А33-3941/2010
"07" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "07"июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Бурлюк Г.Н., представителя по доверенности N 19-01/252748 от 27.04.2010;
от ответчика: Кочергиной Е.С., представитель по доверенности N 01-14/05-192 от 13.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ САЯНАЛ"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.02.2011 по делу N А74-3941/2010, принятое судьей Гигель Н.В.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ САЯНАЛ" (ИНН 1902015920, ОГРН 1021900673442) (далее - ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ОГРН 1021900528100, ИНН 1901016287) (далее - Фонд) от 22.07.2010 N 1900060022 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 февраля 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, открытое акционерное общество "РУСАЛ САЯНАЛ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- донорские выплаты не носят компенсационный характер по осуществлению трудовой деятельности, поскольку указанные выплаты работодатель производит в силу закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. Указанные выплаты являются обязательными для работодателя в отношении работников в случае сдачи ими крови и ее компонентов. Эти выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, а являются компенсационными (дополнительными) выплатами возмещающими трудоспособность донора;
- ссылка арбитражного суда на постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации", в соответствии с которым донорские выплаты не значатся в Перечне, а, следовательно, подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является неправомерной, поскольку указанный Перечень выплат устанавливает исключение только из выплат, начисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;
- арбитражный суд при определении правовой природы и характера выплат учитывал их источник: если оплату донорских производили из Фонда оплаты труда, то это вознаграждение за труд; если источником выплат донорских является прибыль предприятия - то это не является вознаграждением за труд. ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ" оплату донорских дней осуществляло из фонда заработной платы, однако вне зависимости откуда идут исчисления, данные выплаты не связаны с оплатой труда работников;
- ссылка арбитражного суда на арбитражную практику, а именно на определение ВАС РФ от 14.04.2009 N 15142/08 по делу N А40-65571/07-145-453 Арбитражного суда г. Москвы не может быть принята во внимание, поскольку в приведенной практике речь идет о начислении страховых взносов на суммы командировочных расходов. Командировочные выплаты производились работникам общества именно в связи с осуществлением ими трудовой деятельности и связаны с выполнением работником трудовых обязанностей.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Фонда с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Открытое акционерное общество "РУСАЛ САЯНАЛ" зарегистрировано 29.12.2001 Администрацией города Саяногорска в качестве юридического лица, созданного путем реорганизации (регистрационный номер 932), о чем 25.11.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия выдано свидетельство серия 19 N 0008160).
Фондом проведена документальная выездная проверка ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 29.06.2010 N 1900060022н/с. Согласно акту от 29.06.2010 N 1900060022 н/с при проверки правильности начисления страховых взносов выявлено, что страхователем за проверяемый период выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, занижены на выплаты в период сохранения заработной платы (сдача донорской крови) в размере 2 027 903 рубля 74 копейки, недоначисленные страховые взносы составили 16 223 рубля 23 копейки, в том числе: май 2007 года - 579 рублей 06 копеек, июнь 2007 года - 649 рублей 01 копейка, июль 2007 года - 723 рубля 31 копейка, август 2007 года - 947 рублей 16 копеек, сентябрь 2007 года - 2992 рубля 43 копейки, октябрь 2007 года - 944 рубля 99 копеек, ноябрь 2007 года - 660 рублей 47 копеек, декабрь 2007 года - 750 рублей 97 копеек, январь 2008 года - 488 рублей 36 копеек, февраль 2008 года - 889 рублей 48 копеек, март 2008 года - 566 рублей 99 копеек, апрель 2008 года - 775 рублей 03 копейки, май 2008 года - 788 рублей 11 копеек, июнь 2008 года - 603 рубля 84 копейки, июль 2008 года - 701 рубль 10 копеек, август 2008 года - 140 рублей 41 копейка, сентябрь 2008 года - 98 рублей 48 копеек, октябрь 2008 года - 197 рублей 79 копеек, ноябрь 2008 года - 189 рублей 40 копеек, декабрь 2008 года - 288 рублей 90 копеек, январь 2009 года - 96 рублей 29 копеек, февраль 2009 года - 120 рублей 40 копеек, март 2009 года - 94 рубля 45 копеек, апрель 2009 года - 223 рубля 22 копейки, май 2009 года - 239 рублей 38 копеек, июня 2009 года - 159 рублей 89 копеек, июль 2009 года - 353 рубля 13 копеек, август 2009 года - 128 рублей 39 копеек, сентябрь 2009 года - 191 рубль 36 копеек, октябрь 2009 года - 176 рублей 29 копеек, ноябрь 2009 года - 232 рубля 54 копейки, декабрь 2009 года - 232 рубля 57 копеек. За проверяемый период с 01.01.2007 по 31.12.2009 выявлены случаи несвоевременного перечисления страховых взносов.
Копия акта проверки N 1900060022н/с от 29.06.2010 вручена 30.06.2010 и.о. финансового директора открытого акционерного общества "РУСАЛ САЯНАЛ" Хиревич Т.И.
22 июля 2010 года в присутствии уполномоченных представителей общества рассмотрены материалы документальной выездной проверки и возражения общества к акту проверки, о чем составлен протокол N 102/1.
По итогам рассмотрения Фонд пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Нормативными правовыми актами установлено, что начисление страховых взносов осуществляется не на заработную плату, а на оплату труда по всем основаниям (доходу). Следовательно, на выплаты в период сохранения среднего заработка (сдача донорской крови) страховые взносы должны быть начислены.
Решением от 22.07.2010 N 1900060022 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, размер штрафа составил 3 244 рубля 65 копеек. Кроме того, обществу начислены пени в сумме 1 614 рублей 95 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 16 223 рубля 23 копейки.
12.08.2010 общество подало в Фонд социального страхования Российской Федерации апелляционную жалобу (исх. N 01-240) на решение N 1900060022.
Фонд социального страхования Российской Федерации рассмотрев апелляционную жалобу общества письмом от 09 сентября 2010 года исх. N 02-03-10/05-9021 сообщил ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ" о том, что апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение регионального отделения Фонда от 22.07.2010 N 1900060022 - без изменения, поскольку страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму среднего заработка, выплачиваемого работнику - донору за дни сдачи крови и дополнительного выходного дня в соответствии с трудовым законодательством, должны начисляться.
Считая решение от 22.07.2010 N 1900060022 нарушающим права и законные интересы страхователя, открытое акционерное общество "РУСАЛ САЯНАЛ" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение Фондом процедуры рассмотрения материалов проверки и принятия им решения, страхователю была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представить объяснения и возражения.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что при рассмотрении результатов документальной выездной проверки страхователей территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из материалов дела следует, что по результатам документальной выездной проверки открытого акционерного общества "РУСАЛ САЯНАЛ" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия составлен акт от 29.06.2010 N 1900060022 н/с.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений страхователя составлен протокол от 22.07.2010 N 102/1, в соответствии с которым Фонд пришел к выводу, что начисление страховых взносов осуществляется не на заработную плату, а на оплату труда по всем основаниям (доходу), в связи с чем, на выплаты в период сохранения среднего заработка (сдача донорской крови) страховые взносы должны быть начислены.
Решением от 22.07.2010 N 1900060022 общество привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 3 244 рубля 65 копейки, обществу начислены пени в сумме 1 614 рублей 95 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 16 223 рубля 23 копейки.
Таким образом, процедура рассмотрения материалов проверки и принятия решения региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Хакасия соблюдена, страхователю была обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и представить объяснения и возражения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что донорские выплаты не носят компенсационный характер по осуществлению трудовой деятельности, поскольку указанные выплаты работодатель производит в силу закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения; указанные выплаты являются обязательными для работодателя в отношении работников в случае сдачи ими крови и ее компонентов; эти выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, а являются компенсационными (дополнительными) выплатами возмещающими трудоспособность донора, судом отклоняются на основании следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статьей 5 указанного Закона предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 названных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для доначисления страховых взносов по социальному страхованию послужило занижение обществом облагаемой базы на суммы выплат в период сохранения заработной платы (сдача донорской крови) в размере 2 027 903 рубля 74 копейки, недоначисленные страховые взносы составили 16 223 рубля 23 копейки, в том числе: май 2007 года - 579 рублей 06 копеек, июнь 2007 года - 649 рублей 01 копейка, июль 2007 года - 723 рубля 31 копейка, август 2007 года - 947 рублей 16 копеек, сентябрь 2007 года - 2992 рубля 43 копейки, октябрь 2007 года - 944 рубля 99 копеек, ноябрь 2007 года - 660 рублей 47 копеек, декабрь 2007 года - 750 рублей 97 копеек, январь 2008 года - 488 рублей 36 копеек, февраль 2008 года - 889 рублей 48 копеек, март 2008 года - 566 рублей 99 копеек, апрель 2008 года - 775 рублей 03 копейки, май 2008 года - 788 рублей 11 копеек, июнь 2008 года - 603 рубля 84 копейки, июль 2008 года - 701 рубль 10 копеек, август 2008 года - 140 рублей 41 копейка, сентябрь 2008 года - 98 рублей 48 копеек, октябрь 2008 года - 197 рублей 79 копеек, ноябрь 2008 года - 189 рублей 40 копеек, декабрь 2008 года - 288 рублей 90 копеек, январь 2009 года - 96 рублей 29 копеек, февраль 2009 года - 120 рублей 40 копеек, март 2009 года - 94 рубля 45 копеек, апрель 2009 года - 223 рубля 22 копейки, май 2009 года - 239 рублей 38 копеек, июня 2009 года - 159 рублей 89 копеек, июль 2009 года - 353 рубля 13 копеек, август 2009 года - 128 рублей 39 копеек, сентябрь 2009 года - 191 рубль 36 копеек, октябрь 2009 года - 176 рублей 29 копеек, ноябрь 2009 года - 232 рубля 54 копейки, декабрь 2009 года - 232 рубля 57 копеек.
Согласно ведомостям начислений открытым акционерным обществом "РУСАЛ САЯНАЛ" работникам - донорам осуществлялись из фонда заработной платы, что отражено в бухгалтерском учете организации (счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда").
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (в редакции, действовавшей в проверяемый период - 2007, 2008 и 2009 года) для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Следовательно, в 2007, 2008 и 2009 года названным Федеральным законом для начисления страховых взносов не были установлены иные источники доходов, кроме начисленной оплаты труда по всем основаниям, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Аналогичная позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2009 N 15142/08.
Трудовым кодексом установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса российской Федерации) и компенсации (главы 24-28 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий, учреждений, организаций, обязаны: оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров; беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов; предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови; предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации при сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Совокупный анализ положений статей 129, 164, 186 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" позволяет сделать вывод о том, что суммы выплаченные в виде сохранения за работником его среднего заработка за дни сдачи крови носят компенсационный характер в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в указанных случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Данные выплаты обусловлены наличием трудовых отношений (выплачиваются работодателем работнику, в размере средней заработной платы).
Таким образом, законодатель указывает на наличие связи выплаты работнику заработной платы с днями сдачи крови работниками. Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что выплаты при сдаче крови являются компенсацией работнику утраченного заработка и должны включаться в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Перечнем выплат, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Перечень выплат распространяется только на выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей неправомерен, так как анализ положений указанного Перечня позволяет сделать вывод о том, что он устанавливает исключения и по иным выплатам, установленным в разделе VII Трудового кодекса Российской Федерации "Гарантии и компенсации".
Суд первой инстанции правомерно установил, что включение указанных выплат в облагаемую страховыми взносами по социальному страхованию базу соответствует закону. Доначисление взносов в сумме 16 223 рубля 23 копейки произведено региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Хакасия обоснованно.
Заявителем не оспаривается арифметическая правильность расчета сумм доначисленных Фондом страховых взносов, пени и санкций.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Российской Федерации от 15.05.2009 N 03-04-02/36, Минздравсоцразвития России от 27.05.2010 N 13454-19, Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.10.2010 N 30-19/11437 не может быть приняты во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, разъяснения, изложенные в письмах Департамента и Пенсионного фонда, касаются страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН.
При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 28 февраля 2011 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 28 февраля 2011 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба открытого акционерного общества "РУСАЛ САЯНАЛ" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" февраля 2011 года по делу N А74-3941/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3941/2010
Истец: ОАО "РУСАЛ САЯНАЛ"
Ответчик: ГУ - РО ФСС РФ по РХ, ГУ -региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РХ
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1606/11