г. Санкт-Петербург
09 июня 2011 г. |
Дело N А56-70642/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5569/2011) ООО "Техкомплект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2011 по делу N А56-70642/2010 (судья Ю. П. Левченко), принятое
по заявлению ООО "Техкомплект"
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Мартыненко Н. В. (доверенность от 07.06.2011 N 03-04/12154)
Верхотурова Л. А. (доверенность от 25.04.2011 N 13-05/08873)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техкомплект" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.09.2010 N 03/195 в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 635 174 руб. 70 коп., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4 226 380 руб. 70 коп., соответствующих пени и штрафов.
Решением суда от 25.01.2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 25.01.2011 отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, Обществом соблюдены условия, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возмещение НДС и отнесения к затратам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, расходов в отношении операций с контрагентом ООО "Авантаж". Произведенные Обществом расходы и налоговые вычеты подтверждены первичными документами, факт наличия реальных взаимоотношений между Обществом и ООО "Авантаж" подтверждается материалами дела и налоговым органом не опровергнут, действующим законодательством не предусмотрена ответственность налогоплательщика за действия контрагентов и не установлена обязанность по проверке их добросовестности.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. В Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поступила телеграмма, содержащая ходатайство Общества об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением генерального директора организации и представителя в командировке за пределами Санкт-Петербурга. Ходатайство об отложении апелляционным судом отклонено. Юридическое лицо, участвующее в деле, вправе принимать участие в судебных заседаниях путем явки соответствующих органов управления, и не ограничено в реализации возможности получения профессиональной помощи путем обеспечения участия любого другого представителя.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки составлен акт от 05.07.2010 N 03/195 и вынесено решение от 03.09.2010 N 03/195 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение Инспекции от 03.09.2010 N 03/195 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу решение Инспекции от 03.09.2010 N 03/195 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в законную силу решения Инспекции от 03.09.2010 N 03/195 в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 635 174 руб. 70 коп., НДС в сумме 4 226 380 руб. 70 коп., соответствующих пени и штрафов, Общество обратилось с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 635 174 руб. 70 коп., НДС в сумме 4 226 380 руб. 70 коп., соответствующих пени и штрафов, послужил вывод Инспекции о неправомерности включения Обществом в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2008 год затрат по операциям с контрагентом ООО "Авантаж" и применения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени данной организации.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что по данным Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО "Авантаж" является Гучетль Руслан Алиевич. В соответствии с записью акта о смерти от 26.07.2008 N 2866, предоставленного отделом ЗАГС Кировского района Управления ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга, Гучетль Руслан Алиевич умер 23.07.2008.
На основании изложенного налоговый орган пришел к выводу, что первичные документы, в том числе счета-фактуры, представленные Обществом, подписаны не руководителем ООО "Авантаж", а неустановленным и неуполномоченным лицом, не соответствуют требованиям пункта 6 стать 169 НК РФ и не могут являться основанием для применения Обществом в 2008 году вычетов по НДС и отнесения к затратам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, расходов по операциям с контрагентом ООО "Авантаж".
Кроме того, ООО "Авантаж" не находится по адресу, указанному в учредительных документах, организация не уплачивает налоги с полученной от операций с Обществом выручки и является, по мнения Инспекции, фирмой-однодневкой.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу, что счета-фактуры, выставленные ООО "Авантаж", в нарушение пункта 6 статьи 169 НК РФ содержат недостоверные сведения, поскольку подписаны неустановленным лицом, и не могут являться основанием для применения Обществом в 2008 году вычетов по НДС и отнесения к затратам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, расходов по операциям с контрагентом ООО "Авантаж".
Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения Инспекции, апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиками, которая представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Следовательно, в целях обложения налогом на прибыль полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на произведенные расходы в том случае, если расходы экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Требования к оформлению счетов-фактур, служащих основанием для принятия налогоплательщиком предъявленных ему сумм налога к вычету или возмещению, установлены статьей 169 НК РФ.
В пункте 6 статьи 169 НК РФ указано, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 НК РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 1 и пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Пунктами 1, 4 статьи 9 вышеназванного Федерального закона установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен названными нормами.
Согласно разъяснениям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, буквальный смысл абзаца второго пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать однозначный вывод о том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Следовательно, для применения вычета по налогу на добавленную стоимость и включения затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, налогоплательщик должен располагать оформленными в установленном порядке документами, подтверждающими реальное осуществление сделки.
В Постановлении N 18162/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал на то, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
Таким образом, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не имеющим полномочий лицом, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Факт представления Обществом в налоговый орган всех необходимых документов, предусмотренных статьями 171, 172 НК РФ, Инспекцией не оспаривается.
Вместе с тем, Инспекция указывает на несоответствие представленных к проверке счетов-фактур требованиям пункта 6 статьи 169 НК РФ, поскольку счета-фактуры, выставленные ООО "Авантаж", подписаны неустановленным лицом.
В обоснование указанного вывода Инспекция ссылается на то, что представленные налогоплательщиком счета-фактуры после 23.07.2008 не могли быть подписаны от имени ООО "Авантаж" директором Гучетль Р. А., поскольку указанное физическое лицо на момент подписания документов умерло.
Иных замечаний к оформлению первичных документов в оспариваемом решении Инспекции не выявлено.
По мнению апелляционной инстанции, Инспекция не доказала, что Общество знало о подписании выставленных ему счетов-фактур неуполномоченным представителем организации-контрагента.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО "Авантаж" зарегистрировано по адресу: 192236, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д.14, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 27 по Санкт-Петербургу с 16.08.2007 года, единственным учредителем и генеральным директором ООО "Авантаж" является Гучетль Руслан Алиевич.
В данном случае заявитель перед заключением договора с ООО "Авантаж" убедился в том, что по данным ЕГРЮЛ руководителем данной организации является Гучетль Р. А., в связи с чем, у Общества не могло возникнуть сомнений в добросовестности организации-поставщика, а проверка того, жив ли руководитель ООО "Авантаж", выходила за пределы должной осмотрительности Общества.
Пункт 6 статьи 169 НК РФ не обязывает налогоплательщика контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах его поставщиками, а также проверять наличие у иного лица - поставщика полномочий на подписание счетов-фактур для предъявления сумм налога к вычету.
Более того, положения статья 169 НК РФ предусматривают последствия нарушения порядка составления и выставления счета-фактуры, но не определяют последствий включения в этот документ, составленный в строгом соответствии с определенной процедурой его заполнения, недостоверных сведений. Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету (пункт 1 статьи 169 НК РФ), то обстоятельства, препятствующие использованию этого документа, должны быть известны лицу, применяющему вычеты (то есть покупателю), в момент применения вычетов. Если же такие обстоятельства устанавливаются только налоговым органом в ходе последующих мероприятий налогового контроля, то они сами по себе не могут служить основанием к отказу в применении налоговых вычетов.
Следует учитывать и то, что согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
В соответствии с действующим законодательством регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами. Налоговый орган, зарегистрировавший организацию в качестве юридического лица и поставивший ее на налоговый учет, тем самым признал ее право на заключение сделки, нести определенные законом права и обязанности.
При этом применение гарантий прав налогоплательщика не может быть поставлено в зависимость от выполнения им обязанностей, не предусмотренных законодательством. Налогоплательщик отвечает только за свои частные и публично-правовые действия (бездействие) и не отвечает за действия (бездействие) иных лиц. Исполнение функции налогового контроля за деятельностью контрагентов, не может быть возложено на налогоплательщика, а является прямой обязанностью налоговых органов. Возложение указанной обязанности на налогоплательщика противоречит общим принципам функционирования гражданского оборота, участниками которого являются налогоплательщики при совершении хозяйственных операций.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление от 12.10.2006 N53) разъяснено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Доказательства совершения Обществом и связанными с ним лицами лишенных экономического содержания согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного применения налоговых вычетов по НДС и отнесения к затратам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, расходов в отношении операций с контрагентом ООО "Авантаж", в материалах дела отсутствуют.
Более того, исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 20.11.2007 N 9893/07, согласно положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на налоговый вычет непосредственно связано с наличием хозяйственной операции по реализации поставщиком товаров (работ, услуг) - объекта налогообложения. Следовательно, для признания за налогоплательщиком права на вычет НДС требуется подтверждение факта совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров.
Налогоплательщик предоставил в суд все имеющиеся у него доказательства фактического осуществления хозяйственных операций по договору, заключенному с ООО "Авантаж". Приобретенные у ООО "Авантаж" автошины реализованы на основании договоров поставки, что подтверждается товарными накладными.
Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции подтвердил, что реальность совершенных Обществом хозяйственных операций по купле-продаже автошин налоговым органом не оспаривается.
При отсутствии доказательств, свидетельствующих о несовершении Обществом хозяйственных операций, а также обстоятельств, позволяющих усомниться в его добросовестности, вывод налогового органа о недостоверности счетов-фактур, подписанных не тем лицом, которое значится в учредительных документах поставщика в качестве руководителя, не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания налоговой выгоды необоснованной.
Не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве подтверждения недобросовестности Общества как налогоплательщика и претензии Инспекции к деятельности ООО "Авантаж".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
В соответствии со статьями 32, 82 и 87 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства и вправе в порядке статей 45-47 НК РФ принимать меры, обеспечивающие принудительное исполнение всеми участниками экономической деятельности, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей.
Учитывая, что налоговым органом в нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств фиктивности заключенной между Обществом и ООО "Авантаж" сделки и отсутствия реальной хозяйственной операции с указанной организацией, апелляционная инстанция приходит к выводу о правомерности применения Обществом в 2008 годах вычетов по НДС и отнесения к затратам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, расходов по операциям с контрагентом ООО "Авантаж".
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а требования заявителя - удовлетворению.
В связи с отменой решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Общества следует взыскать 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2011 по делу N А56-70642/2010 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу от 03.09.2010 N 03/195 в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 635 174 руб. 70 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 4 226 380 руб. 70 коп., соответствующих пени и штрафов.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Техкомплект" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70642/2010
Истец: ООО "Техкомплект"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Санкт-Петербургу, Межрайонная ИФНС России N18 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5569/11