г. Челябинск
25 ноября 2009 г. |
N 18АП-10261/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Уфимский лакокрасочный завод" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 года по делу N А07-18731/2009 (судья Халилов Р.М.), при участии: от открытого акционерного общества "Уфимский лакокрасочный завод" - Евсюкова Р.О. (доверенность от 22.10.2009, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Уфимский лакокрасочный завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЛЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2009 N 42-09-172/ап Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - заинтересованное лицо, отделение, административный орган, ФСФР) о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 октября 2009 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Списки аффилированных лиц были составлены на дату начала следующего квартала после отчетного, хотя раскрыты они были в срок, в связи с ошибкой сотрудника, отвечавшего за представление информации Комиссии по ценным бумагам. В связи с этим у общества не было умысла на совершение противоправного деяния.
Готовая отчетность общества была утверждена 22.06.2009, а опубликована в сети Интернет 24.06.2009, то есть в установленные законом срок, в связи с чем, общество считает, что в его действиях отсутствуют признаки состава, в том числе вина, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Поскольку списки аффилированных лиц составлены по состоянию на 01.07.2008, 01.10.2008, 01.04.2009, то в части назначения наказания и определения его размера административному органу следовало руководствоваться положениями КоАП РФ в редакции от 30.12.2008.
Также общество считает необоснованными выводы суда первой инстанции в части возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание представитель ФСФР не явился, административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, по мотивам которого отклонил ее доводы.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя административного органа.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Уфы совместно с Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг в период с 02 по 11 июня 2009 года проведена проверка соблюдения законодательства о ценных бумагах ОАО "УЛЗ", в ходе которой установлено, что единственным акционером - владельцем 100 % акций общества, является закрытое акционерное общества "Башпроминвест".
Работниками прокуратуры в ходе проверки составлена справка от 15.06.2009 (л.д. 47-50), а также 22.06.2009 совместная с Комиссией справка (л.д. 53-64). С данными документами генеральный директор общества ознакомлен 22.06.2009, у него 22.06.2009 отобраны письменные объяснения (л.д. 65-69).
22.06.2009 прокурором района вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, копия которого 23.06.2009 вручена законному представителю общества, тогда же опрошенного с разъяснением положений ст. 51 Конституции Российской Федерации (л.д. 44-46).
Названное постановление и собранные материалы проверки районным прокурором направлены в ФСФР для рассмотрения по существу.
Определением административного органа от 30.06.2009 назначено время и место рассмотрения дела по факту нарушения обществом положений ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ на 07.07.2009 в 15 часов 00 минут (л.д. 43).
07.07.2009 рассмотрение указанного дела было отложено на 17.08.2009 в 15 часов 00 минут (л.д. 41).
17.08.2009 в присутствии представителя общества административным органом вынесено постановление о назначении обществу административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб. за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг (л.д. 35-37).
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях общества состава (в том числе вины) вмененного ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к ответственности.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закона N 208-ФЗ) общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества.
В соответствии с п. 10.1 Положения "О ведении реестра именных ценных бумаг" разработаны и утверждены Правила ведения реестра владельцев.
На основании ч. 1 ст. 92 Закона N 208-ФЗ открытое общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ч. 2 ст. 92 Закона N 208-ФЗ раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации, в частности, в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет). Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ч. 4 ст. 93 Закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов установлен Положением о раскрытии информации эмитентом эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение).
Из содержания пунктов 1.1, 1.2 Положения следует, что оно регулирует состав, порядок, а также сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, в том числе раскрытия информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг, действие Положения распространяется на всех эмитентов.
В силу п. 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном названным Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В соответствии с п. 8.5 Положения общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается, ведение реестра акционеров ОАО "УЛКЗ" осуществляет само общество. Раскрытие информации ОАО "УЛКЗ" осуществляется путем ее размещения на странице в сети Интернет по адресу: www.gkrcb.bashkortostan.ru, в соответствии с "Соглашением о взаимодействии в процессе раскрытия информации на рынке ценных бумаг" от 31.03.2008, заключенным с Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг.
Учет аффилированных лиц ОАО "УЛКЗ" осуществляется путем составления и ведения списков аффилированных лиц общества. Списки аффилированных лиц общества ежеквартально направляются в регистрирующий орган. ОАО "УЛКЗ" представлены списки аффилированных лиц, составленные по состоянию на 01.04.2008, 01.07.2008, 01.10.2008, 01.04.2009.
Представленные ОАО "УЛКЗ" списки аффилированных лиц общества составлены на дату начала следующего квартала после отчетного, что не соответствует вышеуказанным требованиям.
По состоянию на дату начала проверки в нарушение требований п. 8.2.4 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" ОАО "УЛКЗ" на странице в сети Интернет не опубликован годовой отчет общества за 2008 год.
Представленный годовой отчет ОАО "УЛКЗ" за 2008 год на бумажном носителе по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым к нему п. 8.2.3 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УЛКЗ" за 2008 год в установленный законодательством срок на странице в сети Интернет не размещена.
Раскрытие информации путем опубликования на странице в сети Интернет сообщений об утверждении годовой бухгалтерской отчетности ОАО "УЛКЗ" не осуществляется.
В соответствии с подп. Б п. 8.7.1. ОАО "УЛКЗ" обязано раскрывать сведения "О раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности" путем опубликования в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления соответствующего события.
В нарушение вышеуказанных требований раскрытие информации путем опубликования вышеуказанного сообщения в ленте новостей ОАО "УЛКЗ" не осуществлялось.
Согласно п. 1.12 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ОАО "УЛКЗ" не осуществляет раскрытие информации путем опубликования на странице в сети Интернет сообщений об утверждении годовой бухгалтерской отчетности общества.
Обществом не осуществляется раскрытие сведений "О раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности" путем опубликования в ленте новостей.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
При этом данная редакция названной статьи КоАП РФ действует с момента вступления в законную силу Федерального закона от 09.02.2009 N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 9-ФЗ), который определен в соответствии с пунктом 4 этого закона - по истечении шестидесяти дней после его официального опубликования, то есть с 11 апреля 2009 года (дата опубликования 11 февраля 2009 года).
Кроме того, именно пунктом 3 части 1 Закона N 9-ФЗ часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ дополнена словами "об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах", чем установлен годичный срок давности привлечения к названной административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "УЛЗ" оспоренным постановлением от 17.08.2009 признано виновным в нарушении порядка раскрытия информации в области рынка ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством РФ о ценных бумагах, за что по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ обществу назначен административный штраф в минимальном размере - 700000 рублей.
Однако формулировка обвинения инкриминированного заявителю административного правонарушения, приведенная по тексту оспоренного постановления от 17.08.2009, не соответствует вышеприведенной диспозиции части 2 ст. 15.19 Кодекса в редакции Закона N 9-ФЗ, в соответствии с которой административным органом и было привлечено ОАО "УЛЗ".
При этом в соответствии с частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ в прежней редакции, действовавшей до принятия Закона N 9-ФЗ, нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влекло наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Таким образом, оспоренным постановлением от 17.08.2009 ФСФР фактически привлекло общество к административной ответственности за совершение поименованного административного правонарушения в старой редакции Кодекса, применив при этом санкцию в размере, установленном новой редакцией ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, что недопустимо в силу части 2 ст. 1.7 Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина юридического лица в силу требований ч. 2 ст. 2.1 Кодекса и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
При этом при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления отделение ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения им не исследовался. В нарушение ст. 29.10 Кодекса в обжалуемом постановлении ФСФР не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Так как отделением в оспариваемом постановлении вина общества не была установлена, вывод суда о доказанности в действиях ОАО "УЛЗ" состава инкриминированного ему административного правонарушения является ошибочным.
Также, при проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган и в вопросах правильности формулирования диспозиции совершенного привлекаемым лицом правонарушения, правильности применения норм права при квалификации действий этого лица и правильности назначенного ему административного наказания.
При таких обстоятельствах необоснованным является вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений административным органом порядка привлечения к административной ответственности общества, что, безусловно, влечет отмену оспариваемого постановления отделения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы в части возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, судом отклонены обоснованно, поскольку применение в конкретном случае положений ст. 2.9 Кодекса является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная платежным поручением от 23.10.2009 N 2387 за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежит возвращению ОАО "УЛЗ" из федерального бюджета.
Руководствуясь статей 176, частью 4 статьи 208, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 года по делу N А07-18731/2009 отменить.
Постановление от 17 августа 2009 года по делу N 42-09-172/ап Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-восточном регионе о привлечении открытого акционерного общества "Уфимский лакокрасочный завод" к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 700000 рублей, признать незаконным и отменить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Уфимский лакокрасочный завод" из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей уплаченной платежным поручением от 23 октября 2009 года N 2387 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18731/2009
Истец: ОАО "Уфимский лакокрасочный завод"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе