г.Челябинск |
|
03 декабря 2009 г. |
Дело N А07-13479/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Богдановской Г.Н. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Леухиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2009 г. по делу N А07-13479/2009 (судья Раянов М.Ф.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" - Мамшевой Е.В. (доверенность N 10/09-Ю от 14.01.2009); от Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан - Султанова О.Р. (доверенность от 01.04.2009 N 1/823-13); от открытого акционерного общества "Башкирнефтепродукт" - Гималетдиновой И.М. (доверенность б/н от 12.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (далее - ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) и к открытому акционерному обществу "Башкирнефтепродукт" (далее - ОАО "Башкирнефтепродукт") о признании недействительным Постановления главы администрации городского округа город Уфа от 23.11.2007 N 7400 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся вдоль дороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка", о признании недействительным Постановления главы администрации городского округа город Уфа от 11.03.2008 N 1234 "О предоставлении ОАО "Башкирнефтепродукт" земельного участка, находящегося вдоль автодороги Уфа - Шакша в Калиниском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства АЗС" и о признании недействительным договора аренды земельного участка N 1730-08 от 23.09.2008, заключенного между Администрацией г.Уфы и ОАО "Башкирнефтепродукт".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2009 (резолютивная часть объявлена 29.09.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным судебным актом не согласился заявитель и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на необоснованность вывода суда о том, что заявителем пропущен установленный ч.4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления по настоящему делу о признании ненормативных правовых актов недействительными. О нарушении своих прав и законных интересов заявитель узнал только 04.06.2009, по результатам письменного обращения в Прокуратуру г.Уфы.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда об отсутствии нарушений земельного и градостроительного законодательства при издании оспариваемых актов ошибочен.
В связи с тем, что предоставляемый ОАО "Башкирнефтепродукт" земельный участок находился на землях в зоне С-2, на которых строительство АЗС было запрещено на момент издания оспариваемых постановлений, у Администрации отсутствовали законные основания для его предоставления ОАО "Башкирнефтепродукт" с видом деятельности "С-2" под строительство АЗС.
Издавая оспариваемые акты в нарушение закона, Администрация городского округа г.Уфа отдала предпочтение ОАО "Башкирнефтепродукт" в предоставлении земельного участка, тем самым создав дискриминационные условия для заявителя, что свидетельствует о нарушении Администрацией городского округа г.Уфа Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 при вынесении оспариваемых постановлений.
На апелляционную жалобу поступил отзыв ОАО "Башкирнефтепродукт". Общество считает решение суда законным и обоснованным, оспариваемые ненормативные акты - соответствующими действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Решение суда считает подлежащим отмене.
Представитель Администрации в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда считает законным и обоснованным.
Представитель ОАО "Башкирнефтепродукт" считает решение суда законным и обоснованным.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из письменных материалов дела, 16.05.2005 заявитель обратился в Администрацию г.Уфы с заявлением о выделении земельного участка для проектирования и строительства автозаправочных станций у проектируемой автодороги Уфа-Шакша, восточнее Черниковского лесничества (л.д.39, том 1).
Заявителем получен проект Постановления главы администрации г.Уфы "О проектировании автозаправочной станции на автодороге Уфа-Шакша" в Калининском районе г.Уфы (л.д.40 том 1).
Во исполнение пп. 2.3, 2.4 указанного проекта постановления заявителем заключен договор о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка, с ГУ "Башкирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства".
24.11.2005 Администрацией г.Уфы принято постановление N 5503 о приостановлении оформления разрешительной документации на проектирование автозаправочных и автогазозаправочных станций на территории г.Уфы, постановлением главы Администрации г.Уфы от 30.12.2005 Постановление от 24.11.2005 признано утратившим силу.
24.10.2007 письмом N 7-13274/ПР заместитель начальника Главархитектуры г.Уфы отказывает ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" в предоставлении земельного участка со ссылкой на постановление Администрации г.Уфы N 5503 от 24.11.2005 и СНиП 2.07,01-89* (Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
Аналогичный земельный участок, расположенный на автодороге "Уфа-Шакша", предоставлен Администрацией г.Уфы ОАО "Башкирнефтепродукт" на основании обращения последнего от 03.08.2006, постановления главы администрации городского округа город Уфа от 27.09.2006 N 181/С, постановления главы администрации городского округа город Уфа от 23.11.2007 N 7400 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся вдоль дороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка", постановления главы администрации городского округа город Уфа от 11.03.2008 N 1234 "О предоставлении ОАО "Башкирнефтепродукт" земельного участка, находящегося вдоль автодороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства АЗС".
Считая данные постановления нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, изданными с нарушениями земельного и градостроительного законодательства, а именно ст.ст. 30, 78 Земельного кодекса РФ, Правил землепользования в г.Уфе (утверждены Решением Уфимского городского Совета РБ от 17.02.2005 N 11/11), Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа (утверждены решением Совета городского округа город Уфа от 26.12.2006 N 20/17), а также принятыми в нарушение ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением. Кроме того, заявитель просит признать недействительным договор аренды земельного участка N 1730-08 от 23.09.2008.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что истцом пропущен предусмотренный частью 4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование указанного постановления. Оснований для признания недействительными оспариваемых Постановления главы администрации городского округа город Уфа от 23.11.2007 N 7400 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся вдоль дороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждении акта выбора земельного участка", Постановления главы администрации городского округа город Уфа от 11.03.2008 N 1234 "О предоставлении ОАО "Башкирнефтепродукт" земельного участка, находящегося вдоль автодороги Уфа - Шакша в Калиниском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан для проектирования и строительства АЗС" не имеется.
Также суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным договора аренды земельного участка N 1730-08 от 23.09.2008, заключенного между Администрацией г.Уфы и ОАО "Башкирнефтепродукт", поскольку предметом данного договора является земельный участок, на который у истца отсутствуют какие-либо права.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, заявителю следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что заявителем пропущен установленный ч.4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления по настоящему делу отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, заявитель узнал о нарушении своих прав в октябре 2007 года, получив письмо Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан N 7-13274/ПР от 24.10.2007, в котором сообщалось о приостановлении оформления разрешительной документации на проектирование автозаправочных станций на территории г.Уфы и невозможности предоставления земельных участков под строительство автозаправочных станций (т.1 л.д. 42).
Кроме того, в соответствии с п.3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
24.11.2006 в газете "Вечерняя Уфа" было опубликовано извещение о проектировании и строительстве автозаправочной станции, расположенной вдоль строящейся автодороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.
Обращений по поводу указанного объявления в Администрацию Калининского района городского округа г.Уфа не поступало (письмо N 17/13 от 23.01.2007).
Довод заявителя о том, что он узнал о нарушении своего права лишь 04.06.2009, не подтверждается материалами дела.
С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока заявитель не обращался.
Доказательств того, что сроки, предусмотренные законодательством для обращения с заявлением о защите нарушенных прав в суд, были пропущены по уважительным причинам, заявителем также не представлены.
Довод заявителя о том, что вывод суда об отсутствии нарушений земельного и градостроительного законодательства при издании оспариваемых актов ошибочен, также подлежит отклонению.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок выбора земельного участка определен статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела, ОАО "Башкирнефтепродукт" обратилось в Администрацию г.Уфы с заявлением о выборе земельного участка для строительства АЗС вдоль автодороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.08.2006.
Постановлением главы Администрации г.Уфы от 23.11.2007 N 7400 утверждены акт выбора земельного участка от 27.09.2006 N А-181/с и предварительное согласование места размещения объекта.
Согласно п. 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Постановлением главы Администрации г.Уфы от 11.03.2008 ОАО "Башкирнефтепродукт" предоставлен земельный участок площадью 5 122 кв.м, расположенный вдоль автодороги Уфа-Шакша в Калининском районе городского округа город Уфа, для проектирования и строительства АЗС в аренду сроком на три года. На основании данного постановления с ОАО "Башкирнефтепродукт" заключен договор аренды земельного участка от 23.09.2008 N 1730-08.
По результатам рассмотрения обращения заявителя Прокуратурой г.Уфы установлено, что на момент утверждения акта выбора земельного участка и предоставления земельного участка, расположенного вдоль дороги Уфа-Шакша в Калининском районе г.Уфы, для проектирования и строительства АЗС ОАО "Башкирнефтепродукт" оснований для принятия указанных решений у администрации г.Уфы не имелось, в связи с тем, что земельный участок находится в территориальной зоне С-2/54, предназначенной для ведения сельскохозяйственной деятельности, где испрашиваемый заявителем вид функционального использования - автозаправочная станция - запрещен.
Как отмечено в Представлении прокурора города Уфы об устранении нарушений земельного, градостроительного законодательства от 15.01.2009, вынесенного в адрес главы администрации г.Уфы, после утверждения Советом городского округа город Уфа решением от 22.08.2008 N 174 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан в новой редакции, вышеуказанный земельный участок переведен в территориальную зону С-1, где строительство автозаправочных станций разрешено пунктом 50.3.5. Правил.
Довод заявителя о нарушении Администрацией городского округа г.Уфа Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 при вынесении оспариваемых постановлений является несостоятельным.
Как следует из схемы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.09.2009, земельный участок, предоставленный ОАО "Башкирнефтепродукт" не является земельным участком, за предоставлением которого ранее обращался заявитель.
Данное обстоятельство также подтверждено письмом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20.06.2008.
Заявитель не предоставил в материалы дела доказательств того, что предоставление земельного участка ОАО "Башкирнефтепродукт" явилось причиной для отказа ему в предоставлении земельного участка.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" оспариваемыми постановлениями Администрации г.Уфы.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка N 1730-08 от 23.09.2008 заключен после утверждения Советом городского округа город Уфа решением от 22.08.2008 N 174 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан в новой редакции, которым вышеуказанный земельный участок переведен в территориальную зону С-1, где строительство автозаправочных станций разрешено пунктом 50.3.5. Правил.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации применение последствий недействительности ничтожной сделки является одним из способов защиты гражданских прав.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации с таким требованием может обратиться любое заинтересованное лицо.
Заинтересованным лицом можно считать лицо, чьи права и законные интересы будут восстановлены в случае приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение.
ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" не является стороной оспариваемого договора аренды земельного участка; земельный участок, предоставленный по оспариваемому договору ОАО "Башкирнефтепродукт" не является земельным участком, за выделением которого ранее обращался заявитель, в связи с чем заявитель не может быть признан заинтересованным лицом, обладающим правом на оспаривание данной сделки, поскольку его права оспариваемыми сделками не нарушены.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, нет оснований для признания недействительным договора аренды земельного участка N 1730-08 от 23.09.2008, заключенного между Администрацией г.Уфы и ОАО "Башкирнефтепродукт".
Выводы суда первой инстанции основаны на законе и соответствуют материалам дела, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2009 г. по делу N А07-13479/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13479/2009
Истец: ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа г. Уфа РБ, ОАО "Башкирнефтепродукт"
Третье лицо: ООО "Строй-Ойл-Уфа"