07 июня 2011 г. |
Дело N А65-1461/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Гришина А.В. (доверенность от 07.02.2011 N АГ-04/1063),
представители территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ООО "Спецреализация" и ООО "Инновационные технологии" не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.06.2011 в помещении суда апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2011 по делу N А65-1461/2011 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, и ООО "Спецреализация" (ИНН 1639043592, ОГРН 1101682002069), с.Бетьки Тукаевского района Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Инновационные технологии" (ИНН 1658073088, ОГРН 1061658038364), г.Казань, об оспаривании решений и предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - агентство, государственный заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Спецреализация" (далее - ООО "Спецреализация") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениям о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 19.01.2011 N 002-гз/2011 и его предписания от 21.01.2011 N АБ04/373.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - ООО "Иннотех").
Решением от 05.04.2011 по делу N А65-1461/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе агентство просило отменить указанное судебное решение и признать оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными. По мнению агентства, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей агентства, ООО "Спецреализация" и ООО "Иннотех", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя антимонопольного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы ООО "Иннотех" на действия агентства, которое являлось государственным заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме (идентификационный номер извещения ТАТ11011400098), антимонопольный орган принял решение от 19.01.2011 N 002-гз/2011 о нарушении законодательства о размещении заказов. ООО "Инотех" подало указанную жалобу в срок, установленный частью 2 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Указанным решением агентство признано нарушившим требования части 2 статьи 41.5, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
19.01.2011 антимонопольный орган вынес агентству предписание (исх. N АБ04/373 от 21.01.2011 N АБ04/373) об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Суд первой инстанции обоснованно отказал агентству и ООО "Спецреализация" в удовлетворении требований об оспаривании указанных решения и предписания.
Частью 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку извещение, а также документация об открытом аукционе в электронной форме были размещены государственным заказчиком на электронной торговой площадке 31.12.2010, а окончание семидневного срока подачи заявок приходилось на нерабочий день, датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме должен был быть следующий за ним рабочий день, то есть 11.01.2011. Однако государственный заказчик определил днем окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 08.01.2011.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, государственным заказчиком не соблюден срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленный Законом о размещении заказов, что является нарушением требований части 2 статьи 41.5, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Невозможность подачи заявки на размещение заказа после дня и времени окончания срока подачи заявок подтверждается письмом Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан от 02.03.2011 N 338.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку агентства на то, что ООО "Инотех" не являлось участником размещения заказа и не имело аккредитации на электронной торговой площадке ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан".
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов указано, что действия (бездействие), совершенные после начала, соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, могут быть обжалованы только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку.
Таким образом, указанными правовыми нормами установлены общие и специальные требования для возникновения права на подачу жалобы на действия заказчика при размещении заказа.
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов определено общее правило о том, что жалоба, рассмотрение которой предусмотрено главой 8 Закона о размещении заказов, может быть подана при нарушении прав и законных интересов возможного участника размещения заказа любыми действиями (бездействием) заказчика.
Частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено специальное правило для подачи в порядке главы 8 Закона о размещении заказов жалобы на действия (бездействие) заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах, - наличие поданной заявки на участие в размещении заказа лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, извещение о проведении торгов и (или) документация о торгах, не соответствующие Закону о размещении заказов, могут быть обжалованы в установленном порядке любым лицом.
Согласно части 1 статьи 23, части 7 статьи 34, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении торгов заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта.
В соответствии с положениями статей 22, 34, 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
В силу пункта 2 статьи 437 ГК РФ размещенная заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть, предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в нем условиях с любым, кто отзовется.
Документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, влекущие ограничение количества участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в торгах. Указанные требования нарушают права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта. В частности, нарушение заказчиком срока подачи заявок на участие в торгах затрудняет потенциальному участнику размещения заказа подать заявку на участие в торгах, а также обратиться с запросом на разъяснение положений документации о торгах.
Статьей 41.3 Закона о размещении заказов установлены условия аккредитации оператором электронной площадки участников размещения заказов для подачи ими впоследствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Аккредитация на электронной площадке свидетельствует лишь о намерении лица, получившего такую аккредитацию, принять участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно статье 1 Закона о размещении заказов нормы данного закона направлены, в том числе, на расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия.
Поскольку ограничение количества участников размещения заказа может осуществляться заказчиком на стадии размещения документации о торгах в сети "Интернет", принятие и рассмотрение жалоб лиц, чьи права и законные интересы нарушены действиями заказчика, является обязанностью антимонопольного органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов.
Статьей 59 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень оснований возврата жалобы лицу, подавшему такую жалобу, среди которых нет указания как на то, что лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика, не подана заявка на участие в размещении заказа, так и на то, что его права и законные интересы не были нарушены.
Таким образом, для установления факта нарушения агентством законодательства о размещении заказов и восстановления публичного порядка никакого значения не имеет то обстоятельство, намеревалось ли ООО "Инотех" участвовать в размещении заказа и имело ли оно аккредитацию на электронной торговой площадке к моменту проведения торгов.
Довод агентства об отсутствии его вины в несоблюдении срока подачи заявок, так как исполнителем срока является ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", не может быть принят во внимание, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм агентство, являясь государственным заказчиком, обязано было обеспечить соблюдение при размещении заказа требований части 2 статьи 41.5 и части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные агентством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 апреля 2011 года по делу N А65-1461/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1461/2011
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Иннотех", ООО "Спецреализация", Тукаевский район, с. Бетьки
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5363/11