город Ростов-на-Дону |
дело N А32-11690/2010 |
09 июня 2011 г. |
15АП-5644/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Величко М.Г., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неделько А.А.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 47б лит. А апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реквием" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2011 принятое в составе судьи Баганиной С.А. по делу N А32-11690/2010 о заключении договора
по иску: общества с ограниченной ответственностью "Реквием"
к ответчику: муниципальному унитарному предприятию "Ритуальные услуги"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Реквием" обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Ритуальные услуги" об обязании ответчика согласовать условия договора N 2 от 01.03.10г. на условиях, предложенных истцом, заключить договор N 2 от 01.03.10г. по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования город Краснодар с ООО "Реквием". В обоснование требований в тексте искового заявления истец ссылается на то обстоятельство, что антимонопольным органом России по Краснодарскому краю делались предписания ответчику, об устранении недостатков и рекомендовалось заключить с истцом договор, однако, данные указания не выполнены.
Производство по делу приостанавливалось до принятия судебного акта Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по кассационной жалобе ООО "Реквием" по делу N А32-6397/2010-5/224.
Определением ФАС СКО от 28.02.2011 прекращено производство по кассационной жалобе, в связи с отказом заявителя от жалобы.
Производство по настоящему делу возобновлено по правилам ст.ст.146, 147 АПК РФ.
Решением суда от 15.03.2011 в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что предметом рассмотрения по настоящему делу является не желание ответчика согласовывать условия оказания гарантированного перечня услуг. В оспариваемом решении неверно истолкованы требования истца, что послужило к вынесению незаконного решения.
Представители сторон в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
В материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу в котором ответчик против ее удовлетворения возражает, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив и оценив представленные в материалы дела документы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с Решением Городской Думы Краснодара от 13 июля 2006 г. N 13 п.6 "Об утверждении положения о специализированных службах по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар" и п. 1.4. Устава МУП ритуальных услуг города Краснодара является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар", которая осуществляет деятельность по погребению умерших (погибших) на территории МО город Краснодар с 1965 г.
Предприятие создано по Решению Комитета по управлению имуществом г. Краснодара Администрации г. Краснодара на базе многоотраслевого предприятия по оказанию ритуальных услуг, и основной целью деятельности которого являлось оказание услуг по захоронению и изготовлению изделий похоронного назначения; санитарная очистка и уход за территорией кладбища; коммерческая и торгово-закупочная деятельность.
В своей деятельности руководствуется Федеральным Законом "О погребении и похоронном деле", Законом Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" N 666-КЗ от 04.02.2004 г., Постановлением главы администрации Краснодарского края N 587 от 24.12.1997 г., Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 2 октября 2009 г. N 3537 "Об утверждении тарифов по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего (погибшего) на дому, на улицу или в ином месте после установления ОВД его личности и умерших (погибших), личность которых не установлена ОВД, оказываемые МУП ритуальных услуг г. Краснодара".
В соответствии с нормами ч. 1 ст. 29 ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. на специализированные службы по вопросам похоронного дела возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, а статьей 8 указанного Закона регламентированы гарантии при осуществлении погребения умершего супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Из содержания ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г., ст. 9 Закона Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" N 666-КЗ от 04.02.2004 г. следует, что лицо , которое в соответствии с нормами федерального и краевого законодательства в сфере погребения и похоронного дела принимает на себя статус "лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего" вправе по своему собственному усмотрению принять решение о получении данным лицом перечня услуг, входящих в "Гарантированный перечень услуг по погребению", которые подлежат оказанию муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг г. Краснодара, как специализированной службой по вопросам погребения и похоронного дела на территории муниципального образования г. Краснодар, на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии с единым на территории Краснодарского края перечнем услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий);
4) погребение умершего (погибшего) (захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби) с установкой регистрационного знака с надписью (фамилия и инициалы погребенного, годы рождения и смерти).
В соответствии с нормами действующего законодательства лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, вышеуказанные услуги вправе получить:
а) на безвозмездной основе согласно гарантированному перечню услуг, либо
б) за плату с последующим получением данным лицом на соответствующую сумму 4 000 руб.) социального пособия на погребение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В соответствии с нормами ст. 18 ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. общественные кладбища, которые предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по
вопросам похоронного дела, находятся в ведении органов местного самоуправления. Ст. 16 данного закона устанавливает, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (ст.4 закона).
Законом Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" предусмотрено, что организация похоронного дела в Краснодарском крае осуществляется органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Размер предоставляемого участка земли на территории кладбища для захоронения умерших (погибших), указанных в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается органами местного самоуправления в Краснодарском крае, в ведении которых находятся общественные кладбища, площадью не менее 4 квадратных метров.
Постановлением главы администрации Краснодарского края N 587 от 24.12.1997 установлены предельные размеры могилы (2,3 х 1,0 х 1,5) для погребения умершего,
На основании п.22 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 14 ст. 54 Устава муниципального образования город Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар в области жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения обеспечивает организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения".
Координация и регулирование деятельности в сфере погребения возложена на Департамент городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар.
Захоронения граждан осуществляются в соответствии с планировкой кладбищ муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг г. Краснодара, как специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Краснодар, на законных основаниях в соответствии с положениями Устава на следующих кладбищах, являющихся муниципальной собственностью, расположенных в х. Ленина, х. Новый, в Славянском микрорайоне, по ул. Пригородной, 28 (Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 19.08.2008 г. N 2464 "О закрытии кладбища, расположенного по ул. Пригородной, 28" закрыто для осуществления новых захоронений).
МУП ритуальных услуг города Краснодара осуществляет деятельность по погребению на основании контрактов, заключенных им с МУ "Прикубанская территориальная дирекция по строительству" муниципального образования город Краснодар в соответствии с нормами ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 г.) работы по благоустройству и содержанию кладбищ (сбор, погрузка и вывоз мусора, выкашивание зеленых зон, обрезка деревьев с прореживанием крон, валка деревьев в целях предотвращения угрозы разрушения надмогильного сооружения либо места захоронения и т.п. согласно ведомости объемов работ), расположенных на территории МО г. Краснодар. Местом выполнения работ являются кладбища в: мкрн. Славянский; пос.Северный (ул. Пригородная); х. им. Ленина; пос. Пашковский; пос. Северный (ул.Народная, 110/1); х. Новый; х. Копанской; ст. Старокорсунская; пос. Белозерный; ст.Елизаветинская; ул. Ставропольская/ул.Таманская; х. Восточный), а Заказчик осуществляет надзор и контроль за ходом и качеством выполнения работ, принимает результат выполненных работ и оплачивает подрядчику обусловленную контрактом цену в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году.
Рынок ритуальных услуг состоит из конкурентного сегмента - изготовление ритуальных принадлежностей (например, изготовление памятников, траурных венков, искусственных цветов, услуги оркестра и т.п.) и неконкурентного - оказание услуг по погребению на безвозмездной основе.
Ответчик обращает внимание суда на то обстоятельство, что ни ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г., ни иное действующее законодательство РФ не дает дефиницию "ритуальных услуг". Перечень ритуальных услуг можно встретить в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163 (строка "019000" "Ритуальные, обрядовые услуги"), который содержит развернутый перечень данных услуг, включающий в себя помимо услуг по погребению еще множество иных ритуальных услуг. Строка "ритуальные услуги" 019500 находится в составе группы "бытовые услуги".
Приказом руководителя МУП ритуальных услуг N 151 от 30.10.09 утверждены с 02.11.09 типовые формы заявления об осуществлении захоронения умершего/погибшего и заявления о подзахоронении умершего/погибшего в родственную могилу. Приказом от 02.06.2010 N 74 внесены изменения в ранее утвержденные типовые формы заявлений.
Письмами от ООО "Реквием" направило в адрес МУП "Ритуальные услуги" оферту о заключении договора о сотрудничестве по оказанию похоронных услуг на территории муниципального образования город Краснодар с сопроводительным письмом от 03.07.2009 N 9; повторно оферту о заключении договора по оказанию похоронных услуг на территории муниципального образования город Краснодар с сопроводительным письмом от 07.08.2009 N 25.
На предложение ООО "Реквием" о заключении Договора со стороны муниципального предприятия последовал отказ.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10.02.2010 действия МУП ритуальных услуг г.Краснодара, выразившиеся в ущемлении интересов ООО "Реквием" в результате отказа от заключения Договора по оказанию похоронных услуг на территории муниципального образования город Краснодар, признаны нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". На основании вышеуказанного решения комиссией УФАС по КК было выдано предписание об устранении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", путем заключения с ООО "Реквием" договора по оказанию похоронных услуг на территории муниципального образования город Краснодар от 10.02.2010 г.. N3-179/2009.
Письмом от 01.03.10 истец направил ответчику рассматриваемый проект договора N 2 от 01.03.2010 по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Краснодар и указал, что, учитывая практические рекомендации и требования антимонопольной службы России, просит рассмотреть и подписать предлагаемый договор в кратчайшие сроки.
В ответном письме от 09.04.10 ответчик отказал в заключении представленного проекта договора и пояснил, что готов рассмотреть разработанный и подписанный со стороны ООО "Реквием" договор по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Краснодар, соответствующий Решению и предписанию Управления по Краснодарскому краю ФАС по делу N 3-179/2009 от 10.02.2010 г..
Отказ от заключения договора явился причиной обращения в суд с настоящим иском по основаниям ст. 445 п.4, ст.446 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывает тем, что, являясь юридическим лицом, и принимая на себя обязанность осуществить погребение умершего, согласно ст. 730 ГК РФ не может быть стороной по договору бытового подряда, поскольку по своей природе услуга по погребению умерших для физических лиц является бытовым подрядом с элементами договора возмездного оказания услуг (оформление документов, выдача табличек и т.д).
По мнению истца, ответчик должен и обязан при захоронении умерших, погребение, которых взяло на себя ООО "Реквием", заключить с истцом договор, отвечающий требованиям действующего законодательства. На протяжении последнего года истец постоянно ведет переписку с ответчиком об устранении последним нарушений действующего законодательства при погребении умерших на территории МО г. Краснодар, поскольку между юридическим лицами, осуществляющим длительные финансовые взаимоотношения, должны быть гражданско-правовые отношения.
По мнению истца, процесс захоронения умерших не может быть без обязательным. Предусмотренная законом обязанность ответчика, по: оформлению документов, необходимых для погребения; предоставлению и доставке гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); погребение умершего (погибшего) (захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби) с установкой регистрационного знака с надписью (фамилия и инициалы погребенного, годы рождения и смерти) и др. услуги и работы, должна и иметь ответственность за качество предоставлениях обязательных услуг и работ.
Между сторонами по каждому случаю захоронения умершего подписываются акты выполнения работ (услуг), истцу выдается счет-фактура на оплату.
Договор, предложенный истцом, является самостоятельным и может рассматриваться как оферта в рамках ст.435 ГК РФ и соответствующих норм законодательства о погребении.
Возражая на иск, ответчик мотивированно поясняет, что правовые основания для разработки и подписания особого порядка взаимодействия между муниципальным унитарным предприятием ритуальных услуг города Краснодара и ООО "Реквием" отсутствуют, поскольку мероприятия по оказанию ритуальных услуг и, в т.ч. по погребению умерших, должны осуществляться всеми участниками рынка ритуальных услуг в строгом соответствии с нормами федерального законодательства, законодательства РФ, разъяснениями соответствующих министерств и ведомств.
Такой субъект права, как муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг г. Краснодара не наделен полномочиями по разработке каких-либо специальных положений и правил, подлежащих закреплению в договоре по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г. Краснодар", предлагаемом к заключению истцом.
Нормы федерального и краевого законов, которые устанавливают порядок исполнения волеизъявления умершего, сформулированы императивно и соглашениями участников ритуального процесса в диспозитивном порядке изменены быть не могут. Действующим законодательством в сфере погребения и похоронного дела установлены гарантии при осуществлении погребения умершего, согласно которым, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются, в т.ч. предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней. Следовательно, предельные сроки погребения тела умершего установлены в императивном порядке.
Земельный участок для захоронения тела умершего гарантирован каждому лицу нормами действующего законодательства и не подлежит оплате, равно, как и не предоставляется ответчиком.
Стоимость услуг определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, а также с органами государственной власти субъектов РФ. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В соответствии с нормами ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции;
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг г. Краснодара не имеет заключенных сделок аналогичной (предлагаемой ООО "Реквием") правовой природы с иными субъектами права, а осуществляет хозяйственную деятельность на равных условиях со всеми субъектами права, исполняя заявления об осуществлении захоронения умершего/погибшего и Заявления об осуществлении подзахоронения умершего/погибшего в родственную могилу, подаваемые лицами, взявшими на себя в соответствии с нормами ч. 3 ст. 5, ст. 6 ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 г., а также ч. 3 ст. 4, ст. 5 Закона Краснодарского края "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" N 666-КЗ от 04.02.2004 г., обязанность осуществить погребение умершего/погибшего, представляющие собой универсальные типовые формы и утвержденные Приказом директора муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара N 151 от 30.10.2009 г. (в ред. Приказа N 74 от 02.06.2010 г.) в целях упорядочения работы по приему муниципальным унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара от заинтересованных лиц заявлений об осуществлении захоронения/подзахоронения умершего/погибшего. С бланками данных заявлений, которые муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг г. Краснодара предлагает к заполнению всем обращающимся к нему субъектам права на осуществление соответствующих действий можно ознакомиться непосредственно в пунктах приема заказов на захоронение умерших (погибших) муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг г. Краснодара.
Истец не указал, в чем конкретно проявилось или проявляется нарушение прав и законных интересов ООО "Реквием" при отсутствии заключенного договора, ведь ни одно тело умерших не осталось не захороненным. Действующее законодательство не предусматривает обязательное (императивное) заключение специализированной службой по вопросам похоронного дела соглашений о сотрудничестве, договоров на погребение умерших, договоров по оказанию похоронных услуг с отдельными субъектами права;
В ст. 426 ГК РФ говорится о "потребителе". Юридическое определение термина "потребитель" дано в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 г. При этом, под "потребителем" понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно ст.730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
ООО "Реквием" в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и уставными документами данного предприятия является коммерческим юридическим лицом (хозяйственным обществом), основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Не является гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п.4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Положения Гражданского кодекса РФ, федеральное и краевое законодательство обязанность для ответчика по заключению по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Краснодар не предусматривают. Ссылки истца на нормы 666-КЗ признаны несостоятельными, поскольку данные нормы содержат общие положения в сфере правового регулирования похоронного дела в крае. Заключение договора по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Краснодар для ответчика не является обязательным в силу отсутствия прямого указания на его обязательность в законе.
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг города Краснодара не согласилось с Решением и предписанием комиссии Краснодарского УФАС России от 10.02.2010 г.. N 3-179/2009 о признании незаконным отказа от заключения договора с ООО "Реквием".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.10г. по делу N А32- 6397/2010-5/224, остановленным без изменения Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.10г., требования МУП ритуальных услуг г.Краснодара о признании недействительными решения и предписания комиссии Краснодарского УФАС России от 10.02.2010 г.. N 3-179/2009 удовлетворены. Решение и предписание комиссии Краснодарского УФАС России от 10.02.2010 г.. N 3-179/2009 признаны недействительными.
Судебные инстанции указали на то, что суд МУП ритуальных услуг г. Краснодар применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания ритуальных услуг.
Правовые основания для понуждения МУП ритуальных услуг к заключению договора о совместной деятельности и оказании ритуальных услуг отсутствовали.
В соответствии с положениями ст. ст. 421, 426 ГК РФ понуждение к заключению договора возможно только в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Между тем истцом не представлены доказательства, подтверждающие возникновение у МУП ритуальных услуг обязанности по заключению указанного договора на основании норм Гражданского кодекса РФ, какого-либо закона, в частности ФЗ "О погребении и похоронном деле", либо в связи с добровольно принятыми на себя ответчиком обязательствами по заключению договора.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность специализированной организации по заключению соглашений о сотрудничестве в области погребения и похоронного дела.
ООО "Реквием" отказалось от обжалования данных судебных актов.
В соответствии с правилами ст. 69 АПК РФ выводы судов по вышеуказанному делу являются обязательными для суда, рассматривающего настоящее дело.
При таких обстоятельствах обязанность для ответчика по заключению предложенного договора в силу распоряжения уполномоченного органа также отсутствует.
Правоотношения сторон основаны на актах сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), что подтверждает наличие сделки и, соответственно, возникновение прав и обязанностей сторон. Отсутствие письменного договора по оказанию ритуальных услуг на территории муниципального образования г.Краснодар как единого документа не нарушает закон и не ущемляет прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку в силу п.1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, заключение требуемого истцом договора является правом ответчика, а не его обязанностью, он вправе отказаться от его заключения. Правовые основания для его понуждения к заключению сделки у суда отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Все доводы заявителя были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Краснодарского края правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены оспариваемого судебного акт, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 15 марта 2011 года по делу N А32-11690/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
В.В.Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11690/2010
Истец: ООО "Реквием"
Ответчик: МУП "Ритуальные услуги"
Третье лицо: ООО юридическое агентство "Гардарика"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5644/11