г. Челябинск
09 декабря 2009 г. |
N 18АП-10140/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 сентября 2009 года по делу N А76-14624/2009 (судья Попова Т.В.), при участии: от Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сидельниковой М.П. (доверенность N 5 от 24.12.2008, служебное удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" (далее - заявитель, общество, ЗАО "ЕПМК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, учреждение, ФСС) с заявлением о признании недействительным приказа от 29.04.2009 N 1059/09 (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об изменении предмета иска - л.д. 92-93).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29 сентября 2009 года по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке по следующим основаниям.
Вопрос, связанный с действием актов законодательства об обязательном социальном страховании, не урегулирован.
Поэтому, не оспаривая право ФСС в принципе устанавливать процентные надбавки к страховому тарифу на социальное страхование, полагает, что при разрешении указанного вопроса подлежит применению законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а именно положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учреждением письменный отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица устно возражал против доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФСС, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" зарегистрировано в качестве юридического лица в 1998 году, ОГРН 1027400562265, действует на основании устава (л.д. 7-9).
Учреждением, на основании и во исполнение постановления от 30.03.2009 N 77 Фонда социального страхования Российской Федерации (л.д. 28), 29.04.2009 издан приказ N 1059/09, которым ЗАО "ЕПМК" установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с мая месяца 2009 года в размере 40 процентов (л.д. 22), что и послужило поводом для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что положения налогового законодательства, в частности ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на правоотношения, связанные с установлением надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд пришел к выводу о том, что страховые тарифы, установленные обществу с учетом надбавок за 2009 год в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 207), должны уплачиваться страхователем с мая 2009 года, а не с 01 июля 2009 года, что соответствует ст. 1, п. 2 ст. 5, ст. 12 и ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и не влечет ухудшения положения плательщика данных взносов.
Между тем судом не учтено следующее.
Надбавка к страховому тарифу является составной частью страхового взноса в ФСС в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила), период, на который устанавливаются надбавки, составляет календарный год.
Ежеквартальная отчетность страхователей по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утверждаемой страховщиком, и представление ее страховщику в установленный им срок, предусмотрена п. 13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184.
В связи с изложенным, учитывая особенности определения ст. 22 Закона N 125-ФЗ источника уплаты надбавок к страховому тарифу (за счет чистой прибыли, которая формируется по итогам календарного года), расчетным периодом для страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является календарный год, а отчетным периодом - квартал.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) органы государственных внебюджетных фондов являются участниками правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В связи с этим отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц, регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которыми (Закон N 165-ФЗ и федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования) вопрос, связанный с действием актов законодательства об обязательном социальном страховании не урегулирован.
Следовательно, в разрешении указанного вопроса подлежит применению законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей Кодекса.
Поэтому применение заинтересованным лицом с мая 2009 года положений постановления ФСС от 30.03.2009 N 77 противоречит ст. 5 НК РФ.
Таким образом, судебный акт подлежит отмене с удовлетворением требований ЗАО "ЕПМК" о признании недействительным приказа от 29.04.2009 N 1059/09.
Судебные расходы подлежат распределению согласно положений ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., что видно из платежного поручения от 29.06.2009 N 2576 (л.д. 6), а также по апелляционной жалобе уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., что подтверждается платежным поручением от 21.10.2009 N 2696 (л.д. 114), которые подлежат взысканию с учреждения в пользу общества.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29 сентября 2009 года по делу N А76-14624/2009 отменить.
Заявленные закрытым акционерным обществом "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ от 29 апреля 2009 года N 1059/09 Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Взыскать с Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу закрытого акционерного общества "Еманжелинская передвижная механизированная колонна" уплаченные за подачу заявления сумму государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе сумму государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14624/2009
Истец: ЗАО "Еманжелинская передвижная механизированная колонна", ЗАО "Еманжелинская ПМК"
Ответчик: ГУ - ЧРО ФССС РФ в лице Южноуральского филиала N 1, ГУ ЧРО ФСС РФ Южноуральский филиал N 10
Третье лицо: ГУ ЧРО ФСС РФ, ГУ ЧРО ФСС РФ филиал N 10