г. Челябинск
08 июня 2011 г. |
N 18АП-4960/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Учалинский ГОК" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2011 по делу N А07-19724/2010 (судья Айбасов Р.М.),
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Учалинский ГОК" - Танцикужина А.Ф. (доверенность от 18.01.2011 N 16), Ахметшин А.А. (доверенность от 10.12.2010 N 179);
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан - Муллаянова Диана Инзилевна (доверенность от 11.01.2011 N 5);
открытое акционерное общество "Учалинский ГОК" (далее также - заявитель, акционерное общество, ОАО "Учалинский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Федеральному государственному учреждению Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан (далее также - заинтересованное лицо, учреждение, ФГУ "ЗКП") о признании незаконным решения ФГУ "ЗКП" от 30.06.2010 N Ф67/10-01-0062 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях". Просил кадастровую стоимость земельных участков считать установленной в размере, соответствующему размеру до принятия решения от 30.06.2010 N Ф67/10-01-0062, рассчитанном с применением удельного показателя кадастровой стоимости 9-ой группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; обязать ФГУ "ЗКП" отразить в государственном кадастре недвижимости кадастровую стоимость за 2008-2009 гг. и по состоянию на 01.01.2010:
по земельному участку 02:67:010304:29 - 999 247 руб. 08 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:79 - 26 099 037 руб. 84 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:33 - 15 316 974 руб. 45 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:104 -7 991 529 руб. 96 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:141 - 438 950 руб. 40 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:133 - 2 793 899 руб. 70 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:126 - 2 299 100 руб. 70 коп.;
по земельному участку 02:67:010304:103 - 3 367 572 руб. 60 коп. (требования изложены с учетом их уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее также - третье лицо, Управление Росреестра).
Решением суда от 24.03.2011 (резолютивная часть от 18.03.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ОАО "Учалинский ГОК" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судом материального права и неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств.
Считает, что судом сделан неверный вывод относительно изменения разрешенного использования земельных участков, поскольку постановление Администрации Учалинского района и города Учалы от 22.12.2005 о предоставлении земельных участков в аренду и согласования выкупа земельных участков, не свидетельствует об изменении вида разрешенного использования по правилам Земельного и Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этой связи, у ФГУ "ЗКП" не имелось предусмотренных статьей 28 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) оснований для исправления технической ошибки в кадастровых сведениях. Указал, что с заявлением о внесении изменений вида разрешенного использования ОАО "Учалинский ГОК" не обращался.
Полагает, что судом не дана оценка правомерности расчета кадастровой стоимости, на основании удельных показателей, примененных без учета требований Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке) и вида деятельности предприятия. Ссылается на несоблюдение определенного названными рекомендациями порядка определения кадастровой стоимости, основанного на применении сведений о виде разрешенного использования, предусмотренных Типовым перечнем разрешенного использования.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указал, что судом не учтено наличие нарушений прав общества, связанных с доначислением и доплате в бюджет сумм земельного налога.
ФГУ "ЗКП" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве заинтересованное лицо ссылается на изменение разрешенного использования земельного участка постановлением Администрации Учалинского района и города Учалы от 22.12.2005. Указало, что вид разрешенного использования земельного участка является показателем, учитываемым при проведении государственной кадастровой оценки земель, которая утверждается Управлением Росреестра. Считает, что подготовленные ФГУ "ЗКП" сведения об отнесении земельных участков к видам разрешенного использования (группам разрешенного использования) соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представитель Управления Росреестра не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
С учетом мнения представителей подателя жалобы, заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Управления Росреестра.
В судебном заседании представители подателя жалобы и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Администрации города Учалы и Учалинского района от 29.04.1994 N 04-42УД и государственным актом на право владения, постоянного пользования землей РБ-67-021 акционерному обществу "Учалинский ГОК" для промышленного производства в постоянное пользование был отведен земельный участок общей площадью 1236,5 га (л.д. 24-29, т. 1).
В результате проведенных в 2004 году землеустроительных работ был сформирован земельный участок с кадастровым номером 02:67:000000:0010, площадью 12055000 кв.м (кадастровый план от 01.04.2004 N 267/04-0377 на л.д. 30-31, т. 1).
В 2005 году в результате размежевания исходного земельного участка с кадастровым номером 02:67:000000:0010 были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 02:67:010304:29, 02:67:010304:33, 02:67:010304:79, 02:67:010304:103, 02:67:010304:104, 02:67:010304:126, 02:67:010304:133, 02:67:010304:141 с указанием вида разрешенного использования - "под промышленные предприятия".
На основании письма ОАО "Учалинский ГОК" от 19.10.2005 N 014-047 (л.д. 132, т. 1) постановлением от 22.12.2005 N 12-1546 УД Администрации Учалинского района и города Учалы (л.д. 135-139, т. 1) было отменено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1236,5 га. Указанным постановлением принято решение о предоставлении права аренды земельных участков по списку (пункты NN 2.1-2.3) для использования в целях обслуживания промышленного предприятия, а также согласован выкуп земельных участков по списку (пункт N 7) с указанием целей использования - обслуживания столовой, гаража, здания ССР1, пожарной части и других.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:29, 02:67:010304:103, 02:67:010304:126 указано на предоставление для использования в целях обслуживания столовой. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:33, 02:67:010304:79, 02:67:010304:104 указано на предоставление для использования в целях обслуживания гаража. В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:133 указано на предоставление для использования в целях обслуживания пожарной части. В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:141 указано на предоставление для использования в целях обслуживания здания ССР1.
Из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что общество является собственником указанных земельных участков. Указанное в правоустанавливающих документах разрешенное использование земельных участков соответствует приведенному выше (л.д. 122-128, т. 2).
По обращению ОАО" Учалинский ГОК" в ФГУ "ЗКП" от 27.12.2005 о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра на основании вновь представленных документов (постановления Администрации Учалинского района и города Учалы от 22.12.2005 N 12-1546 УД) (л.д. 91, т. 2), рассмотренному в 2008 году, ФГУ "ЗКП" были внесены изменения в разрешенное использование земельных участков.
При сопоставлении кадастровых планов земельных участков по состоянию на 19.09.2007 и 30.01.2008 (л.д. 32-77, т. 1 и л.д. 78-123, т. 1 соответственно) усматривается изменение разрешенного использования земельных участков путем указания вместо разрешенного использования - "под промышленные предприятии", указание - "для обслуживания гаража, столовой, пожарной части, ССР1" без изменения кадастровой стоимости.
Письмом от 11.06.2010 N 06874/219 (л.д. 49, т. 2) Управление Росреестра сообщило ФГУ "ЗКП" о том, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:29, 02:67:010304:33, 02:67:010304:79, 02:67:010304:103, 02:67:010304:104, 02:67:010304:124, 02:67:010304:126, 02:67:010304:133, 02:67:010304:141 не пересчитана, и указало на необходимость в установленном порядке принять решение об исправлении технической ошибки в части пересчета кадастровой стоимости, в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
В связи с выявлением технической ошибки в кадастровых сведениях, ФГУ "ЗКП" 30.06.2010 было принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях N Ф67/1001-0062 (л.д. 125, т. 1). В решении указано на включение в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении разрешенного вида использования, без пересчета кадастровой стоимости и необходимости подготовки на проверку и утверждение акта об определении кадастровой стоимости.
В подготовленном ФГУ "ЗКП" и утвержденном Управлением Росреестра 20.07.2010 акте определения кадастровой стоимости (л.д. 104-105, т. 2):
- по земельным участкам с кадастровым номером 02:67:010304:33, 02:67:010304:79, 02:67:010304:104 - кадастровая стоимость рассчитана для вида разрешенного использования "для обслуживания гаража" с применением удельного показателя кадастровой стоимости 3-ей группы - "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" в размере 1140,53 руб./кв.м, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 (в ред. от 30.06.2008 N 223);
- по земельному участку с кадастровым номером 02:67:010304:141 - кадастровая стоимость рассчитана для вида разрешенного использования "для обслуживания здания с применением удельного показателя кадастровой стоимости 7-ой группы "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и в размере 4305,18 руб./кв.м, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 (в ред. от 30:06.2008 N 223);
- по земельному участку с кадастровым номером 02:67:010304:133 - кадастровая стоимость рассчитана для вида разрешенного использования "для обслуживания пожарной части" с применением удельного показателя кадастровой стоимости 13-ой группы как земельные участки, прочих объектов обороны и безопасности в размере 383,93 руб./кв.м, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 (в ред. от 30.06.2008 N 223);
- по земельным участкам с кадастровыми номерами 02:67:010304:29, 02:67:010304:103, 02:67:010304:126 кадастровая стоимость рассчитана для вида разрешенного использования "для обслуживания столовой" с применением удельного показателя кадастровой стоимости 5-ой группы "земельные участки, предназначенные для размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и размере 4597,85 руб./кв.м, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2007 N 383 (в ред. от 30.06.2008 N 223).
Полагая, что изменение разрешенного вида использования не произошло, а потому отсутствовали основания для пересчета кадастровой стоимости земельных участков, ОАО "Учалинский ГОК" оспорило принятое ФГУ "ЗКП" решение как несоответствующее части 3 статьи 28 Закона о государственном кадастре и нарушающее его права в части увеличения размера подлежащего уплате земельного налога.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Учалинский ГОК", суд первой инстанции исходил из несоответствия сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, сведениям, содержащимся в решении органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявителю, поскольку кадастровая стоимость определена без учета изменения разрешенного использования земельного участка. Признав такие несоответствия технической ошибкой, подлежащей исправлению в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о кадастре недвижимости, суд не согласился с доводами заявителя о нарушении норм закона ФГУ "ЗКП".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пунктов 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, данное агентство в 2005-2008 году осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости в силу пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Управление Росреестра, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 названного Положения).
Приказом от 18.05.2009 N 21 Управление Росреестра с 01.06.2009 наделило ФГУ "ЗКП" по Республике Башкортостан полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом о кадастре недвижимости (л.д. 52, т. 1).
На основании пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названных Законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
По смыслу приведенных положений, к возникновению технической ошибки приводят действия самого кадастрового органа неверно отразившего сведения в государственном кадастре недвижимости по сравнению с теми документами, на основании которых были внесены соответствующие сведения.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Закона сведений, осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования. В Методических рекомендациях, в числе прочих, названы следующие виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания; земельные участки, прочих объектов обороны.
Согласно пункту 2.6.4 Методических указаний, расчет кадастровой стоимости земельных участков производится путем умножения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе данных видов разрешенного использования на площадь земельных участков.
Таким образом, сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка должны соответствовать разрешенному использованию земельного участка.
Имеющиеся в материалах дела сведения позволяют сделать вывод о том, что при изменении разрешенного использовании (назначения) предоставленных заявителю земельных участков, размер кадастровой стоимости, отраженный в государственном кадастре, ему не соответствовал. Названное свидетельствует о наличии технической ошибки и необходимости ее исправления.
Доводы подателя апелляционной жалобы, которые по существу являются несогласием с оценкой наличия изменения разрешенного использования земельного участка, судебной коллегией не принимаются.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, принимается главой местной администрации (с учетом публичных слушаний, либо без проведения таковых).
С учетом изложенного, путем издания постановления от 12.12.2005 N 12-1546 УД главой администрации было определено разрешенное использование вновь сформированных земельных участков (статьи 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Названные действия органа местного самоуправления не оспорены.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии изменения разрешенного использования земельных участок по сравнению с определенным ранее, опровергается буквальным содержанием вышеназванного постановления, в котором указано как на формирования земельного участка для размещения промышленного предприятия, так и объектов для иных видов использования. Такие виды использования как использование для размещения гаражей, столовых, офисных зданий и пожарной части являются самостоятельными.
То обстоятельство, что фактическую эксплуатацию указанных объектов осуществляет промышленное предприятие ОАО "Учалинский ГОК", не свидетельствует об отсутствии самостоятельности разрешенного использования земельных участков, которое определяется в зависимости от размещенного на земельном участке объекта.
Правомерность изменения разрешенного вида использования земельного участка при принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка, в рамках спора о соответствии закону решения об исправлении технической ошибки, не подлежит оценке. Вместе с тем, отражение разрешенного вида использования земельного участка в документах кадастрового учета и документах о государственной регистрации права собственности на земельный участок, объективно свидетельствует о его установлении.
Для решения вопроса об исправлении технической ошибки, Законом о кадастре недвижимости не предусмотрен исключительно заявительный порядок. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости предусмотрено исправление технической ошибки, обнаруженной органом кадастрового учета. В этой связи, утверждение заявителя о том, что он не обращался к заинтересованному лицу с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка, не исключает необходимости принятия решения в порядке статьи 28 Закона о кадастре недвижимости.
В рамках рассмотрения спора о недействительности решения об исправлении технической ошибки, доводы подателя апелляционной жалобы, касающиеся неправильного расчета кадастровой стоимости, вследствие применения удельных показателей кадастровой стоимости, не подлежащих применению, правового значения не имеют. В целях квалификации законности решения об исправлении технической ошибки, подлежат оценке обстоятельства соответствия внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений, сведениям, указанным в правоустанавливающих документах. Действия по внесению в кадастр новых (исправленных) сведений о кадастровой стоимости и ее определению носят самостоятельный характер.
Названный вывод, кроме того, следует из отсутствия компетенции ФГУ "ЗКП" по определению кадастровой стоимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки (пункт 5.2.1 Положения).
К компетенции ФГУ "ЗКП" с учетом приказа от 18.05.2009 N 21 Управления Росреестра с 01.06.2009 о наделении ФГУ "ЗКП" по Республике Башкортостан полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренными Законом о кадастре недвижимости отнесены лишь полномочия определенные названным законом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости такими полномочиями являются ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровая деятельность.
Исходя из содержания пунктов 1, 3, 4 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости, которые определяют, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, а кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом, деятельность по проведению кадастровой оценки, к компетенции ФГУ "ЗКП" отнесены полномочия по ведению государственного кадастра и внесению в реестр сведений о внесении кадастровой стоимости земельного участка.
Доказательств наделения ФГУ "ЗКП" полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки, то есть определению кадастровой стоимости земельных участков (определяемой, в том числе в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка), суду не представлено.
Из содержания обжалуемого решения видно, что ФГУ "ЗКП" принято решение о подготовке акта об определении кадастровой стоимости. Его утверждение, то есть фактическое придание юридической силы документу об определении кадастровой стоимости произведено Управлением Росреестра, о чем имеется соответствующая запись от 20.07.2010 (л.д. 104, т. 2). Таким образом, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость, принадлежащих заявителю земельных участков, определена позднее принятии обжалуемого решения.
Поскольку обжалуемое решение об исправлении технической ошибки не является актом об установлении кадастровой стоимости, довод заявителя о наличии нарушений прав, в связи с его принятием, не доказан. Подготовительные действия государственного органа прав заявителя не нарушают.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Учалинский ГОК" была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., которая в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.03.2011 по делу N А07-19724/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Учалинский ГОК" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Учалинский ГОК" из федерального бюджета 1000 руб. - сумму государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.11.2010 N 6748.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19724/2010
Истец: ОАО "Учалинский ГОК"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" г. Уфа, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РБ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ