г. Санкт-Петербург
09 июня 2011 г. |
Дело N А56-56986/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой, судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6825/2011) ЗАО "СП "КАРЭТ"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 по делу N А56-56986/2010 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению ЗАО "СП "КАРЭТ"
к Муниципальному образованию Тосненский район Ленинградской области
3-и лица: 1.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
2. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО Тосненский район Ленинградской области
о признании недействительным постановления,
при участии:
от заявителя: представителя Колтыгина С.Н. по доверенности от 01.12.10г., представителя Барановой Т.А. по доверенности от 30.11.10г.,
от ответчика: представителя Антонович В.В. по доверенности от 20.01.09г.,
от 3-го лица: представители не явились, уведомлены,
установил:
ЗАО СП "Карэт" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления главы Администрации Муниципального образования "Тосненский район" Ленинградской области (далее - Администрация) от 23.06.2010 N 1769-па "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п. Рябово, ул. Южная, д. 31"; обязании Администрации в месячный срок утвердить новую схему расположения земельного участка с кадастровым N 47:26:08-05-013:0028 площадью 24 800 кв.м и в двухнедельный срок по представлении кадастрового паспорта участка направить Заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
При рассмотрении спора в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - Комитет) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области).
Решением суда от 10.03.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Заявитель просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на то, что у Заявителя в собственности находится ряд объектов недвижимости, расположенных на специально сформированном для их эксплуатации земельном участке. По мнению Заявителя, в соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ у него есть безусловное право на выкуп названного земельного участка, в связи с чем утверждение Администрацией схемы расположения земельного участка, влекущее сокращение его площади, незаконно.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы жалобы поддержал.
Представитель Администрации в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители Комитета и Управления Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание апелляционного суда не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Апелляционным судом рассмотрено и оставлено без удовлетворения ходатайство Общества об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в заседании генерального директора Общества, поскольку в заседании присутствуют представители Общества, уполномоченные на защиту интересов последнего в суде.
Исследовав материалы дела и заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующее.
Право собственности Заявителя на здание автогаража (мех.двор), здание цеха для крупногабаритных машин (мех.двор), здание материального склада (мех.двор), здание трансформаторной подстанции (мех.двор), расположенные по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п. Рябово, улица Южная, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.10.2007 серии 78-АВ N 892827, 892829, 892831, 892830 и возникло на основании договора купли-продажи объектов недвижимости от 23.04.1998.
Ссылаясь на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2009 по делу N А56-41551/2009, которым суд обязал Администрацию выдать Заявителю схему расположения земельного участка с утверждением его границ, на котором расположены принадлежащие Заявителю объекты, на кадастровом плане соответствующей территории, а также на положения статьи 36 Земельного Кодекса РФ, Общество полагает, что у Администрации возникла обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка в границах, установленных в кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 47:26:08-05-013:0028 площадью 24 800 кв.м.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Общество полагает, что действия Администрации по утверждению схемы расположения земельного участка меньшей площадью нарушают его права на выкуп участка, установленные статьей 36 Земельного Кодекса РФ.
По мнению апелляционного суда, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд не считает, что Заявитель доказал наличие у него законного права или интереса, нарушенного оспариваемым решением Администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон "О приватизации") приватизации подлежат земельные участки, занимаемые объектами недвижимости и необходимые для использования указанных объектов.
Из приведенных норм следует, что при определении площади земельного участка, подлежащего приватизации, необходимо учитывать комплекс факторов, в числе которых фактически используемая площадь земельного участка, правила землепользования и застройки, сведения, содержащиеся в землеустроительной, градостроительной и проектной документации, площадь земельного участка, занятая объектом недвижимости и необходимая для его использования.
Объем прав на землю у собственника недвижимости ограничен положениями пункта 3 статьи 33, пункта 2 статьи 35, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса и статьи 28 Закона "О приватизации". Указанные законоположения также ограничивают полномочия органов, выступающих от имени публично-правовых образований, являющихся собственниками земли, в части произвольного определения размеров земельных участков, подлежащих приватизации.
В обоснование своей позиции Администрация ссылается на то, что площадь земельного участка, являющегося предметом спора, значительно превышает площадь участка, необходимого для использования принадлежащих Обществу объектов недвижимости, расположенных на данном участке.
Действительно, из приложенной к кадастровой выписке о земельном участке схемы границ участка (л.д. 47-48, т.1) следует, что принадлежащие Обществу объекты недвижимости расположены на огороженной территории, составляющей менее половины спорного земельного участка. На остальной части спорного участка отсутствуют какие-либо производственные объекты, данная часть земельного участка не огорожена или иным образом не обособлена от других земель. При этом даже площадь огороженного земельного участка значительно превышает площадь, непосредственно занятую принадлежащими Обществу объектами.
Апелляционный суд не считает обоснованными ссылки Заявителя на наличие кадастрового учета спорного участка, поскольку, как следует из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 47:26:08-05-013:0028 (л.д. 18.1, т.2), площадь участка является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ) в Едином государственном реестре земель содержатся основные сведения о земельных участках, в том числе кадастровые номера, местоположение (адрес), площадь, категория земель и разрешенное использование, описание границ земельных участков и их отдельных частей.
В соответствии с пунктами 3, 8, 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков определяются: местоположение границ земельных участков, в том числе ограниченных в использовании частей земельных участков; варианты использования земель с учетом размера земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; площади земельных участков и ограниченных в использовании частей земельных участков; иные характеристики земель, необходимые для принятия решений собственниками земельных участков по их распоряжению.
Местоположение границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков устанавливается при межевании указанных объектов. Работы по межеванию включают в себя: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В силу статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся, в числе прочих, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частью 7 статьи 38 Закона о кадастре предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу части 1 той же статьи документом, в котором, в частности, воспроизведены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, является межевой план.
Исследовав материалы дела, в том числе кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 47:26:08-05-013:0028, апелляционный суд установил, что названный земельный участок не прошел межевание, его границы в порядке, установленном законодательством, не определены (статьи 6 и 69 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Поскольку площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, указанное обстоятельство не позволяет осуществить его приватизацию, исходя из указанной в кадастровом плане площади, в связи с чем действия Администрации по формированию нового земельного участка, необходимого для использования принадлежащих Обществу объектов недвижимости, не нарушают прав и законных интересов Заявителя.
При таких обстоятельствах, полно и всесторонне оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Администрации от 23.06.2010 N 1769-па, которым утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 7 890 кв. м на кадастровой карте соответствующей территории, признанию незаконным не подлежит.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.03.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56986/2010
Истец: ЗАО "СП "КАРЭТ"
Ответчик: Тосненский район Ленинградской области
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО Тосненский район Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области