г. Санкт-Петербург
15 июня 2011 г. |
Дело N А56-52377/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пампу Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4221/2011) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 по делу N А56-52377/2010 (судья Васильева Н.В.), принятое
по заявлению ООО "Флагман"
к 1.Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, 2. Администрации МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, 3. Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
о признании отказа в государственной регистрации незаконным
при участии:
от заявителя: Чиркова В.С. (доверенность от 21.10.2010 г.. N 21/10, паспорт)
от первого, второго ответчиков: не явились (извещены)
от третьего ответчика: Федосеева К.А. (доверенность от 20.05.2011 г.. N 01-444/11-0, паспорт)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) от 31.08.2010 N 12/047/2010-373 об отказе в государственной регистрации и об обязании зарегистрировать право собственности на газовую котельную установленной мощностью 42 МВт с АБК, расположенную по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. п. нм. Морозова, ул. Скворцова, д.13.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Росреестра, Администрация Муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация), Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 по делу N А56-52377/2010 заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что суд не принял во внимание, что в состав газовой котельной входят и линейные объекты капитального строительства - газопровод высокого давления протяженностью 564,9 кв.м., тепловые сети протяженностью 1640 п.м. являющиеся частью объекта. Соответственно, котельная не является отдельно стоящим объектом капитального строительства. Суд первой инстанции при вынесении решения должен был применить часть 3 статьи 46 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой для строительства объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации газа требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что газовая котельная является объектом, для которого в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ прохождение государственной строительной экспертизы проектной документации не требуется. Наружный газопровод высокого давления и теплосеть являются отдельными объектами недвижимости, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2010 по делу N А56-42752/2010, которым признано незаконным решение Управления Росреестра об отказе в регистрации права собственности ООО "Флагман" на наружный газопровод высокого давления и теплосеть для газовой котельной. Газовая котельная является объектом производства тепловой энергии для нужд теплоснабжения и деятельность по переработке, транспортировке, хранению и реализации газа не осуществляет. Соответственно, является необоснованным довод Комитета о том, что газовая котельная является объектом переработки, транспортировки, хранения и реализации газа, для строительства которого по смыслу ч. 3 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды" требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу указало, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене. В течение срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие государственной регистрации, не устранены. При вынесении решения судом не учтено положение части 3 статьи 46 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому для строительства объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации газа требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Администрация МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 26.06.2009 г. N 1265 утвержден акт выбора земельного участка площадью 10000 кв.м., предварительно согласовано место размещения газовой котельной, земельный участок площадью 10000 кв.м. предоставлен 000 "Флагман" в аренду сроком до одного года для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в целях строительства газовой котельной.
Постановлением от 04.09.2009 г. N 2050 земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым Номером 47:07:17-03-021:0036 предоставлен ООО "Флагман" для строительства газовой котельной. На Основании указанного постановления между ООО "Флагман" и Администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области заключен договор аренды N 1638/1.6-08 от 24.09.2009 г.
На основании указанных выше документов ООО "Флагман" была разработана проектная документация по строительству газовой котельной, на основании которой Администрацией МО "Морозовское городское поселение" было выдано разрешение N К.Ш7504104-47 от 09.10.2009 г.
По завершении строительства Администрацией МО "Морозовское городское поселение" было выдано разрешение N КЦ~47504104-22 от 26.04.2010 г. на ввод газовой котельной установленной мощностью 42 МВт сАБК в эксплуатацию.
Вышеперечисленные документы 05.07.2010 г. были представлены ООО "Флагман" в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для государственной регистрации права собственности.
УФРС по СПб и ЛО письмом от 30.07.2010 г. N 12/047/2010-373 уведомило ООО "Флагман" о приостановлении государственной регистрации.
В связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации не были устранены, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области - правопреемник - УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) сообщением от 31.08.2010 г. N 12/047/2010-373 отказало ООО "Флагман" об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в регистрирующий орган поступило письмо Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области N 01-302/10-0 от 09.06.2010 г. о том, что разрешение на ввод в эксплуатацию газовой котельной выдано с нарушением порядка, установленного статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, т.е. без заключения органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, для государственной регистрации права собственности спорного объекта заявителем были представлены следующие документы: Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 26.06.2009 N 1265, которым утвержден акт выбора земельного участка площадью 10000 кв.м., предварительно согласовано место размещения газовой котельной, земельный участок площадью 10000 кв.м. предоставлен ООО "Флагман" в аренду сроком до одного года для проведения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в целях строительства газовой котельной; Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 04.09.2009 N 2050, которым земельный участок площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 47:07:17-03-021:0036 предоставлен ООО "Флагман" для строительства газовой котельной; разрешение на строительство газовой котельной N RU47504104-47 от 09.10.2009 Администрации, выданное в соответствии с проектной документацией; разрешение N RU47504104-22 от 26.04.2010 Администрации на ввод газовой котельной установленной мощностью 42 МВт с АБК в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с ч. 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с п. 9 ч. 3 указанной нормы к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 статья 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением предусмотренных данной статьей случаев.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 указанного Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что количество горючих веществ на спорном объекте превышает 200 000 тонн; что спорный объект является отдельно стоящим зданием с количеством этажей более двух и общей площадью более 1500 кв.м; что объект является особо опасным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что обжалуемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что в состав газовой котельной входят и линейные объекты капитального строительства - газопровод высокого давления протяженностью 564,9 кв.м., тепловые сети протяженностью 1640 п.м. являющиеся частью объекта; котельная не является отдельно стоящим объектом капитального строительства, а также о необходимости применения судом первой инстанции части 3 статьи 46 ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой для строительства объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации газа требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации, отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего.
В соответствии с пп.9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик представляет заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Вместе с тем из указанного пункта следует, что подобное заключение требуется, если для построенного объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Из представленных ООО "Флагман" в материалы дела доказательств, а также статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что котельная ООО "Флагман":
- не относится особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, поскольку подобного рода объекты не включены в перечень, предусмотренный статьей 48.1 Градостроительного кодекса РФ;
- для котельной санитарно-защитная зона установлена в пределах границ земельного участка, на котором расположена котельная (подтверждается Санитарно-эпидемиологическим заключением N 47.04.02.000.Т.000093.07.09 от 23.07.2009 г., см. лист 2 заключения: "проектом определены границы расчетной санитарно-защитной зоны по границе землеотвода").
- общая площадь котельной составляет 1239,7 кв.м., что меньше 1500 кв.м. (подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N К1147504104-22 от 26.04.2010 г.).
Таким образом, газовая котельная ООО "Флагман" является объектом, для которого в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ прохождение государственной строительной экспертизы проектной документации не требуется.
Довод Комитета о том, что газовая котельная не является отдельно стоящим объектом капитального строительства, поскольку в состав котельной фактически входят линейные объекты: наружный газопровод высокого давления протяженностью 564,9 м и теплосеть от газовой котельной протяженностью 1640 п.м. также отклоняется апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "Флагман" на выделенном земельном участке осуществило строительство трех объектов недвижимости: здание котельной 1239,7 м2, наружного газопровода высокого давления протяженностью 564,9 м и теплосети от газовой котельной протяженностью 1640 п.м. Вместе с тем, наружный газопровод высокого давления и теплосеть являются самостоятельными объектами недвижимости и имеют отдельные кадастровые паспорта, которые были представлены ООО "Флагман" в материалы дела.
То обстоятельство, что наружный газопровод и теплосеть являются отдельными объектами недвижимости также подтверждается решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2010 г.. по делу N А56-42752/2010, вступившим в законную силу 14.01.2011 г.. Согласно указанному решению было признано незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Флагман" на наружный газопровод высокого давления и на теплосеть для газовой котельной ООО "Флагман". Суд обязал Управление Росреестра зарегистрировать право собственности ООО "Флагман" на указанные объекты недвижимости.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что наружный газопровод высокого давления и тепловая сеть для газовой котельной не входят в состав газовой котельной, а являются самостоятельными объектами недвижимости. При указанных обстоятельствах довод Комитета о том, что газовая котельная ООО "Флагман" не является отдельно стоящим объектом капитального строительства, не соответствует действительности.
Таким образом, суд первой инстанции, изучив представленные ООО "Флагман" в материалы дела доказательства, сделал обоснованный вывод о том, что проектная документация газовой котельной ООО "Флагман" не подлежала государственной экспертизе по основаниям, указанным в п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе Комитет указал на то, что газовая котельная ООО "Флагман" является объектом переработки, транспортировки, хранения и реализации газа, для которого в соответствии с ч. 3 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды" было необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Данный довод Комитета является не состоятельным по следующим основаниям.
В обоснование своей позиции о необходимости получения ООО "Флагман" положительного заключения государственной экспертизы проектной документации строительства газовой котельной податель жалобы ссылается на положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вместе с тем податель апелляционной жалобы ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не представил доказательств, подтверждающих на котельной ООО "Флагман" осуществляется переработка, транспортировка, хранение и реализация газа и продуктов его переработки.
В настоящее время понятия транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов его переработки законодательством не предусмотрены, поскольку в 2006 г. лицензирование указанных выше видов деятельности было отменено. До 2006 г. понятия транспортировки, хранения и реализации газа и продуктов его переработки были предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 г. N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки".
В соответствии с положениями указанного выше постановления Правительства РФ под переработкой газа понимаются производственные процессы по разделению газа на фракции (в том числе очистку от примесей), смешивание (в том числе внесение добавок), изготовление из газа продукции; под транспортировкой газа понимаются технологические процессы по передаче газа и продуктов его переработки по магистральным газопроводам от пунктов грузоотправителей до пунктов сдачи грузополучателям, а также технологическое хранение, перевалку на другой вид транспорта, эксплуатацию производственно-технологического комплекса трубопроводов с подземными и наземными сооружениями, предназначенными для транспортировки газа, и ремонт указанных объектов, - под хранением газа понимается хранение газа и продуктов его переработки в специализированных хранилищах (на станциях хранения и в подземных хранилищах, в том числе в баллонах), внутрискладские операции (приемка, закачка и отбор); - под реализацией газа понимается оптовая и розничная торговля, связанная с непосредственным отпуском газа и продуктов их переработки, в том числе на газозаправочных станциях (пунктах).
Котельной, являющееся предметом судебного спора не осуществляется ни переработка, ни транспортировка, ни хранение, ни реализация газа. В соответствии со СНиП И-35-76 "Котельные установки" (ред. от 11.09.1997 г..) под котельной понимается комплекс зданий и сооружений, здание или помещения с котлом (теплогенератором) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенным для выработки теплоты в целях теплоснабжения.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что газовая котельная ОО "Флагман" является объектом производства тепловой энергии для нужд теплоснабжения, и деятельность по переработке, транспортировке, хранению и реализации газа указанная котельная не осуществляет.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 г.. по делу N А56-52377/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52377/2010
Истец: ООО "Флагман"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: Администрация МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7807/11
15.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4221/11
07.04.2011 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6095/11
20.01.2011 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-52377/10