г. Челябинск
16 декабря 2009 г. |
N 18АП-11189/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Ивановой Н.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дементьевым Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 по делу N А07-19148/2009 (судья Боброва С.А.),
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Республики Башкортостан (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.06.2009 N 100587 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств колхоза "Кызыл Байрак" (далее - третье лицо, колхоз) на счетах в банке.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, в удовлетворении требований Прокуратуры отказать.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, инспекция указывает на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. В частности, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению налогового органа, налогоплательщиком не исполнена текущая обязанность по уплате налоговых платежей, в связи с чем указанная задолженность и начисленные на нее пени не включаются в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то есть в общем порядке, предусмотренном ст. 46, 47 НК РФ.
При этом налоговый орган ссылается на изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которым под текущим платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Заявитель представил отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на п. 4 ст. 142 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которому требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Отклоняя довод о внесении изменений в Федеральный закон N 127-ФЗ, заявитель в отзыве ссылается на ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 296-ФЗ), согласно которым к делам о банкротстве до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу указанного Федерального закона N 296-ФЗ, применяются положения Федерального закона N 127-ФЗ без учета изменений.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.01.2008 по делу N А07-8052/2000 колхоз "Кызыл Байрак" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (л.д. 9-12), срок которого продлен определением суда от 15.09.2009.
Налоговым органом направлено требование от 27.04.2009 N 153850 об уплате водного налога за 1 квартал 2009 года со сроком исполнения до 13.05.2009 (л.д. 8).
В связи с неисполнением колхозом указанного требования об уплате налога инспекцией принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств общества на счетах в банках от 08.06.2009 N 100587.
Полагая, что взыскание текущих платежей, возникших в период конкурсного производства, производится согласно п.4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - после удовлетворения требований конкурсных кредиторов и за счет оставшейся части имущества, а принятие инспекцией односторонних мер по взысканию задолженности нарушает права конкурсных кредиторов и положения законодательства, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении инспекцией законодательства о банкротстве. При этом суд руководствовался нормами п.1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которому с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до 10.01.2009) денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанных в п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, определяется в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации. Очередность списания денежных средств со счета должника, согласно которой списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь (ст. 855 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в редакции, действовавшей до 10.01.2009) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 данного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Таким образом, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание задолженности по налогам, возникшей в период конкурсного производства, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, поскольку вопрос о взыскании с должника указанных платежей должен решаться конкурсным управляющим в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Учитывая, что задолженность в сумме 210 рублей, определенная налоговым органом к принудительному взысканию, образовалась в 2009 году после открытия в отношении колхоза конкурсного производства, арбитражный суд обоснованно признал решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств колхоза на счетах в банке недействительным.
Довод налогового органа о том, что взыскание текущих обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, осуществляется вне рамок дела о банкротстве в общем порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, не принимается как не соответствующий нормам ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Апелляционным судом также отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям применяется п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ, в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которым под текущим платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, поскольку ч.2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 по делу N А07-19148/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19148/2009
Истец: Прокуратура РБ, Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 33 по Республике Башкортостан, МИФНС России N 33 по РБ
Третье лицо: Колхоз "Кызыл Байрак"