город Москва |
дело N А40-152772/10-107-909 |
07.06.2011
|
N 09АП-10975/2011-АК |
резолютивная часть постановления оглашена 06.06.2011.
постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2011
по делу N А40-152772/10-107-909, принятое судьей М.В. Лариным,
по заявлению открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" (ИНН 5260902190, ОГРН 1025203016717)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6
об обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Семеновой И.А. по доверенности N б/н от 29.12.2009, Крутских Н.В. по доверенности N б/н от 14.10.2009, Елисаветского И.А. по доверенности N Д-ВП-09.08.10-Г/655-4 от 09.08.2010;
от заинтересованного лица - Беляевой Р.Т. по доверенности N 03-02/58 от 11.01.2011;
установил:
Открытое акционерное общество "Волжское пароходство" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 возвратить из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в размере 9.272.548 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Налогоплательщик не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель инспекции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29.04.2010 обществом представлены уточненные налоговые декларации по НДС по ставке 0 % за август 2004 - ноябрь 2005, в которых увеличена сумма НДС, подлежащая возмещению на 9.272.548 руб., по сравнению с первоначальными декларациями, в связи с увеличением вычетов по строке 390 раздела 1 деклараций "сумма налога, ранее уплаченная по товарам (работам, услугам) по которым ставка 0 % ранее документально не подтверждено".
Представлены уточненные налоговые декларации по НДС по ставке 0 % за январь 2004 - февраль 2005 и уточненные декларации за эти же периоды по НДС (внутренний рынок), с увеличением суммы налога к уплате в бюджет, отраженной по строке 010 раздела 2 декларации "реализация товаров (работ, услуг), применение ставки 0 % по которым документально не подтверждено", в связи с обложением операций по реализации товаров (работ, услуг) по ставке 18 %.
По результатам камеральной проверки, 01.10.2010 инспекцией приняты решения об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и решениями от 01.10.2010 отказано в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 9.272.548 руб., дополнительно заявленного к вычету в уточненных налоговых декларациях по причине пропуска трехлетнего срока установленного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
До принятия инспекцией решений об отказе в возмещении налога, обществом подано в инспекцию заявление от 16.09.2010 N 07-05/98 о возврате НДС за август 2004 - ноябрь 2005 в размере 9.272.548 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные суммы НДС, ранее уплаченные в периодах реализации услуг по экспортной перевозке грузов по ставке 18 % в размере 9.272.548 руб. заявлены в составе вычетов в уточненных декларациях по ставке 0 % за август 2004 - ноябрь 2005, представленных 29.04.2010 за пределами установленного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации пресекательного срока, в связи с чем основания для их применения отсутствуют.
Изучив материалы дела, выслушав представителей налогоплательщика и инспекции, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего.
Для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и принятия их на учет.
Согласно п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 03.07.2008 N 630-О-П и от 01.10.2008 N 675-О-П, данное условие реализации права налогоплательщика на возмещение сумм налога на добавленную стоимость совпадает с закрепленным в качестве общего правила в п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, трехлетним сроком подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога. Этот срок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О, предназначен для предъявления соответствующего требования непосредственно налоговому органу, и его пропуск не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Таким образом, пункт 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, - предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде, во всяком случае, не может быть лишен возможности обратиться за защитой своего права на возмещение налога на добавленную стоимость и что арбитражный суд в случае сомнений в правомерности применения (или отказа в предоставлении) налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.), которые должны учитываться при решении вопроса о возмещении данного налога, в том числе за пределами установленного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика, и т.п.
С учетом изложенного, пропуск срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, не может являться безусловным формальным основанием для отказа налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость, в рассматриваемом случае право на применение вычетов инспекцией по существу не отрицается.
Инспекция ссылается на то, что непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом указывает на то, что заявителем пропущен указанный срок, поскольку уточненные декларации за август 2004 - ноябрь 2005 представлены налогоплательщиком в налоговый орган 29.04.2010.
В соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщиком в течение 180 дней не собраны документы, подтверждающие его право на применение нулевой ставки по экспортным операциям, налогоплательщик обязан исчислить налог на добавленную стоимость. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 %, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику.
В период с января 2004 по февраль 2005 обществом по части выручки от реализации своих услуг на экспорт не собран пакет документов в подтверждение обоснованности применения нулевой ставки, НДС по ставке 18/118 уплачен в бюджет.
В период с августа 2004 по ноябрь 2005, собрав полный комплект документов по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, общество возместило ранее уплаченный налог по той же ставке 18/118.
Такой порядок исчисления налога ранее предусмотрен формой налоговой декларации по НДС по ставке 0 % (утвержденной приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644) и инструкцией по ее заполнению (утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25.
В соответствии с названными актами к налоговой базе по НДС, сформированной налогоплательщиком после истечения срока, установленного для сбора документов, необходимых для подтверждения факта экспорта товаров, применены расчетные ставки НДС 10/110 и 18/118 соответственно (п.п. 5, 10 разд.1 инструкции).
К данному порядку исчисления налога на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту претензий инспекцией не заявлено при подаче первоначальных деклараций за указанный период.
По результатам камеральной проверки первоначальных деклараций налоговым органом налог на добавленную стоимость не доначислен.
Перерасчет налога на добавленную стоимость по ставке 18 % произведен налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки общества, по результатам которой инспекцией принято решение N 12-09/257518 от 06.03.2008.
Взыскание налога осуществлено инспекцией по решению о зачете N 7485 от 09.07.2009.
Указанное решение налогового органа оспорено налогоплательщиком в судебном порядке, в том числе и в связи с доначислением налога на добавленную стоимость в результате применения ставки 18 % вместо расчетной ставки 18/118.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2009 по делу N А40-94656/08-117-462, обществу отказано в удовлетворении требований в части применения указанных вычетов, пересчитанных по ставке 18 %, и судом указано, что учет соответствующих налоговых вычетов может быть произведен только в случае их отражения по ставке 18 % в налоговых декларациях за те налоговые периоды, в которых собран полный пакет документов и заявлена по нулевой ставке реализация.
Налогоплательщиком представлены уточненные декларации по НДС за август 2004 - октябрь 2005, в которых произведен перерасчет как налога на добавленную стоимость, так и налоговых вычетов, по ставке 18 % и в соответствии с которыми заявлена к возмещению сумма налога на добавленную стоимость в размере 9.272.548 руб.
В возмещении налога на добавленную стоимость по указанным уточненным декларациям налоговым органом отказано в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
26.12.2008 налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения N 12-09/257518 от 06.03.2008, с требованием произвести орган налогового контроля перерасчет сумм налоговых вычетов за периоды с августа 2004 по октябрь 2005.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2009 по делу N А40-94656/08-117-462, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2009 N 09АП-9542/2009-АК, N 09АП-8458/2009-АК, в удовлетворении требований отказано в части возмещения из бюджета сумм налога, пересчистанных по ставке 18 %, с указанием на то, что возврат сумм налога возможен только в случае их отражения по ставке 18 % в налоговых декларациях за те налоговые периоды, в которых собран полный пакет документов и заявлена по нулевой ставке реализация.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40-8211-09-2 дело направлено на новое рассмотрение в части, касающейся выводов по разделу 2 "налог на добавленную стоимость" решения инспекции N 12-09/257518 от 06.03.2008, в связи с наличием неопределенности в сумме НДС, подлежащей уплате налогоплательщиком в бюджет.
В ходе повторного рассмотрения дела, судом с учетом проведенной сверки расчетов определена сумма НДС за период подачи уточненных налоговых деклараций с августа 2004 по октябрь 2005 с указанием на то, что данные суммы носят заявительный характер путем подачи уточненных налоговых деклараций (постановление от 06.04.2010 N 09АП-3724/2010-АК, N 09АП-3722/2010-АК).
С учетом выводов суда по указанному делу, следует, что в апреле 2010 установлена определенность по сумме переплаты, исполняя предложения налогового органа, налогоплательщик 29.04.2010 обратился в инспекцию и им представлены уточненные налоговые декларации по НДС за период с августа 2004 по октябрь 2005.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, вывод инспекции об утрате налогоплательщиком права на возмещение налога на добавленную стоимость по уточненным налоговым декларациям за 2004 - 2005, является необоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2011 по делу N А40-152772/10-107-909 отменить.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 возвратить Открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Волжское пароходство" из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в размере 9.272.548 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в пользу Открытого акционерного общества "Судоходная компания "Волжское пароходство" государственную пошлину в размере 69.363 руб. по заявлению и 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Судоходная компания "Волжское пароходство" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.000 руб., как излишне уплаченную по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152772/2010
Истец: ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", ОАО "Судоходная компания"Волжское пароходство"
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6