г. Ессентуки |
Дело N А63-10508/2009 |
03 июня 2011 г. |
Вх.16АП-1413/2011(1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е. В. (судья-докладчик),
судей: Параскевовой С. А., Сулейманова З. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 (судья Гинтовт Е. Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ставропольская региональная компания по реализации газа" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г.Москва), Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634025383, ОГРН 1022601972678), третьи лица - МОУ СОШ N 20, ст. Подгорная, МОУ СОШ N 21, с.Обильное, МОУ СОШ N 22, с. Обильное, МОУ СОШ N 23, с. Новозаветное, МОУ СОШ N 24, ст. Александрийская, МОУ СОШ N 25, п. Новоульяновский, МОУ СОШ N 26, с.Краснокумское, МОУ СОШ N 27, п. Падинский, МОУ СОШ N 28, п. Балковский о взыскании убытков из средств соответствующего бюджета, связанных с реализацией законов о предоставлении льгот отдельным категориям граждан,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская региональная компания по реализации газа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, к Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МДОУ Д/с N 1 "Тополек", ст. Незлобная, МДОУ Д/с N 2 "Дюймовочка", ст. Георгиевская, МДОУ Д/с N 3 "Улыбка", ст. Александровская, МДОУ Д/с N 4 "Руче?к", пос. Шаумянский, МДОУ Д/с 5 "Яблочко", ст. Новозаведенное, МДОУ N 6 "Зв?здочка", с. Обильное, МДОУ Д/с N 7 "Топол?к", с. Обильное, МДОУ Д/с N 8 "Солнышко", ст. Новозаведенное, МДОУ Д/с N 9 "Алёнка", пос. Новоульяновский, МДОУ Д/с N 10 "Огонёк", пос. Балковский, МДОУ Д/с N11 "Сказка", ст. Георгиевская, МДОУ Д/с N12 "Ив ушка", МДОУ Д/сN13 "Вишенка", пос. Приэтокского, МДОУ Д/с N14 "Родничок", с. Обильное, МДОУ Д/с N15 "Светлячок", ст. Александрийская, МДОУ Д/с N16 "Одуванчик", ст. Александрийская, МДОУ Д/с N17 "Золушка", х. Андреевский, МДОУ Д/с N17 "Журавушка", ст. Лысогорская, МДОУ Д/с N18 "Гармония", ст. Подгорная, МДОУ Д/с N19 "Золотой петушок", ст. Незлобная, МДОУ Д/с N20 "Ромашка", ст. Урухская, МДОУ Д/с N 21 "Росинка", с. Краснокумское, МДОУ Д/с N22 "Радуга", ст. Лысогорская, МДОУ Д/с N 23 "Колокольчик", п. Новый, МДОУ Д/с N24 "Теремок", ст. Незлобная, МДОУ Д/с N 25 "Росток", пос. Нижнезольский , МДОУ Д/с N26 "Гн?здышко", ст. Незлобная, МОУ СОШ N11 , п. Новый, МОУ СОШ N 12, ст. Незлобная, МОУ СОШ N13 ст. Незлобная, МОУ СОШ N 14, п. Приэтокский, МОУ СОШ N15 х. Андреевский, МОУ СОШ N 15, ст. Лысогорская, МОУ СОШ N 16 ст. Георгиевская, МОУ СОШ N17, п. Шаумянский, МОУ СОШ N 18, ст. Урухская, МОУ СОШ N 19, п. Нижнезольский, МОУ СОШ N 20, ст. Подгорная, МОУ СОШ N 21, с. Обильное, МОУ СОШ N 22, с. Обильное, МОУ СОШ N 23, с. Новозаветное, МОУ СОШ N 24, ст. Александрийская, МОУ СОШ N 25, п. Новоульяновский, МОУ СОШ N 26, с. Краснокумское, МОУ СОШ N27, п. Падинский, МОУ СОШ N28, п. Балковский, МДОУ Д/с N17, х. Садовый, МОУ ДОД "Новинская ДМШ", п. Новый, МОУ ДОД ДМШ, с. Незлобная, МОУ ДОД ДМШ, с. Лысогорская о взыскании за счет средств федерального бюджета затрат в сумме 6 644 524 рублей 42 копеек, в том числе за 1 квартал 2009 года 3 224 514 рублей 95 копеек, за 2 квартал 2009 года 627 858 рублей 05 копеек, за 4 квартал 2009 года 2 792 151 рублей 42 копейки, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате бесплатно поставленного природного газа на отопление за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 педагогическим работникам, имеющим согласно Закону РФ "Об образовании" льготу по оплате природного газа в части отопления.
Определением суда первой инстанции от 26.10.2010, в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования ООО "Ставропольская региональная компания по реализации газа" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Ставропольскому краю в лице Министерства финансов Ставропольского края, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора МОУ СОШ N 20, ст. Подгорная, МОУ СОШ N 21, с. Обильное, МОУ СОШ N 22, с. Обильное, МОУ СОШ N 23, с. Новозаветное, МОУ СОШ N 24, ст. Александрийская, МОУ СОШ N 25, п. Новоульяновский, МОУ СОШ N 26, с. Краснокумское, МОУ СОШ N27, п. Падинский, МОУ СОШ N28, п. Балковский о взыскании 2 027 871 рублей 90 копеек затрат, выделены в отдельное производство. Делу присвоен номер А63-10508/2010.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 иск удовлетворен частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 1 718 535 рублей 51 копейка расходов, связанных с предоставлением в 2009 году льгот педагогическим работникам по оплате за газ, и 14 541 рубль 39 копеек в возмещение судебных расходов в виде уплаченной госпошлины по делу (с учетом определения об исправления арифметической ошибки от 01.04.2011). В остальной части (сумма налога на добавленную стоимость) в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что задолженность, связанная с предоставлением природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин не представил доказательств, подтверждающих доведение Ставропольскому краю средств федерального бюджета по соответствующим расходным статьям в размере, достаточном для компенсации льгот, предоставленным педагогическим работникам в 2009 году. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость. Судебные расходы в виде уплаченной истцом госпошлины взысканы с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 Министерство финансов РФ обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минфина России. По мнению заявителя, Минфин России является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходные обязательства по предоставлению льгот педагогическим работникам являются обязательствами Ставропольского края. Соответствующие средства федерального бюджета доводились Ставропольскому краю в установленном порядке, вместе с тем остались неизрасходованными. Ответчик освобожден от уплаты госпошлины.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, общество в соответствие с Законом РФ "Об образовании" предоставило педагогическим работникам МОУ СОШ N 20, ст. Подгорная, МОУ СОШ N 21, с. Обильное, МОУ СОШ N 22, с. Обильное, МОУ СОШ N 23, с. Новозаветное, МОУ СОШ N 24, ст. Александрийская, МОУ СОШ N 25, п. Новоульяновский, МОУ СОШ N 26, с. Краснокумское, МОУ СОШ N27, п. Падинский, МОУ СОШ N28, п. Балковский меры социальной поддержки по поставке природного газа на отопление за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
В обоснование своих требований о взыскании убытков (выпадающих доходов) общество представило в материалы дела списки работников, имеющих право на льготы, копии сводных реестров, счета-фактуры, акты сверки взаимных расчетов, реестр-расчет с указанием граждан, которым предоставлялись льготы, документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, платежные документы, а также подробный расчет суммы задолженности.
Ссылаясь на то, что неполученные доходы, связанные с предоставлением в 2009 году льгот по оплате природного газа гражданам в соответствии с Законом об образовании, не компенсированы в сумме 2 027 871 рубля 90 копеек (в том числе НДС- 309 336 рублей 39 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и Минфином России не оспариваются.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании постановления Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на соответствующие цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 584от 15.08.2001, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 не предусматривает финансирование рассматриваемых по настоящему спору льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что Ставропольскому краю в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не выделялись. Действие Закона об образовании не отменялось и не приостанавливалось. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска (за вычетом НДС) за счет Российской Федерации является правильным и соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10430/10 от 23.11.2010.
Довод апеллянта о том, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, отклоняется судом апелляционной инстанции. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Суд первой инстанции установил недофинансирование со стороны Российской Федерации, за счет казны которой правомерно взысканы выпадающие доходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письме от 27.12.2004 N С5-7/СМП-1562 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать решение Европейского суда от 16.09.2004, в котором указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательств государства. Ссылки на отсутствие бюджетного финансирования являются доказательством отсутствия в государстве средств эффективной защиты и нарушением пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции.
Факт предоставления льгот в спорный период, правильности расчета взысканной суммы убытков (выпадающих доходов) Минфин документально не опроверг. В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель участвовал в деле от имени Российской Федерации.
Доводы жалобы о достаточности выделенных из федерального бюджета средств для возмещения спорных неполученных доходов исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены как не подтвержденные доказательствами. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению Минфина России, он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем освобождение от уплаты государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины правомерно взысканы с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Эти же доводы были проверены при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2011 по делу N А63-10508/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Е. В. Жуков |
Судьи |
С. А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10508/2010
Истец: Общество с Огравниченной Ответственностью "Ставропольрегионгаз", ООО "Ставропольрегионгаз"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ, Министерство финансов Российской Федерации, Ставропольский край в лице Министерства финансов СК, Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю
Третье лицо: МОУ СОШ N 21, МОУ СОШ N 22, МОУ СОШ N 23, МОУ СОШ N 24, МОУ СОШ N 25, МОУ СОШ N 26, МОУ СОШ N 27, МОУ СОШ N 28, МОУСОШ N 20, СОШ N 24, УФК по СК, Министерство финансов Ставропольского края, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 20, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 21, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 22, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 23, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 24, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 25, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 26, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 27, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 28