07 июня 2011 г. |
Дело N А65-411/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2011 года апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 апреля 2011 года по делу N А65-411/2011, судья Воробьев Р.М., принятое по заявлению исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, с.Пестрецы, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными решения и предписания от 18 ноября 2010 года N 05-429/2010,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 18 ноября 2010 года N 05-429/2010.
Решением суда от 01 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан отказано на том основании, что оспариваемые ненормативные правовые акты приняты антимонопольным органом в соответствии с законодательством в пределах предоставленных ему полномочий.
В апелляционной жалобе исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования комитета, решение и предписание УФАС по Республике Татарстан от 18 ноября 2010 года N 05-429/2010 признать недействительными, ссылаясь на отсутствие у него запрашиваемых УФАС по Республике Татарстан сведений, а также отсутствие полномочий по сбору и владению этой информации.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Федеральной антимонопольной службы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы УФАС по Республике Татарстан проводило анализ розничного рынка нефтепродуктов в границах муниципальных образований Республики Татарстан. В рамках данного анализа на рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива в границах муниципальных образований антимонопольному органу необходимо было получить информацию о количестве действующих в муниципальных районах автозаправочных станций (АЗС), их владельцах, основаниях эксплуатации хозяйствующими субъектами данных автозаправочных станций и земельных участков, на которых расположены АЗС.
Во исполнение данного планового мероприятия в адрес заявителя за исх. N ИЩ-05/9465 от 30 июля 2010 года было направлено письмо о необходимости представления информации о хозяйствующих субъектах (владеющих на праве собственности АЗС и земельными участками на которых расположены АЗС), а именно: 1) информацию об АЗС, расположенных в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, с указанием наименования собственника АЗС; 2) наименование собственника земельного участка под АЗС; 3) наименование организации (Ф.И.О.), эксплуатирующей АЗС; 4) правоустанавливающий документ на АЗС; 5) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположена АЗС; 6) правоустанавливающий документ, позволяющий эксплуатировать АЗС.
В адрес УФАС по Республике Татарстан 10 октября 2010 года поступило письмо от 07 октября 2010 года N 1418 за подписью руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Валиуллина A.M., в котором указано, что запрашиваемой информацией исполнительный комитет не располагает.
Приказом УФАС по Республике Татарстан от 25 октября 2010 года N 02/515-к было возбуждено дело N 05-429/2010 по признакам нарушения исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ч.1 ст.25 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непредставлении в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документов (материалов) и информации, необходимой антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Определением о назначении дела N 05-429/2010 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 26.10.2010 N ИЩ-05/13159) УФАС по Республике Татарстан повторно запросило вышеуказанную информацию. Однако дополнительной информации от исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в адрес антимонопольного органа не поступило.
По данному факту антимонопольным органом принято решение по делу N 06-429/2010 от 18 ноября 2010 года, которым исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан был признан нарушившими требования ч.1 ст. 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в связи с непредставлением в УФАС по Республике Татарстан по его мотивированному требованию документов (материалов) и информации, необходимой антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
На основании указанного решения заявителю выдано предписание по делу N 06-429/2010 от 18 ноября 2010 года.
В соответствии с ч.1 ст.25 Федерального закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов, органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Согласно пункту 5.16 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России N 324 от 15 декабря 2006 года, территориальный орган имеет право запрашивать и получать в установленном порядке в том числе от органов местного самоуправления (их должностных лиц) документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в с пунктом которой к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 16 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относиться также утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
В ст.7 Устава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, принятого 03 декабря 2005 года решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан N 12, определен перечень вопросов района, к которым относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
В Уставе Пестречинского муниципального района Республики Татарстан также перечислены полномочия исполнительного комитета, в том числе в области территориального планирования, использования земли и других природных ресурсов, охраны окружающей природной среды. В частности, в уставе указано, что исполнительный комитет разрабатывает и вносит на утверждение Совета района проекты документов территориального планирования района, иной градостроительной документации района и обеспечивает их реализацию; осуществляет ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района; осуществляет планирование и организацию рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности района; предоставляет и изымает, в том числе путем выкупа, в порядке, установленном законодательством, земельные участки на территории района и другое.
Таким образом, исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, являясь органом местного самоуправления, наделен полномочиями по осуществлению контроля за выделением земельных участков и находящихся на них объектов инфраструктуры.
К вопросам местного значения исполнительного комитета относятся создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами в области обеспечения транспортного обслуживания, включая обеспечение заправочными станциями.
Законодательством и уставом исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, как органу местного самоуправления, переданы полномочия в сфере оказания платных услуг населению, предприятиям и учреждениям. Также уставом муниципального образования предусмотрено, что исполком наделен полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района, в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Таким образом, исполнительный комитет в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации наделен полномочиями в области земельных отношений, в их числе: выделение и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий поселений, разработку и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, с целью оказания различных услуг, в том числе и в области обеспечения функционирования автозаправочных станций.
Следовательно, исполнительный комитет, осуществляя свои функции в соответствии с возложенными на него полномочиями, в том числе выделение участков под строительство АЗС на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обладает (должен обладать) информацией, запрашиваемой УФАС по Республике Татарстан, в том числе сведениям об АЗС, расположенных в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, с указанием наименования собственника АЗС и другими данными. После получения запроса антимонопольного органа заявитель должен был представить имеющуюся информацию либо предпринять все необходимые меры для ее сбора, обработки и предоставления в адрес антимонопольного органа.
В письме N 1418 от 08 октября 2010 года исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, указывая на то, что не обладает запрашиваемой информацией, не обосновывает невозможность ее представления и не приводит каких-либо объективных причин для ее непредставления, а также не указывает меры, предпринятые исполнительным комитетом по сбору и обработке информации, а также о результатах данных принятых мер.
В то же время исполнительный комитет имел возможность для представления в УФАС по Республике Татарстан запрашиваемой информации, однако в установленный срок, а также по состоянию на 18 ноября 2010 года информацию в антимонопольный орган не представил. Тем самым заявитель нарушил ч.1 ст.25 Закона о защите конкуренции в части непредставления необходимой антимонопольному органу информации.
Учитывая, что антимонопольный орган действовал в соответствии с законом в пределах предоставленных ему полномочий, а исполнительный комитет необоснованно отказал ему в предоставлении запрашиваемой информации, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых заявителем решения и предписания незаконными, недействительными.
Довод апелляционной жалобы о том, что запрос антимонопольного органа был немотивированным, несостоятелен, поскольку в запросе антимонопольного органа были указаны цели и правовое основание истребования информации, срок представления информации.
Ссылка исполнительного комитета на конфиденциальный характер запрашиваемых сведений необоснованна, поскольку антимонопольный орган, являясь исполнительным органом государственной власти, вправе запрашивать и получать информацию, составляющую коммерческую тайну. Кроме того, из содержания запроса антимонопольного органа не следует, что им запрашивались сведения, содержащие коммерческую тайну.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии утвержденной схемы территориального планирования муниципального района не принимаются, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения запроса антимонопольного органа исполнительным комитетом.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие у исполнительного комитета полномочий по сбору и владению информации по земельным участкам, занятым АЗС, являются необоснованными, поскольку исполнительный комитет, являясь органом местного самоуправления, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Кроме того, в силу ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что антимонопольный орган имел возможность получить необходимую ему информацию непосредственно у хозяйствующих субъектов, несостоятельны. Запрос был направлен антимонопольным органом исполнительному комитету как органу местного самоуправления, наделенному соответствующими полномочиями в сфере земельных отношений, поэтому исполнение этого запроса должно было осуществляться исполнительным комитетом. Кроме того, для направления запросов хозяйствующим субъектам антимонопольному органу была необходима информация о их местонахождении, наименовании.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 01 апреля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 апреля 2011 года по делу N А65-411/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-411/2011
Истец: Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района, с. Пестрецы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14926/11
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14926/11
29.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8217/11
07.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5260/11