г. Томск |
Дело N 07АП-4121/11 |
10 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кривошеиной С. В., Кулеш Т. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Заринского района, г. Заринск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 24 марта 2011 года по делу N А03-204/2011 (судья Ильичева Л. Ю.)
по заявлению Администрации Заринского района, г. Заринск
к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул
третье лицо: Администрация города Заринска, г. Заринск
о признании недействительным отказа от 10.12.2010 года N 10/012/2010-934 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ
Администрация Заринского района (далее по тексту - заявитель, Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации и картографии по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Алтайскому краю) о признании недействительным отказа от 10.12.2010 года N 10/012/2010-934 в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
К участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Заринска.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация района обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 марта 2011 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как отказ в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество является незаконным.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, так как оспариваемый отказ заинтересованного лица является законным и обоснованным.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Администрация города Заринска отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 марта 2011 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Решением Заринского районного совета народных депутатов Алтайского края от 08.12.2009 года N 50 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Заринского района Алтайского края на 2010 год.
В п. 3 приложения к плану определено имущество муниципальной собственности - здание районного дома культуры (далее по тексту РДК).
Администрацией Заринского района Алтайского края 12.07.2010 года принято постановление N 243 о проведении открытого аукциона по продаже объекта муниципальной собственности Заринского района Алтайского края: здания районного Дома культуры.
В состоявшемся 01.09.2010 года аукционе приняли участие: ООО "Надежда" и Администрация города Заринска. Победителем аукциона признана администрация города, предложившая большую цену продажи, и с которой, соответственно 03.09.2010 года, заключен договор купли продажи N 1.
13.10.2010 года в Заринский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на спорное недвижимое имущество, на основании договора купли-продажи N 1 от 03.09.2010 года, заключенного на торгах по отчуждению муниципального имущества, обратились представители Муниципального образования Заринский район Алтайского края и Муниципального образования г. Заринск Алтайского края.
При проведении правовой экспертизы предоставленных документов заинтересованным лицом установлено, что покупателем по вышеуказанному договору является ненадлежащее лицо, а именно договор купли-продажи заключен по результатам торгов, проведенных в форме открытого аукциона, между Администрацией Заринского района Алтайского края в лице главы Администрации Локтионова Ю. В., выступавшего в качестве "Продавца", и Администрацией города Заринска в лице главы администрации Терешкина И. И., выступавшего в качестве "Покупателя" муниципального имущества.
10.11.2010 года от представителя Муниципального образования город Заринск Алтайского края Алмазовой Е. А. в Управление Росреестра поступило заявление о возврате документов без регистрации и прекращения государственной регистрации в связи с тем, что Муниципальное образование город Заринск Алтайского края не может быть покупателем по данному договору за номерами в книге учета в ходящих документов 10/020/2010-155, 10/020/2010-156.
Решением от 10.11.2010 года регистрация перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение в здании - спортивный зал и районный дом культуры, была приостановлена на основании п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с 10.11.2010 года на месяц до 09.12.2010 года.
Сообщения о приостановлении N 10/012/2010-934 от 10.11.2010 года и N 10/12/2010-935 от 10.11.2010 года отправлены сторонам сделки. В течение месячного срока администрация Заринского района действий по возврату документов и прекращению регистрации не предпринимала.
С истечением сроков приостановления и в связи с тем, что сделка купли -продажи не соответствует требованиям действующего законодательства, решением от 10.12.2010 года в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение в здании - спортивный зал, назначение: нежилое помещение, площадью 237.7 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Заринск, ул. Комсомольская, N 13 (помещение 1), кадастровый номер: 22:66:070202:0015:01:406:002:000020740:0000:20001, отказано.
Полагая указанный выше отказ незаконным, Администрация Заринского района Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона о регистрации регистрирующий орган, в том числе, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными названным Законом.
Одним из способов приватизации имущества, относящегося к публичной собственности, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 13 Закона о приватизации, является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества (ст. 18 названного Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:
1. Покупатели государственного и муниципального имущества - любые физические и юридические лица, за исключением: государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (статья 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
2. Собственники государственного и муниципального имущества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют: а) Правительство РФ, которое: ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации; руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.; б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое: подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации; осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества; обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.; в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 года N 925 "О Российском фонде федерального имущества" и выполняет следующие функции: осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества; обеспечивает оценку федерального имущества; заключает договоры купли-продажи федерального имущества; ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.; г) органы исполнительной власти субъектов РФ; д) органы местного самоуправления.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Таким образом, с учетом положений указанных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не могут быть покупателями государственного, муниципального имущества, следовательно, в рассматриваемом случае Администрация города Заринска является ненадлежащим покупателем в соответствии со ст. 5 Закона N 178 ФЗ.
Доказательств обратного заявителем в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
В рассматриваемом случае покупателем муниципального имущества, реализуемого в порядке приватизации, стало муниципальное учреждение администрация города Заринска; приватизация как таковая не состоялась, поскольку имущество в данном случае не выбыло из муниципальной собственности, соответственно данное обстоятельство не влечет изменения правового статуса передаваемого имущества как муниципального.
Довод заявителя о том, администрация города не является собственником приобретенного имущества, а представляла лишь интересы муниципального образования города Заринска, обоснованно отклонены арбитражным судом поскольку из представленных в материалы дела документов: протокола проведения аукциона и определения победителя от 01.09.2010 года N 2, договора купли продажи от 03.09.2010 года, не следует, что администрация города выступала в интересах муниципального округа - города Заринска.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что в открытом аукционе по продаже имущества муниципального образования Заринский район приняло участие муниципальное учреждение - администрация города Заринск, что в свою очередь, как было указано выше, противоречит ч. 1 ст. 5 Федерального закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества.
Кроме того, Муниципальное образование город Заринск Алтайского края самостоятельно отказалось от регистрации права собственности, направив в регистрирующий орган заявление о возврате документов без регистрации и прекращения государственной регистрации в связи с тем, что Муниципальное образование город Заринск Алтайского края не может быть покупателем по данному договору. В течение месячного срока администрация Заринского района действий по возврату документов и прекращению регистрации не предпринимала.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация перехода права удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права, выдаваемым покупателю и в случае отношений, возникающих при уклонении одной из сторон сделки от государственной регистрации перехода права собственности, регистрация перехода права собственности за добросовестной стороной оказывается невозможной или затруднительной по причинам, от нее не зависящим.
Пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Аналогичные положения закреплены и в п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним", устанавливающем, что государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Указанные выше действия Муниципального образования города Заринска, заявителем не оспорены, с соответствующим заявлением в суд о переходе права собственности и права собственности на нежилое помещение - РДК, администрация Заринского района не обращалась.
При таких обстоятельствах, Управление отказало в государственной регистрации права собственности на спорное помещение законно и обоснованно.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 марта 2011 года по делу N А03-204/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-204/2011
Истец: Администрация Заринского района АК, Администрация Заринского района Алтайского края
Ответчик: Заринский отдел Главного управления Федеральной регистрационной службы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Третье лицо: Администрация г. Заринска, Администрация г. Заринска Алтайского края, Управление Росреестра по АК
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4121/11