г. Челябинск
11 декабря 2009 г. |
N 18АП-10673/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2009 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2009 по делу N А76-19105/2009 (судья Первых Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Юшковой Виктории Александровны (далее по тексту - ответчик, предприниматель, Юшкова В.А.) штрафа в сумме 386 руб. за не предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда РФ.
Фонд ссылается на то, что в нарушение ч.3 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), предприниматель не предоставила сведения данного учета за 2008 год. Ей было направлено требование о добровольной уплате штрафа, которое в срок не исполнено (л.д.2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.09.2009 года в удовлетворении требований фонда отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования фонда о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не доказаны и не подтверждены материалами дела. Действующее законодательство не относит индивидуальных предпринимателей, которые не обязаны уплачивать взносы за застрахованных лиц, к числу "страхователей", не установлена форма для такого вида отчета, отсутствует обязанность представлять указанный отчет (л.д. 24-25).
В апелляционной жалобе, поступившей 10.11.2009, фонд просит решение суда отменить. Индивидуальные предприниматели относятся к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, он обязан ежегодно представлять сведения об уплаченных страховых взносах с копией платежного документа до первого марта следующего года. За 2008 год эти сведения представлены не были, т.е. совершено нарушение.
Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Юшкова В.А. зарегистрирована в качестве страхователя в ГУ УПФР в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области, а также в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 9-10).
Наемных работников предприниматель не имеет, вносит в фонд фиксированный страховой взнос. Отчетность за 2008 год ей не представлялась.
По факту не предоставления сведений персонифицированного учета за 2008 год фондом составлен акт N 920 (л.д. 11), который направлен предпринимателю 18.05.2009 (л.д. 12).
На основании составленного акта и извещения о времени и месте его рассмотрения, 19.06.2009 вынесено решение N 829 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ и взыскании штрафа в размере 10% от суммы платежей, подлежащих уплате, в сумме 386 руб. (л.д. 13).
Копия решения направлена предпринимателю 26.06.2009 заказным письмом с уведомлением (л.д. 14), в котором ответчику было предложено уплатить штраф добровольно в четырнадцатидневный срок со дня его получения.
Требованием N 829 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.07.2009 (л.д. 15) предпринимателю предложено уплатить штраф добровольно в течение 10 календарных дней со дня его получения. Копия требования направлена предпринимателю заказным письмом с уведомлением (л.д. 16).
В связи с неисполнением предпринимателем указанного требования, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего.
Заявитель апелляционной жалобы - фонд в обоснование своих требований ссылается на тот факт, что ответчик, в нарушение п. 38 Инструкции N 318 от 15.03.1997, не представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, тем самым совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что Юшкова В.А.. не является страхователем по смыслу, придаваемому Законом об индивидуальном учете, поскольку осуществляет уплату страховых взносов только за себя. Придя к такому выводу, суд указал, что пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете срок для представления сведений индивидуального учета не установлен, в связи с чем, привлечение предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный законодательством срок сведений неправомерно.
Выводы суда являются правильными, соответствуют нормам действующего законодательства.
В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.
Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле названные обстоятельства фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом об индивидуальном учете, не относится.
Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона неприменима.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 7802\09 от 15.09.2009
Доказательства, свидетельствующие о наличии у предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у учреждения оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании статьи 17 Закона об индивидуальном учете.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба фонда подлежит отклонению.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2009 по делу N А76-19105/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19105/2009
Истец: ГУ - УПФР в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области
Ответчик: ИП Юшкова Виктория Александровна