г. Челябинск
01 декабря 2009 г. |
N 18АП-7973/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2009 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 мая 2009 года по делу N А47-6836/2008 (судья Хижняя Е.Ю.), при участии: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области - Шуклина С.А. (доверенность от 27.07.2009),
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - заявитель, УФССП России по Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (далее - заинтересованное налоговый орган, Межрайонная инспекция), с заявлением, содержащим требование об обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22.955 руб. 00 коп.
Определением от 17.11.2008 (л. д. 52, 53) удовлетворено ходатайство УФССП по Оренбургской области о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, колхоза "Россия" Илекского района Оренбургской области (далее - третье лицо, колхоз "Россия").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12 мая 2009 года требования, заявленные УФССП России по Оренбургской области, удовлетворены. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области возвратить Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области 22.955 руб. 00 коп. ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, ссылаясь на имеющее место быть, по мнению налогового органа, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции, норм материального права. Налоговый орган в частности, указывает на то, что, основания, предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в данном случае, отсутствуют.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, которым УФССП России по Оренбургской области просит оставить обжалуемый в апелляционном порядке судебный акт без изменения. В частности, в отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на то, что, в своих действиях руководствовался правовой позицией, изложенной в письме Минфина России от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06. Кроме того, по мнению заявителя, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит норм, ограничивающих каким-либо образом возврат ошибочно перечисленных денежных средств, хотя бы, лицом, осуществляющим взыскание.
Налоговым органом в свою очередь, представлено "возражение на отзыв на заявление по делу N 18АП-7973/2009", - которым Межрайонная инспекция дополнительно указывает на то, что, оснований для возврата ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у администратора платежей - налогового органа, в рассматриваемой ситуации при любых условиях, не имелось, так как УФССП России по Оренбургской области не является страхователем, "Следовательно, субъект обращения с заявлением о возврате ошибочно уплаченной суммы является ненадлежащим_ Поэтому возврат ошибочно направленных денежных средств по заявлению Управления ФССП по Оренбургской области не предусмотрен законодательством. Кроме того, Управлением ФССП по Оренбургской области не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя".
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителя налогового органа, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, "возражения на отзыв на заявление по делу N 18АП-7973/2009", а также заслушав представителя налогового органа, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Илекским районным отделом судебных приставов УФССП России по Оренбургской области, в отношении колхоза "Россия" Илекского района Оренбургской области было возбуждено исполнительное производство, в рамках исполнения которого, платежным поручением от 20.09.2007 N 880 (л. д. 22) было произведено перечисление 22.955 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, с ошибочным указанием кода бюджетной классификации 182 1 02 02040 06 1000 160, соответствующего страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии ("Перечень кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой в 2007 году" - приложение к письму ФНС России от 22.12.2006 N ШС-6-10/1247@), тогда как фактически следовало указать код бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 1000 160, соответствующий страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.
Данный факт налоговым органом не отрицается и под сомнение не поставлен.
В то же время, несмотря на неоднократные обращения Илекского РОСП УФССП России по Оренбургской области, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области с заявлениями о возврате (зачете) ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по не верному коду бюджетной классификации (л. д. 14 - 17), налоговый орган отказал заявителю в осуществлении возврата ошибочно уплаченной суммы, - ссылаясь, как на то, что, ни статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), ни нормами Налогового кодекса Российской Федерации, "_не установлено права зачета и возврата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ" (л. д. 12), так и на то, что, по мнению заинтересованного лица, исходя из его толкования положений, закрепленных в ст. 8 НК РФ и в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "_не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения. Учитывая изложенное, сообщаем, что правовые основания для проведения зачетов 9возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в действующем законодательстве отсутствуют" (л. д. 13).
Дальнейшее развитие, спорная ситуация получила уже, непосредственно при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции.
Так, письмом от 14.02.2009 N 09-35/@ (л. д. 95), Межрайонная инспекция сообщила заинтересованному лицу о том, что, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату не УФССП России по Оренбургской области, но налогоплательщику, то есть, колхозу "Россия", - по его письменному заявлению.
В то же время, в ответ на обращение колхоза "Россия" с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 22.955 руб. 00 коп. (л. д. 105), Межрайонной инспекцией письмом от 23.04.2009 N 11-31/ (л. д. 104), третьему лицу было сообщено, что "_на основании пункта 1 Письма Министерства Финансов Российской Федерации от 01 декабря 2008 года N ММ-6-1/873@, а так же на основании п.4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет переплаченной суммы возможен при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Из вышесказанного следует, что зачет ошибочно уплаченных сумм с одного КБК на другой КБК не возможен. Возможно осуществление возврата указанной ошибочно уплаченной суммы на расчетный счет налогоплательщика. на основании пунктов 4,5 Письма Министерства Финансов Российской Федерации от 01 декабря 2008 года N ММ-6-1/873@, решение о возврате, зачете сумм страховых взносов принимается налоговым органом на основании заявления страхователя, согласованного с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходя из выше сказанного Вам необходимо согласовать заявление с территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации" (процитировано дословно).
Колхоз "Россия", в свою очередь, согласовал вопрос о возврате ошибочно перечисленных УФССП России по Оренбургской области, денежных средств, с территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (л. д. 106), однако, возврат ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не был произведен третьему лицу, Межрайонной инспекцией.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования УФССП России по Оренбургской области исходил из того, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 20, ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, у налогового органа наличествует обязанность по возврату ошибочно перечисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Арбитражный суд первой инстанции также указал на то, что, в рассматриваемой ситуации не имеет значения факт ошибочного перечисления сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, УФССП России по Оренбургской области, так как, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит положений, запрещающих возврат ошибочно перечисленных денежных средств.
Выводы арбитражного суда являются правильными.
В настоящей ситуации, налоговому органу следует исходить, не из норм, закрепленных в ст. ст. 45, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, но из норм п. 1 ст. 1, ст. ст. 3, 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с учетом п. 1 ст. 130 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), и п. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 68, 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Как отмечено выше, налоговый орган не оспаривает тот факт, что перечисление УФССП по Оренбургской области суммы 22.955 руб. 00 коп. - задолженности колхоза "Россия" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, - с ошибочным указанием иного кода бюджетной классификации, нежели следовало указать фактически, произведено в рамках возбужденного в отношении третьего лица, исполнительного производства.
Действительно, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не регулирует вопросы возврата сумм недоимки, ошибочно перечисленной органом, осуществляющим взыскание соответствующей задолженности, по иному коду бюджетной классификации.
В то же время, в данной ситуации, исходя из условий ст. 6, п. 2 ст. 20, ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иного способа возврата ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, чем возврат данной суммы лицу, осуществляющему принудительное исполнение исполнительного документа, - не имеется, в связи со следующим.
К спорным правоотношениям не могут быть применены, ни нормы ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, ни нормы статьи 79 Кодекса, так как, сумма 22.955 руб. 00 коп., для налогоплательщика - колхоза "Россия", не является, ни излишне уплаченной, ни излишне взысканной, но напротив, является суммой задолженности, взыскиваемой судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
Таким образом, в реальности, возврат суммы 22.955 руб. 00 коп. колхозу "Россия", является невозможным, поскольку данная сумма является не излишне, а ошибочно уплаченной (в том числе исходя из того, что колхоз "Россия" не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (КБК 182 1 02 02040 06 1000 160), ибо это, является обязанностью, не юридических лиц, но, в силу условий пп. 2 п. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, - индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, - а также, исходя из того, что данная сумма была перечислена не плательщиком страховых взносов (колхозом "Россия") по собственному волеизъявлению, либо по собственной ошибке, но перечислена УФССП России по Оренбургской области в рамках исполнения исполнительного документа о взыскании с должника (колхоза "Россия") недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование)).
Таким образом, возврат соответствующей суммы колхозу "Россия", противоречил бы, нормам, как закрепленным в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, так и в статье 79 данного Кодекса, поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не допускают возврат налогоплательщику (плательщику сбора) сумм налогов (сборов) при наличии у него недоимки, - что фактически имеет место быть, в рассматриваемой спорной ситуации.
Единственным возможным разрешением данного вопроса является именно, возврат суммы 22.955 руб. 00 коп. УФССП России по Оренбургской области, с целью последующего фактического перечисления указанной суммы заявителем, по КБК 182 1 02 02020 06 1000 160, для погашения существующей задолженности колхоза "Россия".
Данные действия будут соответствовать достижению целей Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - поскольку в итоге позволят судебному приставу-исполнителю завершить исполнительные действия, связанные с обеспечением поступления причитающихся к уплате колхозом "Россия", страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в бюджет (и предотвратят наступление негативных последствий, предусмотренных ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), - и также будут обеспечивать соблюдение баланса частных и публичных интересов, поскольку предотвратят возможность распоряжения колхозом "Россия" суммой 22.955 руб. 00 коп. (в случае возврата данной суммы непосредственно третьему лицу), не по целевому назначению (уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), но на иные нужды отдельного субъекта предпринимательской деятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области, у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 мая 2009 года по делу N А47-6836/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6836/2008
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Оренбургской области
Третье лицо: Колхоз "Россия"
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7973/09