г. Челябинск
24 декабря 2009 г. |
N 18АП-11093/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Логиновских Л.Л., судей Махровой Н.В., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2009 по делу N А76-12148/20099 (судья Адначева И.А.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - ОАО "Челябинский металлургический комбинат") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога (далее - ОАО "Российские железные дороги") о взыскании стоимости недостающей продукции в сумме 97 379 руб. 19 коп.
Определением суда первой инстанции от 23.06.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Михайловский горно-обогатительный комбинат" (далее - ОАО "Михайловский ГОК", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2009 исковые требования ОАО "Челябинский металлургический комбинат" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении решения суд не учел вину грузоотправителя в образовании недостачи, поскольку он не предпринял мер для сохранности груза - не исполнил возложенную на него Уставом обязанность по определению коммерческой пригодности вагона для перевозки конкретного груза. Считает, что суд необоснованно не применил положения статьи 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, истец не доказал факт причинения ущерба. Полагает, что при определении веса недостачи груза подлежат применению Рекомендации государственной системы обеспечения единства измерений МИ 2815-2003 ФГУП ВНИИМС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007 между ОАО "Михайловский ГОК" (поставщик) и ОАО "Челябинский металлургический комбинат" (покупатель) подписан договор N ЧМК-М/08, согласно условиям которого поставщик обязуется поставить покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить в течение срока действия настоящего договора следующие объёмы железорудного сырья, производимого ОАО "Михайловский ГОК", поставляемого ежемесячными партиями (л.д. 17-21).
Платёжным поручением N 46 от 30.01.2009 ОАО "Челябинский металлургический комбинат" перечислило ОАО "Михайловский ГОК" сумму 58 000 000 руб. в оплату за аглосырье по договору ЧМК-М/08-81/08 от 20.12.2007 в том числе НДС 18% - 8847457 руб. 63 коп. (л.д. 22).
По железнодорожной накладной N ЭХ011325 в адрес ОАО "Челябинский металлургический комбинат" отправлен груз - окатыши железорудные (л.д. 13-14).
На станции Металлургическая ЮУЖД составлен коммерческий акт N ЮУР 0806756/1142 от 01.11.2008 о выявлении недостачи в вагонах N 59147397 и N 58858416 - 6100 кг. и 19450 кг. (л.д. 15-16).
Претензией N 50-4291/4-253 от 24.12.2008 истец обратился к перевозчику с требованием возместить убытки в сумме 97 379 руб. 19 коп. (л.д.9).
Ссылаясь на отказ ответчика в удовлетворении претензии и невозмещение стоимости недостающей продукции, истец обратился в арбитражный суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал статью 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, статью 796 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что к перевозке груз был представлен в большем количестве, чем сдан грузополучателю, никаких доказательств принятия мер по сохранности груза ответчиком не представлено, как не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые ОАО "РЖД" не могло предотвратить или установить по не зависящим от него причинам. Суд посчитал, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме на основании статьи 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации. При отсутствии достоверных доказательств суд не принял во внимание возражения ответчика относительно вины грузоотправителя в причинении ущерба по причине недогруза товара. Доводы ответчика о необходимости применения Рекомендаций МИ 2815-2003 в целях определения веса недостачи суд отклонил.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, между сторонами сложились отношения, регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По мнению подателя жалобы истец не доказал факт причинения ущерба.
Вместе с тем, факт принятия к перевозке груза массой нетто по 65 000 кг. в вагонах N 59147397 и N 58858416 зафиксирован в транспортной железнодорожной накладной N ЭХ011325.
Недостача подтверждена коммерческим актом N ЮУР 0806756/1142 от 01.11.2008, из которого следует, что недостача груза составила 6 100 кг. и 19450 кг. С учетом нормы естественной убыли недостача составила, соответственно, 5528 кг. и 18 878 кг.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Челябинский металлургический комбинат" недополучило направленный в его адрес поставщиком оплаченный им груз, что свидетельствует о причинении ему ущерба вследствие несохранной перевозки, в связи с чем довод о недоказанности причинения ущерба отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (пункт 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности, вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.
Доказательств принятия мер по сохранности груза ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылка подателя жалобы на вину грузоотправителя в образовании недостачи, вследствие непринятия мер по определению коммерческой пригодности вагона для перевозки конкретного груза не принята арбитражным судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку соответствующих доказательств в подтверждение указанного довода ответчик не представил.
Согласно коммерческому акту N ЮУР0806756/1142 от 01.11.2008 при перевозке груза использованы вагоны грузоподъёмностью по 65 тонн в исправном состоянии (л.д. 15).
Поскольку в указанных вагонах перевозились окатыши железорудные, вагоны были исправны и предназначены для перевозки, оснований считать вагоны коммерчески не пригодными для перевозки перевозимого груза не имеется.
Довод ответчика о неприменении судом статьи 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является необоснованным.
На основании статьи 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Из расчёта истца следует, что положения статьи 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации соблюдены.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что при определении веса недостачи груза подлежат применению Рекомендации государственной системы обеспечения единства измерений МИ 2815-2003 ФГУП ВНИИМС, не принимается во внимание, поскольку в силу рекомендательного характера указанного документа, основания для его применения при рассмотрении настоящего спора отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.10.2009 по делу N А76-12148/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.Л.Логиновских |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12148/2009
Истец: ОАО "Челябинский металлургический комбинат", ОАО "ЧМК"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице ф-ла ЮУЖД, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД
Третье лицо: ОАО "Михайловский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК" Железногорск