г. Санкт-Петербург
07 июня 2011 г. |
Дело N А26-7450/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3575/2011) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 г.. по делу N А26-7450/2010 (судья Репина Л.А.), принятое
по иску ОАО "Муезерский леспромхоз"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о взыскании 6445632руб. 25коп. затрат, понесенных на воспроизводство лесов
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Открытое акционерное общество "Муезерский леспромхоз" (далее - истец, арендатор) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия с иском о взыскании 6445632руб. 25коп. затрат, понесенных на воспроизводство лесов по договору аренды участков лесного фонда от 05.09.2003 г.. б/н и от 12.10.2004 г.. б/н в 2008 году.
Решением суда от 21.12.2010 г.. исковые требования удовлетворены.
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Податель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной в договорах от 05.09.2003 г.. и от 12.10.2004 г.. Ответчик считает необоснованным расчет затрат, произведенный на основании нормативно-технологических карт 2008 г.., которые используются в целях определения ответственности за нарушение лесохозяйственных требований. Министерство возражает против применения в расчете затрат коэффициента инфляции 2006, 2007, 2008 годов, поскольку такая возможность не установлена законодательством. Также Министерство возражает против включения в расчет суммы иска затрат на устройство минерализованных полос и уход за ними, поскольку данные мероприятия относятся к противопожарным. Ссылаясь на ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации ответчик указывает на то, что арендаторы обязаны осуществлять лесовосстановление за счет собственных средств, субвенции из федерального бюджета предусмотрены на оплату работ по воспроизводству лесов на территории лесного фонда, свободной от аренды. Кроме того, Министерство полагает, что в договорах аренды участков лесного фонда в части возмещения расходов арендатору на воспроизводство лесов имеет место прекращение у арендодателя данного обязательства на основании издания Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 05.09.2003 г.. между ОАО "Муезерский леспромхоз" (арендатор) и ФГУ "Муезерский лесхоз" (арендодатель) заключен договор аренды участков лесного фонда на общей площади 372364га сроком до 31.12.2028г. для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Перечень и таксационная характеристика арендуемых участков лесного фонда приводится в приложениях N 1-3 и на карте схеме N 4.
12.10.2004 г.. между ОАО "Муезерский леспромхоз" (арендатор) и ФГУ "Муезерский лесхоз" (арендодатель) заключен договор аренды участков лесного фонда на общей площади 46605га сроком до 31.12.2029г. для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Перечень и таксационная характеристика арендуемых участков лесного фонда приводится в приложениях N 1-3 и на карте схеме N 4.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 г.. N 417р-П с 01.02.2008 г.. ФГУ "Муезерский лесхоз" реорганизовано в форме слияния, образовано ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество".
Пунктами 6.2.6 вышеуказанных договоров предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, которые установлены договорами аренды и арендодателем на основании лесоустроительных документов. Объем выполняемых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ определяется сторонами ежегодно и оформляется дополнительными соглашениями к договорам. В силу пунктов 5.2.5 договоров арендодатель обязан оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет соответствующего бюджета, определенного законодательством, в соответствии с расчетно-технологическими картами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, на основании нормативов Министерства природных ресурсов России (далее - Минприроды). Оплата затрат по воспроизводству лесов производится по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из соответствующего бюджета.
Обращаясь с настоящим иском в суд, ОАО "Муезерский леспромхоз" ссылается на то, что в течение 2008 года им были выполнены лесохозяйственные и лесовосстановительные работы, что подтверждается материалами дела. Затраты по воспроизводству лесов, понесенные ОАО "Муезерский леспромхоз" ответчиком не оплачены.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу о наличии у истца права требовать оплаты выполненных им лесовосстановительных работ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.
В соответствии со ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами и за счет средств, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007 г.., работы по лесовосстановлению производятся за счет арендатора.
Поскольку договоры аренды от 05.09.2003 г.. и от 12.10.2004 г.. заключены в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, условия договоров, касающиеся осуществления и оплаты лесовосстановительных работ, соответствуют положениям названного Кодекса и не могут противоречить ст.62 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Министерства о том, что в отсутствие утвержденных расчетно-технологических карт невозможно возместить истцу затраты на восстановление лесов. Неутверждение уполномоченным органом вышеуказанных карт в 2008 году не освобождает Министерство от обязанности по возмещению затрат, предусмотренной договорами.
Также апелляционный суд полагает правильными выводы суда первой инстанции об обоснованности иска по размеру, поскольку размер понесенных истцом затрат документально подтвержден.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом. Из представленных в дело документов следует, что Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, являясь правопреемником Министерства лесного комплекса Республики Карелия, органом исполнительной власти в области лесных, водных отношений, в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия, организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство. Как распорядитель бюджетных средств, Министерство обязано компенсировать затраты арендаторов на выполнение лесовосстановительных работ в 2008 года по договорам, заключенным до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации у Министерства отсутствует обязанность по возмещению расходов истца по проведению лесовосстановительных работ, отклоняется апелляционным судом, как несостоятельный.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.12.2010 г.. по делу N А26-7450/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7450/2010
Истец: ОАО "Муезерский леспромхоз"
Ответчик: ГУ Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия