г. Санкт-Петербург
09 июня 2011 г. |
Дело N А56-40504/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4810/2011) ООО "Интеграция" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.02.2011 по делу N А56-40504/2010 (судья Виноградова Л.В.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Завод комплексной переработки отходов"
к ООО "Охта-Сервис", ООО "Эком", ООО "Интеграция"
3-и лица: Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
о взыскании 24078,6 руб.
при участии:
от истца: предст. Федосеенко Л.Л. - доверенность N К-04 от 29.04.2010
от ответчиков: предст. Рукин М.В. - доверенности от 28.01.2011
от 3-х лиц: от Комитета финансов Санкт-Петербурга - предст. Рыжих Я.В. по доверенности N 01-02/3172 от 09.12.2010;
от Жилищного комитета Санкт-Петербурга и Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга - не явились (извещены)
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод комплексной переработки отходов" (далее - истец, ЗАО "Завод КПО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Охта-Сервис" о взыскании задолженности за оказанные услуги по захоронению твердых бытовых отходов в размере 24078 руб. 60 коп.
Определением суда первой инстанции от 14.10.2010 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ООО "ЭКОМ", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Определением от 16.12.2010 суд привлек к участию в деле в качестве третьего ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Интеграция" (далее - ООО "Интеграция, общество).
Решением суда 16.02.2011 с ООО "Интеграция" в пользу ЗАО "Завод КПО" взыскано неосновательное обогащение в размере 24078 руб. 60 коп. В иске к ООО "Охта-Сервис" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Интеграция", ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда от 16.02.2011 отменить.
В судебном заседании представитель ООО "Интеграция" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Интеграция" по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда от 16.02.2011 без изменения.
Жилищный комитет Санкт-Петербурга и Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Жилищного комитета Санкт-Петербурга и Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Завод КПО" является специализированной организацией, оказывающей услуги по захоронению отходов, в том числе, твердых бытовых отходов, образованных населением Санкт-Петербурга.
01.10.2008 между ООО "Охта-Сервис" (Заказчик) и ООО "Интеграция" (Исполнитель) заключен договор N 80/2008-М, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) с территории жилых домов согласно адресной программе (Приложение 1 к договору) и сдачу их на специализированный полигон путем поручения выполнения работ по вывозу и размещению отходов специализированной организации - ООО "ЭКОМ", либо другой специализированной организации, имеющей лицензию на транспортировку опасных отходов.
В августе и сентябре 2009 года ЗАО "Завод КПО" осуществило захоронение ТБО, вывезенных ООО "ЭКОМ" в количестве 378 кубических метров, в том числе, 42 куб.м - в августе 2009 года и 336 куб.м. в сентябре 2009 года.
Факт оказания истцом услуг по захоронению отходов ООО "Охта-Сервис" подтверждается первичными учетными документами в области обращения с отходами - талонами на вывоз, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, предусмотренными распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р, в которых имеются отметки ООО "ЭКОМ" и ООО "Охта-Сервис" (л.д.7-20).
Тариф на услуги по захоронению одного куб. м. твердых бытовых отходов в 2009 году утвержден распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 06.11.2008 N 135-р (с учетом изменений) и составляет 63,70 руб/куб.м. (с учетом НДС). Цена услуг по захоронению 378 куб.м. ТБО составила 24078 руб. 60 коп.
Суд первой инстанции, взыскивая неосновательное обогащение с ООО "Интеграция", исходил из того, что общество в составе платежей по договору N 80/2008-М от 01.10.2008 получало денежные средства, в том числе, и за утилизацию (захоронение) этих отходов, которые фактически ООО "Интеграция" не оказывало. Вследствие этого у ООО "Интеграция" за счет истца возникло неосновательное обогащение в размере стоимости захоронения (утилизации) вывезенного обществом объема твердых бытовых отходов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с Положением о порядке учета и размещения бытовых отходов, утвержденным распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р, оплата работ по захоронению бытовых отходов населения города Санкт-Петербурга осуществлялась Государственным заказчиком (городом Санкт-Петербург) в пределах выделенных бюджетом Санкт-Петербурга средств в соответствии с государственным контрактом, заключаемым государственным заказчиком и переработчиком.
Указанный порядок утратил силу 27.03.2009 в связи с изданием Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга распоряжения N 52-р от 27.03.2009, которым утверждено Положение о порядке учета, сбора, вывоза, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов, образуемых гражданами, проживающими в многоквартирных и жилых домах в Санкт-Петербурге.
Принятым Положением определяется порядок взаимодействия Жилищного комитета, администраций районов Санкт-Петербурга, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, организаций, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов, и организаций, оказывающих услуги по утилизации и (или) захоронению твердых бытовых отходов.
Пунктом 2 Распоряжения N 52-р рекомендовано руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, заключать договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) бытовых отходов со специализированными организациями, оказывающими услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по предложенной форме.
Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено предоставление за счет средств бюджета субсидий на покрытие выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов (пункт 7.38 Приложения 3 Ведомственной структуры расходов Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 года N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").
17.03.2009 Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 265 "О порядке предоставления в 2009 году субсидий на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по утилизации и захоронению ТБО, образуемых населением, по регулируемым тарифам" (далее - Порядок) в соответствии с которым юридическим лицам, оказывающим услуги по захоронению ТБО предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части недополученных доходов в размере 96 процентов в связи с оказанием услуг по утилизации твердых бытовых отходов и(или) части недополученных доходов в размере 88 процентов в связи с оказанием услуг по захоронению твердых бытовых отходов.
Таким образом, оставшаяся часть цены услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов должна была оплачиваться ТСЖ, ЖСК и другими организациями, обслуживающими жилые дома и общежития, или организациями, на балансе которых находятся жилые дома и общежития, из средств, собранных с населения в составе платы за содержание жилых помещений.
В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании договоров, заключаемых Комитетом (пункт 8 Порядка).
Пунктом 10 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в пределах средств бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных на их предоставление Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-129.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 31-р "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 31-р) в пункте 2.6 был установлен размер платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 2,03 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения, в том числе, за вывоз бытовых отходов - 1,97 руб. за кв.м (пункт 2.6.1), за утилизацию (захоронение) ТБО - 0,06 руб. за кв.м.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 06.11.2008 N 134-р пункт 2.6 Распоряжения N 31-р изложен в иной редакции "вывоз твердых бытовых отходов" и установлен размер оплаты - 2,03 руб. за кв.м., пункты 2.6.1 и 2.6.2 исключены. Таким образом, размер платы за вывоз твердых бытовых отходов был увеличен (с 1,97 руб. до 2,03 руб.) в связи с тем, что в плату за вывоз ТБО была фактически включена плата за утилизацию (захоронение) этих отходов (0,06 руб.).
Распоряжением Комитета по тарифам N 37-р от 24.06.2009 внесены изменения в пункт 2.6 Распоряжения N 31-р в соответствии с которым плата за вывоз твердых бытовых отходов была увеличена с 2,03 до 2,90 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения и с 3,18 до 4,53 руб. за 1 кв.м площади комнат в общежитиях.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Завод КПО" и Жилищным комитетом заключен договор N СУ/02 от 05.05.2009 на предоставление субсидий. В силу пункта 5.1 договора его условия применяются к отношениям сторон, возникшим с 01.03.2009. В случае прекращения финансирования в связи с внесением изменений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" договор прекращает свое действие.
Во исполнение условий договора истцу за счет средств бюджета осуществлено финансирование услуг по захоронению твердых бытовых отходов за март, апрель, май, июнь 2009 года.
С августа 2009 года в связи с полным расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных на вышеуказанные субсидии (письмо Жилищного комитета Санкт - Петербурга N 141/08 от 13.08.2009), а также в связи с увеличением размера платы за содержание жилых помещений, сто процентов стоимости услуг по захоронению ТБО должно оплачиваться организациями, обслуживающими жилые дома и общежития из средств, собранных с населения в составе платы за содержание жилых помещений.
В связи с указанными обстоятельствами оплата услуг истца за захоронение бытовых отходов от жизнедеятельности населения с 01.08.2009 бюджетом Санкт-Петербурга не компенсирована, перевозчик и собственник отходов, не имея договорных отношений на оказание услуг по захоронению отходов, оплату не производили.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из смысла названной нормы следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
Таким образом, отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиками не исключает возможности возникновения у ответчиков обязательств вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Представленными в материалы дела доказательствами установлено, что ООО "Охта-Сервис", являясь "собственником" бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обязано нести расходы по захоронению, переработке и обезвреживанию отходов.
В соответствии с Положением о порядке учета и размещения бытовых отходов, утвержденным распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р, между ООО "Охта-Сервис" (Заказчик) и ООО "Интеграция" (Исполнитель) заключен договор N 80/2008-М, в соответствии с которым Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) с территории жилых домов согласно адресной программе (Приложение 1 к договору) и сдачу их на специализированный полигон путем поручения выполнения работ по вывозу и размещению отходов специализированной организации - ООО "ЭКОМ", либо другой специализированной организации, имеющей лицензию на транспортировку опасных отходов.
При этом в соответствии с пунктом 2.1 договора в стоимость услуг по договору включается стоимость услуг по вывозу твердых бытовых отходов с территории жилых домов согласно адресной программе (приложение 1 к договору) и стоимость их размещения на специализированных предприятиях.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, оплата услуг по договору N 80/2008-М от 01.10.2008 (за спорный период) произведена ООО "Охта-Сервис" в полном объеме и в размере стоимости, определенной договором.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, фактически ООО "Интеграция" в спорный период оказывало услуги только по вывозу твердых бытовых отходов, действия по утилизации (захоронению) отходов обществом не осуществлялись. Услуги по утилизации (захоронению) ТБО осуществляло ЗАО "Завод КПО", что подтверждается, в том числе, талонами, составленными по форме, утвержденной распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 27.03.2009 N 52-р.
В силу положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов (в том числе их хранение и захоронение) может производиться исключительно в специально оборудованных сооружениях, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). ООО "Интеграция" не представило доказательств того, что им было осуществлено захоронение (утилизация) ТБО, в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, как правомерно установил суд первой инстанции, ООО "Интеграция" в составе платежей по договору N 80/2008-М получало от ООО "Охта-Сервис" в спорный период денежные средства, в том числе, и за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, которые оплачивались населением в составе платежей за коммунальные услуги. При этом услуги по утилизации (захоронению) отходов фактически были оказаны истцом, вследствие чего у ООО "Интеграция" за счет истца возникло неосновательное обогащение в размере стоимости утилизации (захоронения) вывезенного им объема твердых бытовых отходов (24078 руб. 60 коп.) Правильность расчета исковых требований (объем услуг по захоронению и утвержденный тариф) ответчиками не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Интеграция" в пользу ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" 24078 руб. 60 коп. неосновательного обогащения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела апелляционным судом не установлено, в связи с чем основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная ООО "Интеграция" при подаче апелляционной жалобы подлежит оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2011 года по делу N А56-40504/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеграция" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40504/2010
Истец: ЗАО "Завод Комплексной переработки отходов"
Ответчик: ООО "Охта-Серви с", ООО "Охта-Сервис", ООО "Эком"
Третье лицо: Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "Интеграция Плюс", ООО "Интеграция"