г. Пермь
07 июня 2011 г. |
Дело N А60-4447/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Риб Л.Х., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта) (ОГРН 1046604412161, ИНН 6672172548) - не явились, извещены;
от заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105) - не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 апреля 2011 года
по делу N А60-4447/2011,
принятое судьёй Хомяковой С.А.,
по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта)
к Открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - заявитель, управление) обратилось Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности по ч. 1 ст.19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12 апреля 2011 года (резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.19.19 КоАП РФ в виде наложении штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на то, что общество не может быть субъектом данного правонарушения. Гарантирующий поставщик не несет ответственности за отпуск электроэнергии. Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, не доказана. Также общество указывает на процессуальные нарушения, допущенные государственным органом, и неверную квалификацию.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Считает, что событие и вина общества в совершении правонарушения доказаны. Также управление ссылается на отсутствие процессуальных нарушений со стороны заявителя.
Стороны, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по распоряжению N 902С/23 от 24.01.2011 г.. управлением проведена внеплановая проверка с целью государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2006 г.. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений": государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии Федеральным законом от 27.12.2002 г.. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно п. 2.2 Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 г.. N 2922, УМТУ Росстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Управлением совместно с испытательной лабораторией по контролю показателей качества электрической энергии Федерального государственного учреждения "УРАЛТЕСТ" для испытания поставляемой обществом электроэнергии по адресу: г. Первоуральск, пос. Шайтана, ул. А. Невского, 13 , произведен отбор образцов на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ", имеющим свидетельство об аккредитации.
Согласно результатам проведенных испытаний качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало обязательным требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", что является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г.. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Выявленные протоколами испытаний указанные нарушения требований государственных стандартов и обязательных правил к электрической энергии в электрических сетях и указанные в акте проверки от 08.02.2011 г.. явились основанием для составления Управлением 17.02.2011 г.. в отношении общества протокола об административном правонарушении.
В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст.23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования управления о привлечении общества к административной ответственности, исходил из доказанности административным органом события и вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Пунктом 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила функционирования), утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 г.. N 530, установлено, что качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно п. 15 раздела II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г.. N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в частности, обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии п.88 Правил функционирования гарантирующий поставщик или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Пунктом 114 указанных Правил функционирования предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
Поэтому на основании указанных правовых норм, регулирующих отношения в области энергоснабжения, общество обязано обеспечить соответствующее качество поставляемой (реализуемой) электроэнергии, которая должна соответствовать обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.
Судом первой инстанции установлено, что общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией, отвечающей перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. Общество как гарантирующий поставщик обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.
Также судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вследствие ненадлежащего контроля за качеством передаваемой электрической энергии общество допустило поставку (реализацию) потребителям электрической энергии, не соответствовавшей требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения".
Вина общества в совершении правонарушения заключается в отсутствии контроля за качеством электроэнергии, ее соответствию обязательным требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки. Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.
Выступая в качестве гарантирующего поставщика, общество обязано урегулировать в интересах абонента отношения по передаче электроэнергии, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Суду в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что обществом предпринимались какие-либо действия по контролю за качеством передаваемой электрической энергии.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности управлением вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заинтересованного лица о неправильной квалификации правонарушения по следующим основаниям.
Все требования государственного стандарта ГОСТ 13109-97 являются обязательными в силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г.. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", как обеспечивающие защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Контроль за соблюдением требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии (п.1 ГОСТа 13109-97).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в нарушении правил обязательной сертификации, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Поскольку совершенное обществом правонарушение нарушает государственный стандарт, который не относится к законодательству о защите прав потребителей, судом не принимается довод заявителя о квалификации правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативный уровень - это норма, относящаяся преимущественно к удельному расходу сырья, материалов, энергии на другие единицы, характеризующие объект потребления ресурсов.
Поскольку ст. 7.23 КоАП РФ не содержит требований соблюдения обязательных государственных стандартов, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", указанная норма в данном случае не применима.
Судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка общества на договор с ОАО "МРСК Урала", поскольку возложение обязанности по контролю за качеством электрической энергии только на сетевую организацию не соответствует требованиям пунктов 112, 114 Правил функционирования.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии процессуальных нарушений со стороны заявителя.
Назначение управлением времени для составления протокола в период с 10-00 до 16-00, не являлся существенным нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество осведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; свои возражения на протокол представило суду для решения вопроса по привлечению к ответственности. Данный факт не является существенным нарушением предоставленных законом обществу гарантий защиты прав.
Указанные обстоятельства не повлияли на процессуальные права общества на защиту при составлении протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, законный представитель общества был уведомлен надлежащим образом.
При назначении наказания в минимальном размере судом первой инстанции было учтено совершение правонарушения впервые, а также принятие обществом мер по устранению правонарушения.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
В результате изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 апреля 2011 года по делу N А60-4447/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4447/2011
Истец: УМТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта), Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта)
Ответчик: ОАО "Свердловэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4374/11