г. Томск |
Дело N 07АП-3410/11 |
06 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: Колупаевой Л. А.
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зинченко Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Миклашевич А.С. по доверенности от 19.05.2011;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Новосибирской таможни
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01.03.2011 года
по делу N А45-20142/2010 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе
города Новосибирска
к Новосибирской таможне
Третье лицо: Инспекция ФНС России по Дзержинскому району города Новосибирска
о взыскании 33 663, 68 рублей пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска (далее - заявитель, УПФР, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Новосибирской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня, апеллянт) о взыскании 33 663, 68 рублей пени. Пени начислены заявителем на задолженность по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за первый квартал 2010 года за период с 16.02.2010 по 30.06.2010.
В обоснование требований по делу заявителем положено требование от 18.10.2010 N 06400140050493.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция ФНС России по Дзержинскому району города Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо, не согласившись с принятым решением, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда перовой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что у Таможни имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем, отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии, кроме того, Пенсионный фонд, как орган контроля за уплатой страховых взносов на основании части 8 статьи 26 Закона N 212-ФЗ обязан был самостоятельно произвести зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся на 01.01.2010 в счет погашения по пеням.
Подробно доводы Таможни изложены в апелляционной жалобе.
Пенсионный фонд представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району города Новосибирска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебное заседание апелляционной инстанции, представители Пенсионного фонда и Инспекции ФНС России по Дзержинскому району города Новосибирска не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01.03.2011 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сведения о Новосибирской таможне были внесены в единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району города Новосибирска 18.05.1999.
Таможня, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, который в соответствии со статьей 14 названного Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона Российской федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2010.
Согласно части 1 статьи 60 Закона N 212-ФЗ недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся по состоянию на 31.12.2009 года, включительно и задолженность по соответствующим пеням, штрафам исчисляется и уплачивается в порядке действовавшем до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ, т.е. в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный период).
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
В соответствии со статьей 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 167-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составленной страхователем 17.02.2010, по состоянию на 31.12.2009 у Таможни имелась переплата по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 807 335 рублей за 2009 год и задолженность за 2009 год по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1 785 366 рублей.
Статьёй 59 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 год в срок не позднее 30 марта 2010 года по форме, утвержденной Минфином России, соответственно срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) за 2009 год - не позднее 20 апреля 2010 года.
21.01.2010 от Таможни поступил денежные средства в размере 1 812 455, 57 рублей на финансирование страховой части трудовой пенсии, соответственно сумма 1 807 335 рублей, уплаченная по платежному поручению от 24.12.2009 N 18 на финансирование накопительной части трудовой пенсии стала излишне уплаченной.
В связи с наличием переплаты суммы страховых взносов на ОПС были уплачены Таможней по состоянию на 09.07.2010, а подлежали уплате по срокам 15 февраля, 15 марта и 15 апреля 2010 года, соответственно Управлением Таможне начислены пени за период с 16.02.2010 по 30.06.2010 года в сумме 33 657, 45 рублей.
С целью взыскания вышеуказанной задолженности по пеням Управлением Таможне было предъявлено требование об уплате пеней от 09.07.2010 N 06400140017450 (в редакции уточненного требования от 18.10.2010 N 06400140050493), которое осталось без удовлетворения, в связи с чем, ПФР обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные Пенсионным фондом требования суд первой инстанции исходил из того, что требование от 18.10.2010 N 06400140050493 добровольно в установленный срок до 06.11.2010 не исполнено Таможней, денежные средства в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили несвоевременно, следовательно на основании пункта 4 статьи 18 Закона N212-ФЗ взыскание задолженности по пеням с организации, которой открыт лицевой счёт, производится в судебном порядке. Доводы Таможни о нарушении срока выставления требования и процедуры взыскания задолженности отклонены судом, поскольку по периоду возникновения задолженности по пеням - 2010 год, судом применены положения статей 10, 15, 18, 25, 26, 59 Закона N 212-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 59 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утверждённой Министерством финансов Российской Федерации. После проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе указанных деклараций информация о результатах таких проверок передаётся налоговыми органами в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключённым между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Пенсионным фондом Российской Федерации. Таким образом, после введения в действие (с 01.01.2010) Закона N 212-ФЗ осуществлять контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчётный период 2009 год продолжали налоговые органы, а не Пенсионный фонд.
В указанной части доводы апеллянта о неуведомлении его заявителем о наличии переплаты по страховым взносам на ОПС и незнании о её существовании опровергается материалами дела (письмо от 22.07.2010, л.д. 32) и основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьёй 10 Закона N 212-ФЗ установлено, что под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
На основании пункта 6 статьи 15, подпункта 1 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы, вести учёт сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Для работодателей, выступающих в качестве плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в 2010 году применяются тарифы страховых взносов, указанные в пункте 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ.
В течение расчётного (отчётного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений , начисленных с начала расчётного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчётного периода по предшествующий месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Ежемесячный обязательный платёж подлежит уплате в срок не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платёж (пункт 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчётными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Закона N 212-ФЗ). За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени в размере одной трёхсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования (статья 25 Закона N 212-ФЗ).
Плательщики страховых взносов ежеквартально до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учёта расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, заинтересованное лицо обязано было в срок не позднее 15.02.2010, 15.03.2010, 15.04.2010 произвести уплату страховых взносов за первый квартал 2010 года.
Поскольку в результате камеральной проверки, которая началась 22.04.2010 и завершилась 17.06.2010, заявителем была выявлена недоимка за первый квартал 2010 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, ПФР 17.06.2010 составлена справка N 064 001 10 СН 0025360 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957 н, затем 09.07.2010 (в редакции уточненного требования от 18.10.2010) выставлено требование о погашении задолженности по пене. Указанное требование не оспаривалось заинтересованным лицом (включая судебное оспаривание), несвоевременное внесение страховых взносов на ОПС признавалось им, в том числе, в судебном заседании апелляционной инстанции и в апелляционной жалобе. Более того, после вынесения оспариваемого судебного акта в УПФР заинтересованным лицом неоднократно представлялись заявления (12.04.2011, 25.04.2011) о зачете сумм пени в размере 33 663, 68 рублей за счет переплаты на накопительную часть пенсии, что также свидетельствует о признании заинтересованным лицом спорной суммы. Указанные заявления Таможни рассмотрены заявителем и приняты к исполнению.
На дату выставления требования 09.07.2010 страхователем была погашена сумма недоимки по страховым взносам на ОПС, что, тем не менее, не освобождает плательщика страховых взносов от уплаты пеней, начисляемых на сумму страховых взносов, уплаченных в более поздние по сравнению с установленными федеральным законом сроки.
Довод заинтересованного лица о наличии переплаты, образовавшейся по итогам внесения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за четвёртый квартал 2009 года, судом проверен и правомерно признан необоснованным.
В нарушение требований статьи 65 АК РФ апеллянтом не представлено доказательств, подтверждающих его намерение в порядке установленном частью 8 статьи 26 Закона N 212-ФЗ по своевременному проведению зачёта в отношении имевшейся переплаты в счёт страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии за первый квартал 2010. Довод апеллянта об обязанности ПФР самостоятельно проводить зачет по переплатам в счет задолженностей по уплате пеней противоречит указанной норме Закона N 212-ФЗ.
Учитывая то, что факт несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2010 года и пени, начисленной за период с 16.02.2010 по 16.06.2010 за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2010 года, подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспорен, требования заявителя о взыскании пени являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылка апеллянта на решение от 01.09.2010 N 06400110 ВД 0004760, исходя из предмета заявленных требований, отклоняется судебной коллегией, поскольку указанный довод не заявлялся в суде первой инстанции и не был предметом его оценки.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению.
Доводы Таможни, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и опровергаются материалами дела.
Оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба пенсионного фонда не подлежит удовлетворению.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 01 марта 2011 года по делу N А45-20142/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Кривошеина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-20142/2010
Истец: Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе города Новосибирска, УПФ России в Дзержинском районе г. Новосибирска
Ответчик: Новосибирская таможня
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3410/11