г. Челябинск
25 ноября 2009 г. |
N 18АП-10191/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2009 года по делу N А07-18249/2009 (судья Боброва С.А.), при участии: от отрытого акционерного общества "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" - Клубневой Е.А. (доверенность от 15.04.2009, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
отрытое акционерное общество "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "НСМК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - заинтересованное лицо, ФСФР, служба, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2009 N 42-09-187/ап о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06 октября 2009 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Список аффилированных лиц был представлен обществом в службу с незначительным нарушением срока, установленного предписанием.
Совершенное обществом правонарушение не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям.
Применение к обществу мер административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. не позволит обществу выйти из состояния банкротства, не смотря на принятие руководством и акционерами мер по урегулированию задолженностей перед кредиторами, и фактически приведет к полной остановке деятельности предприятия и его закрытию.
Служба представила письменный отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором отклонила ее доводы по мотивам, указанным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель ФСФР не явился.
С учетом мнения представителя ОАО "НСМК" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя административного органа.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения ОАО "НСМК" Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг", утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
В ходе проверки установлено, что в нарушение названного Положения общество не представило в установленный срок в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе список аффилированных лиц ОАО "НСМК" за 1-й квартал 2009 года.
04.06.2009 службой выдано предписание N 42-09-СК-02/3061 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации, а именно: 1) устранить нарушение законодательства о рынке ценных бумаг путем представления списка аффилированных лиц общества за 1-й квартал 2009 года, соответствующего указанным в предписании нормам, в ФСФР по адресу: 443100, г.Самара, ул. Галактионовская, д. 132; 2) исполнение предписания осуществить в 7-дневный срок со дня получения предписания.
Общество также было предупреждено об ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение указанного предписания в установленный срок.
Неисполнение обществом в установленный срок поименованного предписания явилось основанием для составления 01.07.2009 административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
17.08.2009 административным органом вынесено постановление N 42-09-187/ап о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб., что и послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, а также отсутствия правовых оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляет бездействие обязанного лица, которое заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н утверждено Положение "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг" (далее - Положение).
В соответствии с пп. "г" п. 8.1.1 Положения открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Пунктом 8.5.1. Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Согласно п. 8.5.2 Положения список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно Приложению 26 к настоящему Положению. Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
В силу пункта 8.5.3 Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, предписание административного органа не было обжаловано заявителем, в связи с чем, подлежало обязательному исполнению обществом.
Поскольку законное предписание службы в установленный срок исполнено не было, у административного органа имелись основания для привлечения общества к ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за его неисполнение.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
То есть, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью второй статьи 26.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему в вину правонарушения, при этом материалы настоящего дела не содержат доказательства принятия обществом мер по их недопущению.
Суд верно указал, что в соответствии с п. 8.5.3 Положения список аффилированных лиц должен был быть представлен в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. В данном случае не позднее 15 мая 2009 года. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации N 42-09-СК-02/3061 вынесено службой 04.04.2009. Обществу также было предоставлено время для исполнения указанного предписания - в течение семи дней с момента получения предписания.
При этом, отсутствие электроэнергии, введение в отношении общества процедуры наблюдения, отсутствие сотрудников не освобождает общество от исполнения обязанности по представлению списка аффилированных лиц в регистрирующий орган.
При указанных обстоятельствах, имея возможность для представления списка аффилированных лиц за 1 квартал 2009 года в ФСФР в установленный срок, общество не исполнило возложенной на него законом обязанности.
Следовательно, вывод суда о подтвержденности материалами дела наличия в действиях общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения, является правомерным.
Существенных нарушений требований Кодекса при привлечении общества к административной ответственности управлением не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции предписание получено обществом 15.06.2009, следовательно, срок исполнения предписания истек 23.06.2009 (семь рабочих дней пятидневной рабочей недели). Двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начал течь 24.06.2009, то есть 24.08.2009 - последний день, когда ОАО "НСМК" возможно привлечь к установленной ответственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, учитывая требования ч. 2 ст. 3.5, ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, приходит к выводу о том, что назначенное обществу наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей, соответствует указанным выше критериям.
Также являются обоснованными и выводы суда первой инстанции о неприменении в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения, а доводы апелляционной жалобы об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - несостоятельными и подлежащими отклонению.
В силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.
В данном случае административное правонарушение в виде невыполнения в срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа посягает на установленный порядок управления. Состав части 9 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным, для признания его оконченным наступление вредных последствий не требуется, поэтому данное правонарушение не может быть охарактеризовано как имеющее малозначительный характер.
При наложении административного штрафа на ОАО "НСМК" учтены характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. С учетом этих обстоятельств наложен минимальный размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ - 500 000 рублей. Назначение наказания ниже низшего предела Кодексом не допускается.
Таким образом, с учетом доказанности вины общества в совершении инкриминированного административного правонарушения, апелляционная инстанция считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба, доводы которой основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку верных выводов суда первой инстанции, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2009 года по делу N А07-18249/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18249/2009
Истец: ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10191/09