г. Вологда
06 июня 2011 г. |
Дело N А13-989/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛЕС" Плошкиной Н.М. по доверенности от 27.01.2011, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Бубякиной Н.Ю. по доверенности от 01.06.2011 N 03-04-01/08208,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2011 года по делу N А13-989/2011 (судья Хвостов Е.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС" (далее - ООО "ЛЕС", общество) (ИНН 3509010230; ОГРН 1103529001080; Вологодская обл., Грязовецкий р-он, пгт Вохтога) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) (ИНН 3529000014; г. Вологда) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 20.01.2011 и возложении на инспекцию обязанности зарегистрировать изменения, вносимые в учредительные документы ООО "ЛЕС".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2011 года требования общества удовлетворены: оспариваемое решение инспекции признано недействительным, на ее возложена обязанность произвести регистрационные действия по заявлению ООО "ЛЕС" в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Налоговый орган с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2011 года отменить. В жалобе ссылается на то, что обществом в регистрирующий орган представлены документы, содержащие недостоверные сведения в отношении местонахождения организации, на основании чего заявление считается непредставленным; инспекция правомерно вынесла решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Общество в отзыве отклонило доводы, приведенные в жалобе, просило оспариваемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы и требования, содержащиеся в жалобе, представитель общества - доводы и требования, изложенные в отзыве.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "ЛЕС" 29.10.2010 зарегистрировано Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1103529001080 адресу местонахождения: Вологодская обл., Грязовецкий р-он, пгт Вохтога, ул. Юбилейная, д. 18а.
В соответствии с решением единственного участника ООО "ЛЕС" от 12.01.2011 определен новый адрес места нахождения организации: Вологодская обл., Грязовецкий район, пгт Вохтога, ул. Юбилейная, д. 10, в связи с чем ООО "ЛЕС" обратилось в регистрирующий орган с заявлением (форма Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией в отношении заявления принято решение от 20.01.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица. При этом основанием отказа послужили сведения, изложенные в письме МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога", согласно которому МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" договоров аренды нежилых помещений по вышеназванному адресу, являющихся собственностью Грязовецкого муниципального района и находящихся в хозяйственном ведении МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога", с ООО "ЛЕС" на 2011 год не заключало. С учетом этого инспекция пришла к выводу о том, что представленные обществом документы содержат недостоверные сведения в отношении адреса (места нахождения) организации, в решении от 20.01.2011 указала на отсутствие заявления и отказала в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
ООО "ЛЕС", не согласившись с таким решением налогового органа, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Судом принято решение об удовлетворении заявленных требований общества.
Апелляционная коллегия находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В статье 1 названного Закона определено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Инспекция в обоснование своей позиции ссылается на то, что ООО "ЛЕС" по адресу: Вологодская обл., Грязовецкий район, пгт Вохтога, ул. Юбилейная, д. 10, фактически не располагается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации местом нахождения юридического лица определяется место его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Из пункта 1 статьи 17 названного Закона следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 4 статьи 9 данного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Законом.
В случаях непредставления необходимых для государственной регистрации документов, а равно представления документов в ненадлежащий государственный орган статья 23 этого Закона предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица.
При этом Закон N 129-ФЗ не содержит положений, закрепляющих право (обязанность) регистрирующего органа на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В данном случае, как обоснованно установлено судом первой инстанции, ООО "ЛЕС" при подаче заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о местонахождении юридического лица, в регистрирующий орган подан полный пакет документов, определенных пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ (заявление по форме N Р13001, копии решения единственного участника ООО "ЛЕС" от 12.01.2011, устава общества, документ об уплате госпошлины).
При этом достоверность представляемых для данного вида регистрации документов подтверждается заявителем в порядке части 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Доказательств того, что обществом на регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные, по мнению инспекции, сведения, а также доказательств наличия неправомерных действий со стороны налогового органа при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения об юридическом лице, подателем жалобы не приведено.
Ссылку подателя жалобы на письмо МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога", в силу которого общество договоров аренды нежилых помещений по вышеназванному адресу с МУП "Управление ЖКХ п. Вохтога" на 2011 год не заключало, апелляционная коллегия не принимает во внимание, поскольку данный факт не является обстоятельством, препятствующим государственной регистрации изменений в сведения о местонахождении общества.
Кроме того, несоответствие адреса, указанного в заявлении, фактическому месту нахождения организации, не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством. В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ заявитель несет ответственность за достоверность подаваемых сведений о юридическом лице, в том числе и административную.
С учетом таких обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа обществу в государственной регистрации изменений в сведения о местонахождении организации.
Обязанность произвести регистрационные действия по заявлению ООО "ЛЕС" в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, возложена на инспекцию правомерно, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного суд полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции процессуальным норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в качестве истца и ответчика при подаче апелляционной жалобы в суд. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 марта 2011 года по делу N А13-989/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н.Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-989/2011
Истец: ООО "Лес "
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2852/11