г. Челябинск
18 декабря 2009 г. |
N 18АП-10136/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 г..
В полном объеме постановление изготовлено 18 декабря 2009 г..
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 сентября 2009 г.. по делу N А76-19874/2009 (судья Худякова В.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Научно - исследовательский институт технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения" - Мухамедзяновой М.Г. (доверенность от 11.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Научно - исследовательский институт технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения" (далее - заявитель, ОАО "НИИтракторосельхозмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - административный орган, Региональное отделение ФСФР России в УрФО) о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2009 N 62-09-204/ПН по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Нагамазьянов Рафек Загизьянович (далее - Нагамазьянов Р.З., акционер).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 31.07.2009 N 62-09-204/ПН, вынесенное административным органом, о привлечении ОАО "НИИтракторосельхозмаш" к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Региональное отделение ФСФР России в УрФО с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обосновании апелляционной жалобы административный орган указывает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не верно установил субъект, которому необходимо было направить отчёт об исполнении требования. Исходя из требований законодательства, заявитель обязан был исполнить предписание, которое не было признано недействительным.
Полагает, что признание недействительным постановления, на основании которого вынесено предписание, не влечет незаконность данного предписания, так как предписание выдано не по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, а в целях ответа на обращение гражданина.
Оспариваемое предписание не содержит требований о выдаче Нагамазьянову Р.З. требуемых им документов, поэтому подтверждение Арбитражным судом Челябинской области законности отказа общества в предоставлении акционеру не влияет на законность предписания, выданного в целях проверки обстоятельств, изложенных в жалобе гражданина.
В судебном заседании представитель ОАО "НИИтракторосельхозмаш" против требования апелляционной жалобы возражал по доводам представленного отзыва, ссылаясь на законность и обоснованность решения суд первой инстанции.
Региональное отделение ФСФР России и Нагамазьянов Р.З. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Нагамазьянова Р.З. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Нагамазьянов Р.З. является владельцем 67 обыкновенных именных акций ОАО "НИИтракторосельхозмаш", номинальной стоимостью 1 рубль каждая, составляющих 0,9% всех акций общества.
01.04.2009 в адрес ОАО "НИИтракторосельхозмаш" от Нагамазьянова Р.З. направлено требование о предоставлении ему копии полного отчёта независимого оценщика по расчёту рыночной стоимости одной обыкновенной именной бездокументарной акции общества со всеми таблицами и приложениями.
Данное требование обществом не исполнено.
Полагая непредставление полного отчёта независимого оценщика незаконным, Нагамазьянов Р.З. обратился в Региональное отделение ФСФР России в УрФО с жалобой.
В связи с поступлением данной жалобы, административным органом в отношении ОАО "НИИтракторосельхозмаш" проведена проверка по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ).
В ходе проверки установлены нарушения требования пункта 2 статьи 84.3, пункта 2 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ, выразившиеся в непредставлении акционеры по его запросу копии отчёта независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых акций.
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.19 КоАП РФ, административным органом составлен протокол по делу об административном правонарушении и вынесено постановление от 21.04.2009 N 62-09-91 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности виде штрафа в размере 20 000 руб.
30.04.2009 Региональным отделением ФСФР России в УрФО выдано предписание N 62-09-СФ-06/4411, согласно которому ОАО "НИИтракторосельхозмаш" в срок до 01.06.2009 необходимо представить в административный орган отчет об исполнении требования Нагамазьянова Р.З. о предоставлении копии отчета оценщика об определении рыночной стоимости акций общества (л.д. 70).
В установленный срок предписание заявителем не исполнено.
В связи с чем, административным органом 01.07.2009 в отношении ОАО "НИИтракторосельхозмаш" составлен протокол N 62-09-405/пр-ап по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.60-62) и вынесено постановление от 31.07.2009 N 62-09-204/ПН о назначении административного наказания (л.д. 50-51).
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из преюдициальности судебных актов по делу N А76-9153/2009, которыми признано незаконным постановление административного органа от 21.04.2009 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в связи с отсутствием у заявителя обязанности предоставлять акционерам документы, не являющиеся документами общества.
Суд указал, что административным органом не представлено доказательств законности выданного предписания. Также не представлено доказательств совершения обществом вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "НИИтракторосельхозмаш" не исполнило предписание Регионального отделения ФСФР России в УрФО в установленный срок.
Между тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях общества вменяемого административного правонарушения.
В предписании административный орган обязал предоставить ОАО "НИИтракторосельхозмаш" отчет об исполнении требования акционера о предоставлении копии отчета оценщика об определении рыночной стоимости акций общества.
Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного товарищества или общества имеют право на получение информации о деятельности товарищества или общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Названные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к перечисленным документам, предоставить им копии указанных документов (часть 2 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ).
ОАО "НИИтракторосельхозмаш" получено заявление акционера Нагамазьянова Р.З. о предоставлении ему копии отчёта независимого оценщика Бойко М.З. по расчёту рыночной стоимости одной обыкновенной именной бездокументарной акции ОАО "НИИтракторосельхозмаш" со всеми таблицами и приложениями.
На основании части 2 статьи 84.3 Федерального закона N 208-ФЗ открытое общество обязано предоставить владельцам приобретаемых ценных бумаг доступ к отчету независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг в порядке, установленном пунктом 2 статьи 91 настоящего Федерального закона.
Исходя их положений статьей 89 и 91 Федерального закона N 208-ФЗ, открытое общество обязано обеспечить акционерам доступ, в том числе, и к отчету независимых оценщиков.
Между тем, данная обязанность касается исключительно документов общества.
Поскольку пунктом 2 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ возможность получить копии предусмотрена именно для документов о деятельности общества, а отчет независимого оценщика таким документом не является, то у заявителя отсутствует обязанность предоставления акционеру документов, не являющихся документами общества, в том числе, и копии отчета оценщика.
Исходя из толкования статей 89 и 91 Федерального закона N 208-ФЗ, акционер не вправе требовать выдачи копии отчета независимого оценщика, общество обязано только обеспечить владельцам приобретаемых ценных бумаг доступ к отчету независимого оценщика.
Таким образом, общество обязано предоставить владельцам ценных бумаг, приобретаемых на основании обязательного предложения, доступ к копии отчета независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бумаг путем ознакомления с ним в помещении исполнительного органа общества в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.
Поскольку требование акционера о предоставлении копии отчета независимого оценщика признано незаконным при рассмотрении дела N А76-9153/2009 об оспаривании постановления административного органа, следовательно, предписание об обязании ОАО "НИИтракторосельхозмаш" предоставить отчет об исполнении требования акционера о предоставлении копии отчета оценщика об определении рыночной стоимости акций общества также является незаконным.
В рассматриваемом случае предписание Регионального отделения ФСФР России в УрФО не может быть признано законным, поскольку указанное в нем требование отчитаться о направлении отчета акционеру противоречит закону, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2009 по делу N А76-9153/2009, оставленным без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2009.
Данными судебными актами признано незаконным постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в связи с отсутствием у заявителя обязанности предоставлять акционерам документы, не являющиеся документами общества.
В связи с указанным подлежит отклонению ссылка административного органа об обязанности заявителя исполнить предписание.
При этом суд первой инстанции верно пришел к выводу о преюдициальности судебных актов по делу N А76-9153/2009.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое предписание не содержит требований о выдаче Нагамазьянову Р.З. требуемых им документов, поскольку в оспариваемом акте предписано обществу предоставить отчет именно об исполнении требования Нагамазьянова Р.З. о предоставлении копии отчета независимого оценщика, которое является незаконным.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 сентября 2009 г.. по делу N А76-19874/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19874/2009
Истец: ОАО "НИИ технологии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения", ОАО "НИИтракторосельхозмаш"
Ответчик: РО ФСФР в УрФО, Федеральная служба по Финансовым рынкам Региональное отделение в Уральском федеральном округе
Третье лицо: Нагамазьянов Рафек Загизьянович
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10136/09