08 июня 2011 г. |
Дело N А55-23591/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Иванова Владимира Николаевича - Силантьев Р.В., доверенность от 07.10.2010 года;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвинова И.Г., доверенность от 29.12.2010 года, N 343;
от третьего лица - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2011 г. в зале N 6 апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Иванова Владимира Николаевича, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2011 года по делу N А55-23591/2010, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Владимира Николаевича (ОГРН: 304631703600023; ИНН: 631702595331), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третье лицо: Администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительными Приказов Министерства N N 1965, 1966 от 06.08.2010 года, N 1989 от 10.08.2010 года,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Владимир Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) N 1965 от 06.08.2010 года "Об отмене приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 490 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, около дома N 21"; Приказа N 1966 от 06.08.2010 года "Об отмене Приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 491 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Промышленности, около дома N 14"; приказа N 1989 от 10.08.2010 года "Об отмене Приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 492 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 28".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2011 года в удовлетворении требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые Приказы изданы уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных законом полномочий и не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение по делу: признать недействительными: Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 1965 от 06.08.2010 года "Об отмене приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 490 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, около дома N 21"; Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 1966 от 06.08.2010 года "Об отмене приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 491 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Промышленности, около дома N 14"; приказ Министерства имущественных отношений Самарской области N 1989 от 10.08.2010 года "Об отмене приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 492 "О предоставлении аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, около дома N 28".
В апелляционной жалобе заявитель не согласен с вынесенным решением по делу, считает его незаконным, необоснованным и существенно нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а, следовательно, подлежащим отмене.
Указывает, что единственным аргументом суда первой инстанции стало утверждение о недоказанности заявителем законности установки временных объектов на испрашиваемых земельных участках.
Данный вывод не подтверждается материалами дела и не основан на нормах действующего законодательства.
По мнению подателя жалобы в обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что ИП Иванов В.Н. не представил при обращении в Министерство в 2009 году документов, подтверждающих законность установки временных объектов, в том числе Акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Считает, что суд применил норму абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в редакции от 06.10.2010 года.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьего лица не явились, отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Приказами Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.04.2009 года N 490, N 491, N 492 заявителю были предоставлены земельные участки в аренду под временные торговые киоски "Хлеб" на срок с 22.01.2009 года по 20.01.2014 года по следующим адресам: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, около дома N 21 площадью 4 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0104005:556), г. Самара, Железнодорожный район, ул. Промышленности, около дома N 14 площадью 4, 00 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0122009:531), г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, у дома N 28, площадью 4, 00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0118002:670 (л.д. 10-15).
Приказами N 1966, N 1965, N 1989 Министерства имущественных отношений Самарской области указанные выше приказы были отменены в связи с отсутствием у заявителя разрешения на установку временных торговых киосков "Хлеб" (л. д. 16-18).
Заявитель, не согласившись с принятыми Приказами, обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Постановления Правительства Самарской области N 67 от 13.06.2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения, министр, осуществляя руководство министерством: подписывает приказы министерства, издает распоряжения, обязательные для исполнения гражданскими служащими и иными работниками министерства, а также работниками подведомственных организаций.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения в структуру министерства входят министр, заместители министра, департаменты, управления и отделы в составе министерства, главное управление и управления в составе департаментов министерства.
Министр имеет двух заместителей, один из которых является одновременно статс-секретарем министерства, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Самарской области.
Заместители министра являются руководителями департаментов в составе министерства.
Заместители министра действуют без доверенности от имени министерства в пределах прав и обязанностей, определяемых должностными регламентами.
Указанными регламентами определено право соответствующего заместителя на подписание приказов министерства в пределах компетенции.
В силу положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, уполномоченный орган государственной власти принимает соответствующее решение.
По вопросам ведения и в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта, руководитель органа вправе принимать ненормативные правовые акты, в том числе отменяя ранее изданные.
Таким образом, оспариваемые Приказы изданы уполномоченным должностным лицом и в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка. В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой, который должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.
К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. В соответствии с абзацем 4 пункта 4 Приложения N 2 к указанному Порядку, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006 года, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. К заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Предприниматель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области 21.01.2009 года с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков под временные торговые киоски "Хлеб".
При этом в качестве документов предпринимателем представлялись: распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара N 1411/02-р от 19.09.2008 года "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Промышленности, около дома N 14 для использования под установку временного торгового киоска "Хлеб", Акт обследования объекта потребительского рынка товаров и услуг от 18.11.2008 года, распоряжение N 1413/02-р от 19.09.2008 года "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, около дома N 21, для использования под установку временного торгового киоска "Хлеб", акт обследования объекта потребительского рынка товаров и услуг от 18 ноября 2008 года, распоряжение N 1410/02-р от 19.09.2008 года "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Аэродромная, у дома N 28 для использования под установку временного торгового киоска "Хлеб", Акт обследования объекта потребительского рынка товаров и услуг от 18.11.2008 года.
Арбитражный суд, оценив указанные выше документы, исходил из того, что фактическое владение временным объектом, также как и факт его самовольного возведения, не порождают у заявителя права на приобретение в собственность земельного участка под этим строением. То есть на момент обращения предпринимателя с заявлениями о предоставлении земельных участков, временные объекты уже были установлены и эксплуатировались им.
Суд первой инстанции обосновано указал, что заявителем при обращении в Министерство в 2009 году не были представлены документы, подтверждающие законность установки временных объектов, в том числе Акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области N 74.
В силу изложенного, суд правомерно посчитал оспариваемые Приказы, изданными уполномоченным должностным лицом, в пределах предоставленных законом полномочий и не противоречащими закону, которые не нарушают права заявителя.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2011 года по делу N А55-23591/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Иванову Владимиру Николаевичу (ОГРН: 304631703600023; ИНН: 631702595331), г. Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 900 (одна тысяча девятьсот) рублей, перечисленную по платежному поручению от 04 апреля 2011 года N 48.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23591/2010
Истец: ИП Иванов Владимир Николаевич
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Администрация городского округа Самары