г. Вологда
07 июня 2010 г. |
Дело N А13-1108/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Продторг" Пестерева И.В. по доверенности от 01.03.2011, от Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области Сальниковой М.Н. по доверенности от 10.04.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 апреля 2011 года по делу N А13-1108/2011 (судья Логинова О.П.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Продторг" (город Вологда, ОГРН 1053500150538, ИНН 3525158650) (далее - общество, ООО "Продторг") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (город Вологда, ОГРН 1043509972230, ИНН 3525141575) (далее - управление, Росприроднадзор) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1 и 2 кварталы 2010 года в сумме 92 430 рублей 08 копеек, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, принять решение о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды в сумме 92 430 рублей 08 копеек, в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом).
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что лица, осуществляющие хранение отходов в специализированных контейнерах на площадках или в специализированных помещениях в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании не согласился с жалобой, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество за 4 квартал 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-4 кварталы 2009 года, за 1 и 2 кварталы 2010 года представляло расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, и перечислило платежи за указанные периоды в общей сумме 92 430 рублей 08 копеек, что подтверждается представленными платежными поручениями и не оспаривается управлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, в том числе и по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество 13.11.2010 представило в Росприроднадзор уточненные нулевые расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-4 кварталы 2009 года, 1 и 2 кварталы 2010 года, а также направило заявление, в котором просило принять уточненные расчеты и возвратить ООО "Продторг" ранее уплаченные денежные средства за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление в письме от 13.12.2010 N 07-16/2564 отказало в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду и предложило представить расчет платы за негативное воздействие за 3 квартал 2010 года. В обоснование отказа в возврате денежных средств управление указало, что общество является собственником отходов, следовательно, должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2009 году Северным управлением Ростехнадзора для общества утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Общество представляло расчеты платы, вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым подтверждало факт оказания негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Не согласившись с указанными действиями управления, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
На основании статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается обществом, что в процессе его деятельности образуются отходы, при размещении которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что последнее использует мусорные контейнеры, расположенные по адресам: город Вологда, улица Лермонтова, дом 19 и улица Сергея Орлова, дом 6, при этом контейнерная площадка за ООО "Продторг" на каком-либо праве не закреплена.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие, что обществом созданы объекты размещения отходов в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 89-ФЗ, а также их внесение в государственный реестр объектов размещения отходов.
Доводы управления о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на собственника отходов, оценены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Действительно, в спорных периодах у ООО "Продторг" были заключены договоры на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, на их прием и захоронение с муниципальным унитарным предприятием "Спецавтохозяйство", закрытым акционерным обществом "Экопром-Вологда", обществом с ограниченной ответственностью "Титан".
Однако, законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Вместе с тем управление не представило доказательств хранения обществом отходов в объектах размещения отходов (организованных в соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ), а также доказательств самостоятельного их захоронения.
Следовательно управление не доказало факт размещения обществом отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, а следовательно, наличие у ООО "Продторг" обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в спорные периоды.
При названных обстоятельствах следует признать, что общество не является субъектом, который в силу Закона N 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Продторг" о признании незаконными действий Росприроднадзора по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 4 квартал 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1 и 2 кварталы 2010 года в сумме 92 430 рублей 08 копеек.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 апреля 2011 года по делу N А13-1108/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1108/2011
Истец: ООО "ПродТорг"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области