г. Владивосток |
Дело |
08 июня 2011 г. |
N А59-404/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алфёровой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-3051/2011
на решение от 05.04.2011
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-404/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска
к ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск"
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 65 АА000003 от 02.02.2011
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Отделу государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по городскому округу "Город Южно-Сахалинск" (далее - ОГИБДД, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 65 АА000003 от 02.02.2011, которым департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Решением от 05.04.2011 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу, что департаментом были нарушены требования ГОСТ Р 50597-93 в части не проведения работ по расчистке от снега автобусных остановок, пешеходных переходов в районе спорного участка автомобильной дороги по ул. Ленина. Порядок привлечения заявителя к административной ответственности суд посчитал ненарушенными.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 05.04.2011, департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска просит его отменить как незаконное и необоснованное. Департамент указывает на то, что из акта проверки от 21.01.2011 не следует, в силу каких обстоятельств общество является субъектом вменяемого ему правонарушения. Протокол об административном правонарушении не содержит ссылок на указанный акт. При этом департамент не является хозяйствующим субъектом и не вправе самостоятельно выполнять обязанности по текущему содержанию дорог местного значения, в связи с чем им 26.01.2011 заключен муниципальный контракт по текущему содержанию и ремонту уличной сети с МУП "Завод строительных материалов имени М.А. Федотова".
Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска, ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск" в направленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
21.01.2011 в 10 часов утра комиссией в составе инспекторов ОГИБДД Мирова А.Н. и Федорук С.А. с участием представителя организации заявителя Тесленко И.А., а также начальника МАУ "УГДХ" Павлючик С.И. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Из указанного акта следует, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" на улице Ленина от ул. Пуркаева до автодороги Юго-западный объезд города Южно-Сахалинска выявлены следующие недостатки - на всем протяжении участка проезжей части улицы наличие неровного снежного наката с образованием ледяного покрова, обочины не расчищены от снежных валов, не расчищена на всю ширину проезжая часть улицы на участке дома N 549 до ПКЦ "Федоровка" (ул. Ленина, 553), что привело к сужению проезжей части более чем на 6 метров, не расчищены от снега автобусные остановки: "Федоровка" напротив здания N 553, в районе домов NN549, 495, 467-А, не расчищены от снежных валов пешеходные переходы в районе зданий NN 553, 547, 495, не расчищены от снега тротуары на мосту через р. Еланка.
26.01.2011 должностным лицом ОГИБДД составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия заявителя квалифицированы по статье 12.34 КоАП РФ, материалы дела направлены начальнику ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск" для рассмотрения по существу.
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск" от 02.02.2011 по делу об административном правонарушении N 65 АА000003 департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении N 65 АА000003 от 02.02.2011, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность по статье 12.34 КоАП РФ.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлена обязанность должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
На основании статьи 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93).
Все требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляют от 4 до 6 часов с момента обнаружения скользкости до ее полной ликвидации, и с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Материалами дела установлено, что спорный участок автомобильной дороги находится в собственности муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", что заявителем не оспорено.
Согласно Положения о Департаменте городского хозяйства, утвержденного постановлением мэра города 14.03.2008 N 582, департамент создан для решения вопросов местного значения по организации бесперебойной и эффективной работы коммунальных предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города.
В силу пункта 2.1 названного Положения основными задачами департамента являются, в том числе, дорожно-мостовое хозяйство и содержание дорог местного значения.
Допущенные заявителем нарушения в содержании дороги выявлены 21.01.2011, в то время как контракт на текущее содержание и ремонт улично-дорожной сети города Южно-Сахалинска с подрядчиком - МУП "Завод строительных материалов им. М.А. Федотова" заключен департаментом только 26.01.2011 и обязательства по нему исполняются с момента заключения договора.
Доказательств того, что спорный участок дороги был передан департаментом иной обслуживающей организации на 21.01.2011, материалы дела не содержат.
В связи с этим департамент является субъектом спорного правонарушения.
В части вменения ОГИБДД следующих нарушений: наличие на проезжей части дороги наледи (п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93), нерасчистка от снега тротуара на мосту через реку Еланка (п.3.1.9 ГОСТ Р 50597-93) коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обнаружив 21.01.2011 указанные нарушения, ОГИБДД должен был сообщить о выявленном нарушении департаменту, а в последующем проверить устранение недостатков в установленный срок, для чего необходимо было выйти вновь на проверку и составить соответствующий акт проверки, чего сделано не было.
Между тем департаментом были нарушены требования ГОСТ Р 50597-93 в части не проведения работ по расчистке от снега автобусных остановок, пешеходных переходов в районе спорного участка автомобильной дороги по ул. Ленина.
Согласно сообщению ГУ "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 25.01.2011 N 7-3/76, с 14.01.2011 по 20.01.2011 общее количество выпавших осадков в виде снега в г. Южно-Сахалинске составило 43,3 мм.
Таким образом, в действиях департамента имелся состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Акт проверки от 21.01.2011 составлен в присутствии должностного лица департамента Тесленко И.А., а также двух свидетелей.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, которые являлись бы существенными и не позволяли всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, с учетом пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь частью 5.1 статьи 211, статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.04.2011 по делу N А59-404/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-404/2011
Истец: Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска
Ответчик: ОГИБДД УВД по городскому округу "Город Южно-Сахалинск"
Третье лицо: Начальнику ОГИБДД УВД по г. Южно-Сахалинску
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3051/11