г. Челябинск |
|
"15" декабря 2009 г. |
Дело N А07-17104/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2009 по делу N А07-17104/2009 (судья Хафизова С.Я.), при участии: от ООО "Вектор" - Токаренко Л.А. (паспорт, доверенность N 7715 от 31.07.2009),
УСТАНОВИЛ:
прокуратура г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Вектор") к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25 сентября 2009 г. по настоящему делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с описательной частью указанного решения, считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно ч.1 ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
В апелляционной жалобе просит решение в части признания судом первой инстанции того обстоятельства, что действия ООО "Вектор" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ изменить, указывая на то, что порядок проведения стимулирующих лотерей, регулируемый указанной выше нормой права, в части направления уведомления в уполномоченный орган, применим к организатору стимулирующей лотереи - обществу с ограниченной ответственности "Прометей", а не к заявителю, который в силу договора N 0003 от 30.06.2009 является оператором всероссийских бестиражных лотерей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель прокуратуры г. Стерлитамак Республики Башкортостан не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии прокурора.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" поставлено на учет инспекцией Федеральной налоговой службой по Советскому району г. Уфы ОГРН 1080278005620 (л.д. 17).
Прокуратурой г.Стерлитамак совместно со Стерлитамакским МОРО ОРЧ КМ по линии НП N 3 в ходе мероприятий по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации в области организации игорного бизнеса на территории Российской Федерации проведена проверка развлекательного клуба "Лото-Клуб" ООО "Вектор, расположенного по адресу: г.Стерлитамак, ул. Вокзальная,7/1.
По результатам проверки прокуратурой г.Стерлитамак вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту осуществления ООО "Вектор" по адресу: г. Стерлитамак, ул.Вокзальная,7/1 под видом проведения стимулирующей лотереи деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием тридцати пяти игровых автоматов без специального разрешения (лицензии).
Заместителем прокурора г.Стерлитамак 11.08.2009 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Вектор" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ст. 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Вектор" к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что прокуратурой нарушена процедура привлечения общества к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
На основании статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по организации и проведению азартных игр и(или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.
Согласно части 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1); выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4); игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Таким образом, действия юридического лица, осуществляющего проведение азартных игр с использованием игровых автоматов при отсутствии лицензии является нарушением требований Федерального закона N 128-ФЗ, в связи с чем, виновное лицо подлежит административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем, наличие в игровом аппарате устройства для приема и выдачи денежных знаков не является обязательным требованием.
Вместе с тем, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с договором от 30.06.2009 на оказание услуг, заключенным между ООО "Вектор" и ООО "Прометей", ООО "Прометей" являясь оператором всероссийских негосударственных бестиражных лотерей "Игромания 100", "Игромания 500", "Игромания 1000" передает лотерейные билеты для распространения ООО "Вектор", а ООО "Вектор" за вознаграждение принимает и распространяет (реализует) их в соответствии с условиями договора. ООО "Прометей" являясь организатором всероссийской стимулирующей лотереи "Лотомания" поручает, а ООО "Вектор" принимает на себя обязательство выполнять функции оператора стимулирующей лотереи "Лотомания", а именно проводить розыгрыш призового фонда на лотерейном оборудовании и выплачивать выигрыши.
Однако из устава ООО "Вектор" и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что в списке основных видов деятельности ООО "Вектор" отсутствует указание на вид деятельности - проведение стимулирующей лотереи.
Вместе с этим судом отмечено, что в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств направления обществом в орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления уведомления о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном законом, а также судом не выявлен товар или услуга с реализацией которого непосредственно связано проведение такой лотереи.
Таким образом, по мнению апелляционной инстанции, материалами дела доказан факт осуществления ООО "Вектор" в нарушение законодательства без выданного в установленном порядке специального разрешения деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, а не деятельности по проведению стимулирующей лотереи, что достаточно обоснованно мотивировано в обжалованном судебном решении.
На основании изложенного подлежит отклонению довод подателя апелляционной жалобы о том, что деятельность ООО "Вектор" соответствует ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.09.2009 по делу N А07-17104/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17104/2009
Истец: Прокуратура г. Стерлитамак, Прокуратура г. Стерлитамак Республики Башкортостан, Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчик: ООО "Вектор"