г. Челябинск
01 декабря 2009 г. |
N 18АП-10202/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпусенко С.А., судей Махровой Н.В., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-12163/20099 (судья Мулинцева Е.М.), при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога - Кожевниковой А.П. (доверенность от 17.12.2008),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - ОАО "Челябинский металлургический комбинат") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога (далее - ОАО "Российские железные дороги") о взыскании стоимости недостающей продукции в сумме 41 700 руб. 96 коп.
Определением суда первой инстанции от 23.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Мечел" (далее - ООО "ТД Мечел", третье лицо), открытое акционерное общество "Западно-сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "Западно-сибирский металлургический комбинат", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.09.2009 исковые требования ОАО "Челябинский металлургический комбинат" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что при вынесении решения суд не учел вину грузоотправителя в образовании недостачи, поскольку он не предпринял мер для сохранности груза - не исполнил возложенную на него Уставом обязанность по определению коммерческой пригодности вагона для перевозки конкретного груза. Считает, что суд необоснованно не применил положения ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, истец не доказал факт причинения ущерба.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители истца и третьих лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца и третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.12.2005 между ООО "ТД Мечел" (поставщик) и ОАО "Челябинский металлургический комбинат" (покупатель) подписан договор N 25520036-Д36/06, согласно условиям которого поставщик обязуется поставить покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить поставленный товар (л.д. 10-12).
Платёжным поручением N 663 от 09.10.2008 ОАО "Челябинский металлургический комбинат" перечислило ООО "ТД Мечел" в оплату за кокс, коксовая мелочь по дог. 25520036-Д36/06 в том числе НДС 18% - 260 000 000 руб. (л.д. 16).
По железнодорожной накладной N ЭУ 955223 в адрес ОАО "Челябинский металлургический комбинат" отправлен груз - мелочь коксовая (л.д. 13-14).
29 сентября 2008 г.. на станции Петропавловск составлен коммерческий акт N ЮУР 0806172/292 от 29.09.2008 о выявлении недостачи в вагоне N 67819300 - 11 150 кг (л.д. 14).
Претензией N 50-4309/4-236 от 24.12.2008 истец обратился к перевозчику с требованием возместить убытки в сумме 41 700 руб. 96 коп. (л.д.17).
Ссылаясь на отказ ответчика в удовлетворении претензии и невозмещение стоимости недостающей продукции, истец обратился в суд. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований указал ст. 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что к перевозке груз был представлен в большем количестве, чем сдан грузополучателю, никаких доказательств принятия мер по сохранности груза ответчиком не представлено, как не представлено доказательств наличия обстоятельств, которые ОАО "РЖД" не могло предотвратить или установить по не зависящим от него причинам. Исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме на основании ст. 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации. При отсутствии достоверных доказательств суд не принял во внимание возражения ответчика относительно вины грузоотправителя в причинении ущерба по причине недогруза товара. Доводы ответчика о необходимости применения Рекомендаций МИ 2815-2003 в целях определения веса недостачи суд отклонил.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на материалах дела и требованиях закона.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, между сторонами сложились отношения, регулируемые нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о перевозке.
Согласно ст.ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии определенных условий. Основанием возмещения убытков являются наличие и размер понесенных убытков, противоправность действий причинителя вреда, причинная связь между незаконными действиями и возникшим ущербом, а также наличие вины причинителя вреда.
По мнению подателя жалобы истец не доказал факт причинения ущерба.
Вместе с тем, факт принятия к перевозке груза массой нетто 50 050 кг. в вагоне N 67819300 зафиксирован в транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 955223.
Недостача подтверждена коммерческим актом N ЮУР 0806172/292 от 29.09.2008, из которого следует, что недостача груза составила 11 150 кг.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Челябинский металлургический комбинат" недополучило направленный в его адрес поставщиком оплаченный им груз, что свидетельствует о причинении ему ущерба вследствие несохранной перевозки, в связи с чем довод о недоказанности причинения ущерба отклоняется арбитражным судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам, в частности, вследствие: причин, зависящих от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.
Доказательств принятия мер по сохранности груза ответчиком не представлено.
Ссылка подателя жалобы на вину грузоотправителя в образовании недостачи, вследствие непринятия мер по определению коммерческой пригодности вагона для перевозки конкретного груза не принята арбитражным судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку соответствующих доказательств в подтверждение указанного довода ответчик не представил.
Согласно коммерческому акту N ЮУР0806172/292 от 29.09.2008 при перевозке груза использован вагон грузоподъёмностью 71 т. в исправном состоянии (л.д. 14).
Поскольку в указанном вагоне перевозилась мелочь коксовая, вагон был исправлен и предназначен для перевозки, оснований считать вагон коммерчески не пригодным для перевозки перевозимого груза не имеется.
Довод ответчика о неприменении судом ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации является необоснованным.
На основании ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Из расчёта истца следует, что положения ст. 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при его выполнении соблюдены.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2009 по делу N А76-12163/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12163/2009
Истец: ОАО "Челябинский металлургический комбинат", ОАО "ЧМК"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице ф-ла ЮУЖД, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД
Третье лицо: ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат", ООО ТД "Мечел"
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10202/09