г. Вологда
14 июня 2011 г. |
Дело N А13-13848/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Потеевой А.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от Департамента Семеновой И.А. по доверенности от 02.12.2010, от Управления Силиванова Е.Н. по доверенности от 17.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2011 года по делу N А13-13848/2010 (судья Киров С.А.),
установил
Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602, г. Вологда) (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению внутренних дел по городу Вологде (ОГРН 1033500039319, ИНН 3525041718, г. Вологда) (далее - УВД, Управление) о признании недействительным предписания от 21.12.2010 N 9/3347.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Вологдазеленстрой" (ОГРН 1023500879192, ИНН 3525010653, г. Вологда) (далее - предприятие, МУП "Вологдазеленстрой").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Департамент с решением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закона N 196-ФЗ) оно не является лицом, ответственным за содержание дорог, в связи с заключением муниципального контракта от 01.11.2010 N 143 с МУП "Вологдазеленстрой". В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
УВД в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От предприятия отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Заслушав объяснения представителей Департамента и УВД, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление выдало Департаменту предписание от 21.12.2010, которым предложило в срок до 27.12.2010 в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), организовать выполнение следующих мероприятий: привести в соответствие с требованиями пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжую часть дороги по адресам: улица Прокатова, от дома N 8 до железнодорожного переезда; улица Северная, от железнодорожного переезда на протяжении 300 метров в сторону улицы Судоремонтная; улица Конева, на участке от улицы Можайского до улицы Герцена; улица проспект Победы, от улицы Мохова до улицы Клубова, дом 1; перекресток Пошехонского шоссе и улицы Ярославской, по Пошехонскому шоссе со стороны магазина "Аллея" в сторону Центра.
Департамент не согласился с выданным ему предписанием и обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили результаты проведенного 20.12.2010 сотрудниками Управления в целях обеспечения безопасности дорожного движения обследования улично-дорожной сети города Вологды, в ходе которого были выявлены нарушения в содержании проезжей части улиц по вышеуказанным адресам, о чем составлены рапорт от 20.12.2010 и акты от 20.12.2010 (л.д. 85-87).
Из указанных актов следует, что на проезжей части дорог по названным адресам в нарушение пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 имеются снежные отложения (заужение проезжей части).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 7 статьи 3 данного Закона установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 (далее - Положение), Департамент является органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе в сфере транспорта.
Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что одной из его задач является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.2.1 Положения Департамент обеспечивает осуществление функций владельца автомобильных дорог местного значения в соответствии с Законом N 257-ФЗ, в частности планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда" (пункт 3.2.6).
Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
В соответствии со статьей 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Из указанных выше норм следует, что обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Вологда" возложена на Департамент.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93.
Пунктом 3 ГОСТ Р 50597-93 определены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, при этом проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с подпунктом 3.1.6 пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4 и составляют от 4 до 6 часов.
Согласно подпункту 3.1.7 пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
Исходя из приведенных положений наличие снега на проезжей части дорог недопустимо.
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение о ГИБДД).
Пунктом 1 Положения о ГИБДД установлено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с пунктом 5 Положения о ГИБДД органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят федеральный орган управления Госавтоинспекции, органы управления Госавтоинспекции министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, а также специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
Согласно пункту 8 Положения о ГИБДД подразделения Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются структурными подразделениями указанных управлений (отделов) внутренних дел.
Руководители подразделений Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
В силу подпунктов "а" и "т" пункта 11 Положения о ГИБДД на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в частности, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением государственного надзора при их капитальном ремонте), дорожных сооружения, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; по выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, по принятию мер для их устранения.
На основании подпункта "б" пункта 12 данного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
Таким образом, государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе за соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих требования к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, осуществляет Госавтоинспекция. Право давать юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений предоставлено главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения, являющимся по должности руководителями подразделений Госавтоинспекции.
На основании этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Управление правомерно выдало Департаменту оспариваемое предписание.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы Департамента о том, что он не является лицом, ответственным за содержание дорог, в связи с заключением муниципального контракта от 01.11.2010 N 143 с МУП "Вологдазеленстрой".
Действительно, между Департаментом и предприятием заключен муниципальный контракт от 01.11.2010 N 143 (л.д. 19 - 34), в соответствии с пунктом 1.1 которого предприятие приняло на себя обязательство выполнить работы по содержанию и текущему ремонту территорий общего пользования в городе Вологде и селе Молочном города Вологды согласно приложениям N 1, 2, 3 к контракту.
Пунктом 1.3 данного контракта предусмотрено, что предприятие выполняет работы из своих материалов в следующие сроки: с 01.11.2010 по 31.12.2010.
Пунктами 2.4.1, 2.4.2 названного муниципального контракта определено, что предприятие обязано осуществлять в зимний период ежедневно уборку территорий общего пользования в городе Вологде и селе Молочном города Вологды согласно приложению N 2 и в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и другими нормативными документами; очищать в зимний период проезжую часть улиц на всю ширину проезжей части и не допускать заужения улиц и поддерживать их в надлежащем состоянии в течение дня; соблюдать сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки: улицы и дороги категории Б - не более 5 часов, улицы и дороги категории В - не более 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости устанавливается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
В то же время пунктами 2.1.1 и 2.1.2 контракта установлено, что Департамент вправе требовать от предприятия выполнения всего комплекса работ в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к контракту и условиями настоящего контракта, соблюдения сроков выполнения работ; осуществлять контроль за ходом выполнения работ и их качеством, проверять выполненные объемы работ и решать оперативные вопросы.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, заключение данного контракта является одним из способов выполнения Департаментом функции по организации надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения городского округа и не освобождает его от осуществления контроля за деятельностью предприятия.
Оспариваемым предписанием на Департамент возложена обязанность по организации мероприятий по приведению в соответствие с требованиями пункта 3 ГОСТ Р 50597-93 проезжей части дорог по указанным адресам, а не выполнение самих работ.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2011 года по делу N А13-13848/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13848/2010
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды
Ответчик: Управление внутренних по городу Вологде
Третье лицо: МУП "Вологдазеленстрой"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3078/11