными, который следует исчислять с 27.08.2009 г..
Суд руководствовался частью 1 статьи 61, частью 8 статьи 63, частью 2 статьи 181, статьей 195, частью 2 статьи 199, статьями 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", статьей 15 Федерального закона от 31.12.2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2004 N С1-7/уп-905, статьей 7 Закона РСФСР N 948-1 от 22.03.1991г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Ответчики ООО "ЛПХ Сосновые Родники" и Агентство лесного хозяйства Иркутской области, не согласившись с решением суда, обжаловали его в суд апелляционной инстанции, ставят вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением нормы материального и нарушением норм процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просят принять новый судебный акт и отказать в удовлетворении иска.
Ответчики, в том числе, указывают, что требование о признании недействительным лесного конкурса предъявлено к ненадлежащему ответчику, и указывают, что организатором лесного конкурса, проведенного 21 декабря 2005 года, являлась Российская Федерация в лице своего уполномоченного территориального органа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области, прекратившего свою деятельность на основании Приказа от 30.10.2006 года N 202 "О ликвидации территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства". В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции собственника лесных участков, действующим от имени Российской Федерации, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). А Агентство лесного хозяйства Иркутской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не наделено полномочиями выступать в судах от имени Российской Федерации.
Определением от 08 апреля 2011 года Четвертый арбитражный апелляционный суд на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ перешел на рассмотрение дела N А19-6003/2010 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз). Определением от 04 мая 2011 года по ходатайству истца апелляционный суд привлек Рослесхоз в качестве ответчика.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Представители ответчиков ООО "ЛПХ Сосновые Родники" и Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали, исковые требования отклонили, указали на пропуск истцом срока исковой давности.
Представитель ответчика Рослесхоза заявленные исковые требования отклонил, указал на пропуск срока исковой давности по требованиям, предъявленным к Рослесхозу, привлеченному в качестве ответчика по делу по истечении более одного года после того, как истец 17 августа 2009 года узнал о нарушении своего права. Пояснил, что при проведении лесного конкурса 21 декабря 2005 года нарушений Правил их проведения допущено не было. По состоянию на ноябрь-декабрь 2005 года официальное печатное издание для опубликования извещений о проведении лесных конкурсов на территории Иркутской области определено не было, в связи с чем опубликование информационного сообщения о спорном лесном конкурсе 21 ноября 2005 года в газете "Прибайкальский край" N 2, содержащего все необходимые условия, предусмотренные статьей 448 ГК РФ, является надлежащим. Также считает, что основанием для отказа в удовлетворении иска является ликвидация организатора торгов - территориального органа Рослесхоза - Агентства лесного хозяйства по Иркутской области. Просил в удовлетворении иска отказать.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, доводы которого, а также исковые требования в судебном заседании поддержал представитель истца, просил иск удовлетворить.
Чунское лесничество и прокурор Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителей сторон и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что конкурсная комиссия Агентства лесного хозяйства по Иркутской области 21 декабря 2005 года провела лесной конкурс на право возмездного долгосрочного пользования сроком на 25 лет для заготовки древесины участком лесного фонда, расположенным на территории Чунского района, в лесном фонде ФГУ "Баерский лесхоз" в лесах третьей группы общей площадью 10367 га (протокол N 8 от 22 декабря 2005 года результатов лесного конкурса). Победителем конкурса признан ответчик ООО "ЛПХ Сосновые Родники".
По результатам лесного конкурса ФГУ "Баерский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Иркутской области Федерального Агентства лесного хозяйства заключило с ООО "ЛПХ "Сосновые Родники" договор аренды участка лесного фонда N 5 от 11 января 2006 года, зарегистрированный в ЕГРП 27 марта 2006 года за N 38-38-10/002/2006-145.
На основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" указанный договор аренды участка лесного фонда приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации путем заключения договора аренды лесного участка от 10 декабря 2008 года N 40/08 между ответчиками территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству и ООО "ЛПХ "Сосновые родники". Договор зарегистрирован в ЕГРП 31 декабря 2008 года за N 38-38-10/012/2008-463.
Ссылаясь на проведение лесного конкурса с нарушением действующего законодательства и его прав, ЗАО Фрунзенский ЛТХ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
На момент проведения оспариваемого конкурса действующими являлись нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ), статьей 35 которого было предусмотрено, что лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства, в соответствии с настоящим Кодексом и гражданским законодательством.
Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 г.. N 103 (далее - Порядок N 103).
Протоколом N 8 от 22 декабря 2005 года результатов лесного конкурса и договором аренды участка лесного фонда N5 от 11 января 2006 года подтверждается, что организатором спорного лесного конкурса являлось Агентство лесного хозяйства по Иркутской области. ФГУ "Баерский лесхоз" при заключении договора действовал от имени и по поручению организатора конкурса, в связи с чем надлежащим ответчиком по указанному договору фактически также является Агентство лесного хозяйства по Иркутской области.
Из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 N 170 "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства", пункта 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, следует, что Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относилось Агентство лесного хозяйства по Иркутской области.
Приказом от 30.10.2006 года N 202 Федеральное агентство лесного хозяйства во исполнение статьи 15 Федерального закона от 31.12.2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 01.01.2007 г.. ликвидировало свои территориальные органы, в том числе Агентство лесного хозяйства по Иркутской области.
Ликвидация Агентства лесного хозяйства по Иркутской области подтверждается свидетельством о внесении 21.03.2007 г.. в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица за государственным регистрационным номером 2073808067287.
Вывод суда первой инстанции о том, что указанное истцом в качестве первоначального ответчика по настоящему делу Агентство лесного хозяйства по Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г.Иркутск, ул.Горького, д.31, - является представителем Российской Федерации по спорным правоотношениям о проведении лесного конкурса и заключении договора N 5 от 11 января 2006 года, является ошибочным.
Ответчик Агентство лесного хозяйства по Иркутской области образовано как новый орган исполнительной власти Иркутской области постановлением Администрации Иркутской области N 245-па от 26 декабря 2006 года для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, которые в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия по представлению интересов Российской Федерации по спорам в области лесных отношений действующим законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации письмом от 19.07.2004 N С1-7/уп-905 разъяснил, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа.
Суд первой инстанции неправильно истолковал правовую позицию, изложенную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, не учел, что ликвидированы были только территориальные органы Федеральное агентство лесного хозяйства, а не сам федеральный орган исполнительной власти, и ошибочно пришел к выводу, что представителем по настоящему спору вместо ликвидированного территориального органа Агентства лесного хозяйства по Иркутской области выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Агентство лесного хозяйства Иркутской области. При этом, признав недействительным лесной конкурс, проведенный 21 декабря 2005 года, и договора аренды N 5 от 11 января 2006 года, суд первой инстанции фактически принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, поэтому решение Арбитражный суд Иркутской области от 28 декабря 2010 года подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Признание торгов недействительными в силу статьи 449 ГК РФ возможно только в случае грубого нарушения правил проведения конкурса или аукциона, которые могли привести к неправильному определению победителя.
Согласно пункту 10 Порядка N 103 проведение лесного конкурса включает ряд этапов подготовки к проведению лесного конкурса. Пунктом 12 предусмотрен, что организатор лесного конкурса принимает решение о дате, месте и времени проведения лесного конкурса, а также информирует о его проведении путем публикации извещения в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Пунктом 13 установлен исчерпывающий перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении конкурса. В частности, извещение должно содержать сведения о порядке проведения лесного конкурса, в том числе краткую характеристику участка лесного фонда, право заключения договора аренды которого является предметом лесного конкурса, возможный ежегодный объем лесопользования для видов лесопользования, связанных с изъятием лесных ресурсов; о порядке определения победителя.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ истец обязан доказать обоснованность исковых требований. Истец не доказал, что на момент опубликования извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда площадью 10367га в Чунском районе Баерского лесхоза имелось и было определено официальное печатное издание органа государственной власти Иркутской области, в связи с чем использование организатором конкурса для опубликования извещения в ноябре 2005 года газеты "Прибайкальский край" не является нарушением установленного порядка.
Вместе с тем, при сопоставлении сведений в извещении о проведении конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда площадью 10367га в Чунском районе Баерского лесхоза, опубликованном в газете "Прибайкальский край" за 21.11.2005 г.. N 2, и протокола N 8 от 22 декабря 2005 года апелляционный суд приходит к выводу, что обязательные сведения о возможном ежегодном объеме лесопользования в извещении указаны иные, чем в протоколе (в извещении возможный отпуск 53 тыс.куб.м, в том числе хвойных - 41тыс.куб.м, в протоколе возможный отпуск 2291,2тыскуб.м, в том числе хвойных - 1251,2тыскуб.м), сведения о порядке определения победителя извещение не содержат. Кроме того, стартовая арендная плата за год согласно извещению установлена в размере 2769,3тыс.руб, а согласно протоколу начальная арендная плата проведенного конкурса составляла 2130228,35руб. (2393515руб. - 11% от 2393515руб.).
С учетом вышеназванных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что извещение о конкурсе, документация которого была положена в основу проведения конкурса 21 декабря 20065 года и по результатам которого был составлен протокол N 8 от 22 декабря 2005 года, организатором конкурса опубликовано в установленном порядке не было, доказательств обратного ответчик Рослесхоз суду не представил. Указанное нарушение является существенным нарушением проведения торгов.
Не соблюдение организатором лесного конкурса требований пункта 33 Порядка N 103 о подписании протокола о результатах лесного конкурса в день заседания комиссии существенным нарушение порядка проведения конкурса не является.
Доводы ответчика ООО "ЛПХ Сосновые Родники", что истец не являлся лицом, имеющим право на участие в спорном конкурсе, и, следовательно, не имеет право на обжалование его результатов, как не отвечающий требованиям, установленным пунктом 20 Порядка N 103, апелляционный суд отклоняет, поскольку материалами дела наличие у истца на момент проведения конкурса текущей налоговой задолженности, материалами дела не подтверждается.
Сообщение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю N 2.10-10/18610 от 16.08.2010 г.. не содержит информации о задолженности истца по налогам на декабрь 2005 года.
В письме N 16/1554 от 01.09.2010 г.. Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Советском районе г.Красноярска сведения о наличии у истца задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование являются не точными, сделанными только на основании документов наблюдательного производства, с предложение за более точной информацией обратиться в УПФР в Чунском районе Иркутской области.
Согласно справке N ОП-10/1780 от 13.09.2010 г.. Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Чунском районе Иркутской области ЗАО Фрунзенский ЛТХ за период с 1999 года задолженности в ПФР не имеет, а имеет остаток переплаты на 2007 года на момент перерегистрации в другой регистрирующий орган.
Согласно Уставу ЗАО Фрунзенский ЛТХ осуществляет деятельность по заготовке, подвозке, переработки древесного сырья, а справкой Баерского лесхоза подтверждается, что истец производил лесозаготовки на участках лесного фонда, которые были предметом конкурса на право заключения договора аренды 21 декабря 2005 года.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что истец является заинтересованным лицом и вправе требовать признание конкурса недействительным в порядке статьи 449 ГК РФ.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании лесного конкурса недействительным.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Пунктом 2 статьи 181 ГК РФ установлено, что иск о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Стороной в споре о признании недействительным лесного конкурса является Рослесхоз, который заявил о применении срока исковой давности. Срок исковой давности по указанному требованию следует исчислять со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания торгов недействительными. Апелляционный суд приходит к выводу, что об указанных обстоятельствах истец узнал из письма Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 27.08.2009 г... С исковым заявлением в суд ЗАО Фрунзенский ЛТХ обратился 10 марта 2010 года, однако, как установлено судом апелляционной инстанции требование о признании конкурса недействительным было предъявлено к ненадлежащему ответчику.
Статьей 203 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности по требованию к привлеченному судом другому ответчику или второму ответчику прерывается в день заявления истцом соответствующего ходатайства, а при отсутствии такого ходатайства - с момента привлечения судом этого ответчика к участию в деле.
Ходатайство о привлечении Рослесхоза в качестве ответчика по делу направлено истцом по почте в суд 15 апреля 2011 года, то есть по истечении срока исковой давности. При указанных обстоятельствах, требование о признании лесного конкурса недействительным удовлетворению не подлежит, а, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования о признании недействительными заключенных по результатам конкурса договоров аренды.
Ответчики Агентство лесного хозяйства Иркутской области и ООО "Сосновые Родники" заявили о применении срока исковой давности, который, по их мнению, следует исчислять с даты государственной регистрации договоров аренды, сведения о которых открыты, или даты подписания договора аренды от 11 января 2006 года ФГУ "Баерский лесхоз", куда достаточно было обратиться истцу для получения информации по спорному лесному участку, а также с момента опубликования извещения о проведении лесного конкурса. Апелляционный суд находит указанные доводы несостоятельными, поскольку указанные ответчики надлежащими сторонами в споре по требованию о признании конкурса недействительным не являются, а также в силу того, что совершение вышеназванных действия является правом, а не обязанностью истца, поэтому с названными обстоятельствами в силу пункта 2 статьи 181 ГК РФ не может быть связано начало течения срока исковой давности по настоящему спору.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы ООО "ЛПХ Сосновые Родники" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2010 года по делу N А19-6003/2010 года отменить, принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества Фрунзенский лестрансхоз в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЛПХ Сосновые Родники" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н. В. Клочкова |
Судьи |
Л. В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6003/2010
Истец: ЗАО "Фрунзенский лестранхоз", ЗАО "Фрунзенский ЛПХ"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: МИ ФНС N 23 по Красноярскому краю, ООО "ЛПХ Сосновые родники", Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Чунскому лесничеству, УПФ РФ г. Красноярска, УФРС по Чунскому району, Федеральное агентство лесного хозяйства