06 июня 2011 г. |
Дело N А55-27404/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - Колупаев Д.С., доверенность от 27.12.2010 г., Котлова И.В., доверенность от 27.12.2010 г.
от ответчика - Жалнин С.Н., доверенность от 13.05.2011 г. N 193,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2011 года по делу N А55-27404/2010 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Максима Х" (ОГРН 1106317002296, ИНН 6317082042), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Максима Х" (далее - заявитель, ООО "Максима Х", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 18271,0 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0245002:612, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная, д. 39, выразившихся в возврате документов, регистрационный номер 12-1/1889/10с, и заявления о предоставлении в собственность земельного участка после их рассмотрения по существу, а также в уклонении от предоставления в собственность Обществу указанного земельного участка; об обязании Министерства в двухнедельный срок со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовки и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи данного земельного участка по цене в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 10 марта 2011 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Обществом не доказано, что площадь испрашиваемого земельного участка в размере 18271,0 кв.м. является необходимой для использования расположенных на нем зданий.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.07.2010 г. ООО "Максима Х" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Кировский район, ул. Товарная, д. 39, занимаемого производственными и административными зданиями, с прилегающей территорией, приложив к указанному заявлению предусмотренные действующем законодательством документы, что подтверждается распиской в получении документов от 21.07.2010 г. (т. 1 л.д. 123-124).
Приказом Министерства от 30.07.2010 г. N 1802 заявителю поручено внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке (объекте недвижимости) площадью 39100,00 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0245002:612, с видом разрешенного использования: управление комплектации, расположенном по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная, дом 39, в части уточнения сведений о площади данного земельного участка до 18271,00 кв.м. на основании проведенных кадастровых работ и в части уточнения вида разрешенного использования (назначения) данного земельного участка "для размещения производственных и административных зданий" на основании настоящего приказа.
15.09.2010 г. заявитель исполнил указанный приказ, приобщив к ранее сданному пакету документов три экземпляра кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка (т. 1 л.д. 101).
08.11.2010 г. Министерством затребованы дополнительные документы.
18.11.2010 г. ООО "Максима X" представило в Министерство градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу, по адресу: г. Самара, ул. Товарная, 39, заказ 23-10-ГО (оригинал) (т. 1 л.д. 105-106).
Согласно указанному градостроительному обоснованию земельный участок площадью 18271 кв.м., находящийся в пользовании ООО "Максима Х", является необходимым и достаточным для использования и эксплуатации зданий и сооружений производственного назначения, расположенных на данном земельном участке. Здания и сооружения, находящиеся в собственности, и прилегающая к ним территория составляют единый и неотъемлемый технологический комплекс (т. 1 л.д. 100-122).
Письмом от 16.12.2010 г. ответчик возвратил Обществу представленный пакет документов, не рассмотрев вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на отсутствие у Министерства правовых оснований для предоставления указанного земельного участка и непредставление заявителем документов, обосновывающих использование испрашиваемой площади (т. 1 л.д. 107-109).
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества с указанным заявлением в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания (цех трубной заготовки) литера ГГ1, площадью 1579,40 кв.м., и административного (нежилого) здания литера А, площадью 703,70 кв.м., расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Товарная, д. 39, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 63-АЕ N 010142 и серии 63-АЕ N 010141.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного Кодекса РФ.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного Кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из содержания норм Порядка следует, что отказ в предоставлении земельного участка выдается при выявлении (на основании информации органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также иных органов государственной власти и органов местного самоуправления) препятствий для предоставления земельного участка (п. 2.4. Порядка).
Судом первой инстанции обоснованно указано, что из содержания оспариваемого отказа усматривается, что поступившее заявление было возвращено заявителю после его фактического рассмотрения по существу и единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка явились доводы Министерства о непредставлении заявителем документов, обосновывающих использование испрашиваемой площади земельного участка.
В силу п. 2 ст. 35 Земельного участка РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Заявителем представлено градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу, адресу: г. Самара, ул. Товарная, 39, заказ 23-10-ГО (оригинал), где подробно описано обоснование и приведены расчеты того, что комплекс административных и производственных зданий, находящих в собственности ООО "Максима Х", с прилегающей к ним территорией, представляют собой единый и неотъемлемый технологический комплекс, на этом основании земельный участок площадью 18271,0 кв.м. является необходимым для использования и эксплуатации указанных зданий, расположенных на данном земельном участке.
Более того, Обществом в материалы дела представлена копия технического заключения на использование земельного участка под административно-производственное здание и здание цеха по изготовлению металлических конструкций (т. 2 л.д. 6-20).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 22.07.2010 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружении.
Объекты недвижимого имущества приобретены "Максима X" у ЗАО "УПТК "Волгоэлектромонтаж" на основании договора купли-продажи от 14.05.2010 года, которое приобрело указанные объекты в порядке приватизации Государственного предприятия Самарской области "УПТК треста "Волгоэлектромонтаж".
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что Министерство должно было рассмотреть заявление с учетом их цены в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Министерства по немотивированному отказу от предоставления в собственность земельного участка нарушают требования ст. ст. 33, 34, 35, 36 Земельного кодекса РФ, создают препятствие в деятельности ООО "Максима Х" и в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2011 года по делу N А55-27404/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27404/2010
Истец: ООО "Максима Х"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области