г. Санкт-Петербург
08 июня 2011 г. |
Дело N А42-530/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пампу Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3860/2011) АК Сберегательный банк РФ Мурманское отделение N 8627 на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2011 г.. по делу N А42-530/2010(судья Доценко Н.Н.), принятое по иску Прокуратуры Мурманской области
к 1. Управлению Федерального казначейства по Мурманской области Отделение по Кольскому району, 2. АК Сберегательный банк РФ
3-и лица: 1. Главное управление Центрального банка РФ по Мурманской области, 2. Центральный Банк России в лице Департамента полевых учреждений Центрального Банка РФ, 3. Управление Федерального казначейства по Мурманской области
о признании недействительным договора и применении последствий
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчиков: не явились (извещены)
от 3-их лиц: не явились (извещены)
установил:
Прокуратура Мурманской области (далее - Прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Отделению по Кольскому району Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - ОФК по Кольскому району), Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Мурманского отделения N 8627 (далее - Сбербанк) о признании недействительным (ничтожным) договора банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 1712/09 от 08.07.2009 г.. и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания закрыть счет N 40116810441000007009.
Определением арбитражного суда от 01.02.2010 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Главное управление Центрального Банка РФ по Мурманской области, Департамент полевых учреждений Банка России, Управление Федерального казначейства по Мурманской области.
В ходе рассмотрения настоящего дела произведено уточнение третьего лица, участвующего в деле - поскольку Главное управление Центрального Банка России по Мурманской области и Департамент полевых учреждений Центрального Банка РФ не являются самостоятельным юридическими лицами, участником дела является Центральный Банк России в лице Главного управления Центрального Банка России по Мурманской области и в лице Департамента полевых учреждений.
В ходе производства по делу произошла смена наименования ответчика на открытое акционерное общество "Сбербанк России", что в силу статей 48, 124 АПК РФ является основанием для изменения наименования ответчика по делу.
Прокуратура в ходе рассмотрения настоящего дела в связи с представлением ответчиками документов, свидетельствующих о закрытии банковского счета, заявила отказ от исковых требований в части применения последствий недействительности оспариваемой сделки.
Судом первой инстанции принят частичный отказ от исковых требований как соответствующий требованиям ст. 49 АПК РФ и не нарушающий права и законные интересы третьих лиц.
Указанное обстоятельство в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу в указанной части.
Прокурор в ходе судебного разбирательства также заявил об уточнении исковых требований пояснил, что иск предъявлен по итогам проведенной прокурорской проверки, выявившей нарушения при заключении оспариваемого договора банковского счета п. 2 ст. 155, ст. 156 Бюджетного кодекса РФ, ст. 75 Конституции РФ, поскольку только Центральный Банк России является субъектом обслуживания счетов получателей бюджетных средств, что также подтверждается разъяснениями, содержащимися в Постановлении Конституционного суда РФ от 17.06.2004 г.. В силу положений ст.ст. 6, 38.2, 215.1 Бюджетного кодекса РФ бюджет исполняется на основе принципа единства кассы, ближайшим к г. Коле учреждением ЦБ РФ является ГРКЦ по г. Мурманску, которое в силу ст. 86 ФЗ "О ЦБ РФ" имеет юридическую и фактическую возможность обеспечивать банковское обслуживание ОФК по Кольскому району. Договор от 08.07.2009 г.. N 1712/09 является новым соглашением сторон, регулирующим правоотношения между ОФК по Кольскому району и Сбербанком по расчетно-кассовому обслуживанию бюджетного счета, совершен сторонами как самостоятельный письменный документ, имеет другую нумерацию, а предшествующий договор N 1712 от 30.12.2005 г.. прекратил свое действие. Сделка (договор банковского счета N 1712/09 от 08.07.2009 г..) ничтожна как заключенная с нарушением законодательства. Предъявленный Прокурором иск направлен на реализацию механизма защиты бюджетных средств, поскольку средства бюджета не могут быть использованы коммерческими банками для извлечения прибыли, что является единственной целью коммерческого банка.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2011 г.. по делу N А42-530/2010 изменено наименование ответчика Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) на открытое акционерное общество "Сбербанк России". Признан недействительным договор банковского счета N 1712/09 от 08.07.2009 года, заключенный между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество) и Отделением по Кольскому району Управления Федерального казначейства по Мурманской области. Прекращено производство по делу NА42-530/2010 в части требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора банковского счета N1712/09 от 08.07.2009 г..) в виде обязания открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Мурманского отделения N8627 и Отделения по Кольскому району Управления Федерального казначейства по Мурманской области закрыть банковский счет N40116810441000007009.
На указанное решение АК Сберегательный банк РФ подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принятый по делу судебный акт отменить в части удовлетворения исковых требований Прокуратуры, признания недействительным договора банковского счета N 1712/09 от 08.07.2009 г.., взыскания с Банка госпошлины. В апелляционной жалобе податель указывает, что в случае отсутствия на территории муниципального подразделения расчетной сети Банка России кредитные организации могут выполнять функции Банка России по обслуживанию бюджетных средств. Счет ОФК по Кольскому району открыт не на территории, соответствующей распространению деятельности ГРКЦ г. Мурманска, то есть в г. Мурманске, а на территории муниципального образования Кольского района, где отсутствует учреждение расчетной сети Банка России, ГРКЦ г. Мурманска не является межрайонным, его деятельность распространяется только на территорию г. Мурманска. Соответственно, вывод суда о том, что при наличии ГРКЦ г. Мурманска, которые могут выполнять функции по обслуживанию бюджетных счетов, в том числе по обеспечению бюджетополучателей наличными денежными средствами на соответствующей территории, основания для заключения договора банковского счета и открытия счета в Мурманском ОСБ N 8627 отсутствовали, не основан на нормах материального права.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу возражала против ее удовлетворения, указав, что доказательств в подтверждение невозможности обслуживания счетов бюджета в подразделениях Банка России ответчиками не представлено. Отсутствие территориального учреждения Банка РФ непосредственно на территории Кольского района не исключало обязанности Отделения казначейства открыть соответствующий счет в любом из имеющихся на территории Мурманской области подразделении ЦБ РФ, который может выполнять функции по обслуживанию бюджетных счетов, в том числе по обеспечению бюджетополучателей наличными денежными средствами на соответствующей территории. При таких обстоятельствах основания для заключения договора банковского счета и открытия счета в Мурманском ОСБ N 8627 отсутствовали.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.07.2009 г.. ОФК по Кольскому району (клиент) и Сбербанком подписан договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) N 1712/09, предметом которого является осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами ЦБ РФ, перечнем тарифов услуг, оказываемых клиентам Сбербанком России и его филиалами (л .д. 7-12) на неопределенный срок.
В пункте 1.1 договора определено, что указанный договор является новой редакцией договора N 1712 от 30.12.2005 г.., в соответствии с которым 30.12.2005 г.. клиенту открыт банковский счет N 40116810441000007009. Договор вступает в силу со дня подписания сторонами, с даты вступления в силу редакции договора N 1712/09 от 08.07.2009 г.. прекращает действие редакция договора N 1712 от 30.12.2005 г.. (п. 7.1 договора в ред. от 08.07.2009 г..).
Дополнительным соглашением стороны договорились считать договор расторгнутым с 01.01.2010 г.., счет закрыт 11.01.2010 г..
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Банк России и финансовые органы являются участниками бюджетного процесса.
На основании положений Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет возложенные на него функции, одна из которых -обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, в том числе проведение операций со средствами бюджетов всех уровней без комиссионного вознаграждения.
Статьей 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных организаций.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и фун кций государства и местного самоуправления.
Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Публичное предназначение бюджетных средств обусловливает их целевое использование и в связи с этим федеральным законодателем установлены специальные императивные правила о выборе соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов, что гарантирует наиболее благоприятные условия сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования и эффективного осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них государственных функций и решения вопросов местного значения.
В пункте 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается, что счета бюджетов всех уровней обслуживает Банк России. Исключение составляют случаи отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможность выполнения данных функций. В этом случае кредитные организации выполняют функции Банка России по обслуживанию бюджетных счетов в силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей, в том числе для кассового обслуживания исполнения бюджетов, Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов, включая кассовое исполнение бюджетов, осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.
Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Гражданским кодексом.
Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 85н от 21.09.2004 г.. "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 03.11.2004 г.. N 6098, действовавшего на момент заключения контракта, установлено, что операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, а также по взносу ими наличных денег учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открыты х в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ, а в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации кредитных организациях, на балансовом счете N 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке.
Аналогичная правовая норма содержится и в приказе Минфина Российской Федерации от 03.09.2008 г.. N 89н.
Счета N 40116 открываются органами Федерального казначейства для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, отдельно для каждого бюджета.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 г.. N 12-П указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является механизмом защиты бюджетных средств. При этом разъяснено, что положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.
Под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Удовлетворяя заявленные Прокуратурой требования суд первой инстанции пришел к верному выводу, что доказательств в подтверждение невозможности обслуживания счетов бюджета в подразделениях Банка России ответчиками не представлено: в составе ГУ ЦБ РФ по Мурманской области действует 3 расчетно-кассовых центра: ГРКЦ г. Мурманск, РКЦ г. Апатиты и РКЦ г. Мончегорска, а также ряд полевых учреждений Банка России - письмо ГУ по Мурманской области ЦБ РФ - л.д. 22 (ближайшим к Кольскому району является ГРКЦ г. Мурманска).
С учетом указанного обстоятельства, отсутствие территориального учреждения Банка Российской Федерации непосредственно на территории Кольского района не исключало обязанности отделения казначейства открыть соответствующий счет в подразделении расчетной сети названного банка, в частности ГРКЦ г. Мурманска, который может выполнять функции по обслуживанию бюджетных счетов, в том числе по обеспечению бюджетополучателей наличными денежными средствами, на соответствующей территории.
При таких обстоятельствах отсутствовали основания для заключения договора банковского счета и открытия счета в Мурманском ОСБ N 8627.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку представленные Прокуратурой доказательства подтверждают доводы о несоответствии заключенного между Сбербанком и ОФК по Кольскому району договора банковского счета N 1712/09 от 08.07.2009 г.. бюджетному законодательств у (пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса РФ), то в силу правил статьи 168 Гражданского кодекса РФ названная сделка является недействительной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае отсутствия на территории муниципального подразделения расчетной сети Банка России, то кредитные организации могут выполнять функции Банка России по обслуживанию бюджетных средств; счет ОФК по Кольскому району открыт не на территории, соответствующей распространению деятельности ГРКЦ г. Мурманска, то есть в г. Мурманске, а на территории муниципального образования Кольского района, где отсутствует учреждение расчетной сети Банка России, ГРКЦ г. Мурманска не является межрайонным, его деятельность распространяется только на территорию г. Мурманска, отклоняются апелляционной инстанцией.
Отсутствие территориального учреждения Банка РФ непосредственно на территории Кольского района не исключало обязанности Отделения казначейства открыть соответствующий счет в любом из имеющихся на территории Мурманской области подразделении ЦБ РФ, который может выполнять функции по обслуживанию бюджетных счетов, в том числе по обеспечению бюджетополучателей наличными денежными средствами на соответствующей территории. При таких обстоятельствах основания для заключения договора банковского счета и открытия счета в Мурманском ОСБ N 8627 отсутствовали.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.01.2011 г.. по делу N А42-530/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-530/2010
Истец: Прокуратура Мурманской области
Ответчик: АК Сберегательный банк РФ, АК Сберегательный банк РФ Мурманское отделение N 8627, ОАО "Сбербанк России" в лице Мурманского отделения N 8627, Отделение по Кольскому району УФК по Мурманской области, Управление Федерального казначейства по Мурманской области Отделение по Кольскому району
Третье лицо: Главное управление Центрального Банка РФ по Мурманской области, Управление Федерального Казначейства по Мурманской области, Центральный Банк РФ в лице Главного Управления по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3860/11